Художественная керамика арабо-мусульманского средневекового Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Керамика заняла особое место в традиционной культуре арабо-мусульман. С одной стороны, она является весьма утилитарной вещью, с другой – сакральным предметом, оберегом, соединявшим в себе элементы скульптуры (форма сосуда) и живописи (роспись предмета). Одна из характерных особенностей керамики – ее повсеместное употребление. Она является неотъемлемой частью интерьера жилых и культовых сооружений. Керамика присутствует в мечетях в виде курильницы для благовоний, изразца, украшающего михраб, а также в домах совершенно разного достатка: это могли быть плошка для риса или изысканный кальян.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Общие особенности а-м. керамики ………………………………………….4
Керамика Ирана и Средней Азии ……………………………………………6
Китайское влияние ..…………………………………………………………..7
Самобытная а-м люстровая керамика ……………………………………….9
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат на тему художественная керамика арабомусульманского средневекового Востока.docx

— 39.91 Кб (Скачать файл)

Монгольское нашествие вызвало  упадок керамического производства. Монгольскими войсками были разрушены  гончарные мастерские в Ракке (1259). Часть мастеров была уведена в плен, часть бежала в Дамаск. Однако правление монгольской династии Ильханов (1256–1353) в Иране было благодатным временем для развития искусств.

Во второй половине 13 в. Было возобновлено производство люстровой керамики. Однако теперь гончары больше специализируются на изразцах, чем на посуде. Из изразцов особенно интересны плитки, имеющие форму многолучевых звезд и крестов (для выкладывания панелей). Обычно они сплошь покрыты сложными орнаментальными и изобразительными мотивами, выполненными люстром. Из плиток делались также большие плоскости для бордюров, часто имеющие эпиграфический орнамент. Интенсивными по цвету и изысканными по композиции выглядели яркие желто-голубые плиты, покрытые диковинными цветами и фантастическими птицами с радужным оперением; выполненные цветными глазурями, они становились центрами декоративных настенных панно.

До нашего времени дошли лишь немногие керамические предметы, изготовленные  в арабской Испании. Ко второй половине 14 в. Относятся получившие мировую  известность так называемые «альгамбрские» вазы, созданные, по всем данным, в Малаге специально для украшения дворца в Гранаде. Сохранилось около дюжины образцов, которые находятся в музеях Санкт-Петербурга, Стокгольма, Палермо, Берлина, Мадрида, Гранады, а также в частных собраниях. Эти вазы представляют особую группу восточной средневековой керамики. Как правило, они обладают внушительными размерами – около 140 см. высоты. По форме альгамбрские вазы напоминают распространенные в Восточном Средиземноморье большие сосуды для хранения воды, вина и масла.

Это сосуды яйцевидной формы, суженные снизу. На плечиках плоские, похожие  на крылья ручки. Поверхность ваз  обычно покрыта орнаментом в виде горизонтальных фризов или вертикальных полос. Преобладает растительный орнамент, перемежающийся с полосами эпиграфических надписей. Наряду с люстром, в декорировании некоторых ваз применены синяя и белая краски. Одна из наиболее совершенных ваз находится в коллекции Эрмитажа. Яйцевидный корпус вазы покрыт декором, сочетающим растительный узор с эпиграфическими надписями вокруг тела сосуда, а также медальонами на уровне плечиков вазы. Изображенные на плоских ручках вазы алебарды оканчиваются раскрытой ладонью руки. Естественно, что создание такой совершенной формы потребовало длительного, опирающегося на определенные художественные традиции процесса. Подобные вазы обычно снабжались специальными подставками. Это создает эффект легкости вазы, чему способствует и цвет, выдержанный в почти монохромной гамме. Слегка зеленоватая, с нежнейшим перламутровым отливом люстровая роспись по светло-желтому фону сообщает керамическому изделию благородство и изящество.

Мотивы андалусской керамики воспроизводили и в Сирии, где изготовляли  суженные в средней части кувшины  с покатыми плечиками, называемые «альбарелло», в которых восточные купцы везли в Европу сушеные пряности и специи. Даже эта «тара» была украшена темно-синей глазурью и росписью. Уже после того, как арабы покинули Андалусию, стали известны так называемые «валенсийские» фаянсы. Их производство было сосредоточено в маленьких городках, расположенных вблизи Валенсии, центром которых был Манизес. Хотя еще в 13 в. Этот район был завоеван испанцами, традиции мавританского прикладного искусства здесь сохранялись.

Из сохранившихся образцов самые  ранние виды валенсийской керамики относятся к первой половине 15 в. Они представлены несколько грузными по форме плоскими круглыми блюдами с небольшим прямым бортом, тазами, цилиндрическими сосудами (так называемыми «альбареллями») и вазами. К концу 15 в. появляются чрезвычайно оригинальные по форме вазы. Их называли «крылатыми», так как большие ручки напоминали крылья. Не менее интересны и блюда с двумя вертикальными бортиками (внешним и внутренним), украшенные геометрическим орнаментом. На подобных изделиях еще долго сохранялась псевдоарабская эпиграфика. В центральной части блюда помещался герб с изображением орла – эмблемой города Валенсии.

При разнообразных тенденциях валенсийская керамика отличается большим стилистическим единством. Она привлекает несколько суровой, но очень ярко выраженной декоративностью образа, который строится на контрасте крупных цветовых пятен (как правило, темно-синего цвета) и переливающегося люстра. Композиция декора четкая, а любое изображение предельно лаконично и торжественно. Мусульманские мотивы сохранялись в искусстве Андалусии весь 15 в. Синтез испанского и мавританского искусства впоследствии стал фундаментом современной испанской культуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно отметить, что столь не простой и насыщенный этап развития керамики средневекового арабо-мусульманского Востока, не только не препятствовал её расцвету, а даже поспособствовал. До сих пор мы можем наблюдать прекрасные образцы того времени и обращаться к их примеру для создания современных керамических изделий. По сей день традиционная керамика Среднего и Ближнего Востока не перестаёт удивлять, восхищать и пользоваться широким спросом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные источники:

 

  1. Адамова А.Т. Земное искусство – Небесная красота. Искусство ислама. Каталог выставки под ред. Пиотровского М.Б. - Гос. Эрмитаж. С-Пб., 2000 г.
  1. Авадяева Елена, Щеглова. И. Ислам. Энциклопедия культуры и искусств. – Эксмо. Серия: Религии мира, 2010 г.

start="3"

 Барбара Бренд. Искусство Ислама. – ФАИР, 2008 г. 

  1. Кверфельдт Э. К. Керамика Ближнего Востока. -  Государственный Эрмитаж, 1947 г.
  2. Фокина Л.В. История Декоративно-прикладного искусства: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 
  3. Веймарн Б.В., Виппер Б.Р. Всеобщая история искусств. – М.: Искусство, 1965.

 

Интернет-источники:

 

  1. http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/nikolaeva_07_03_2011.pdf
  2. http://www.krugosvet.ru/
  3. http://artiques.ru/taxonomy/term/42
  4. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st007.shtml
  5. http://dic.academic.ru/
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Исламское_искусство

 


Информация о работе Художественная керамика арабо-мусульманского средневекового Востока