Характеристика вокального голоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:23, реферат

Описание работы

К основным физическим характеристикам звучания певческого голоса относят: интонационную, динамическую и тембральную.

Файлы: 1 файл

лор2.docx

— 53.72 Кб (Скачать файл)

О выравнивании певческих  гласных.

В вокальной педагогике особое внимание уделяется ровности звучания голоса на всех гласных, так как это является одним из основных признаков поставленного голоса. Именно поэтому выравнивание гласных — одна из важнейших задач в работе с певческими голосами. У опытного певца с хорошо поставленным голосом все гласные звучат одинаково не только по силе, но и по тембру. «Пестрота» звучания голоса, когда все гласные формируются по-разному, выдает неопытного певца.

У начинающих певцов одни гласные  в тембральном и динамическом отношении звучат лучше, а другие хуже. В этом проявляется их индивидуальность. Задача учителя заключается в  том, чтобы выявить у данного  ученика хорошо звучащую гласную  и по этому образцу выровнять  все остальные, не допуская при этом грубого искажения их фонетической определенности.

«Выровнять» гласные – это значит, что певец должен стремиться сохранять по возможности тот артикуляционный уклад, который непроизвольно сложился на хорошо звучащей гласной, при пении всех других, т. е. научиться петь все гласные в одной вокальной позиции.

Певцы различают низкую или  высокую вокальную позицию соответственно при наличии или отсутствии виброощущений  в области маски.

С акустической точки зрения пение на высокой вокальной позиции  сопровождается полноценным озвучиванием резонаторов, а на низкой – они  могут не озвучиваться совсем. Это  со всей отчетливостью отражается на тембровом звучании голоса.

С физиологической точки  зрения «вокальная позиция» связана  с относительной стабилизацией  артикуляционного аппарата и положения  гортани при пении различных  гласных, что и является одним  из условий выравнивания их звучания.

Задача выравнивания гласных  связана не только с индивидуальными  особенностями певцов, но и с жанровым направлением в вокальном искусстве. Поэтому решается она по-разному, в зависимости от специфики звучания голосов в соответствии со стилевыми  традициями. Так, например, в академическом  пении принято формировать прикрытое  и округлое звучание голоса по образцу  гласных о, у. В народном пении  звучание голоса формируется по типу открытого гласного и, а в эстрадном  — звукообраз исходит от открытого  гласного э. Однако в концертной практике нередко можно встретить певцов, исполняющих народные или эстрадные  песни в академической манере.

Для выравнивания гласных  при пении на одной высоте певцу  следует стремиться удерживать мягкое нёбо в одинаковом для всех фонем  положении, а при пении гласных  на разной высоте — по принципу: чем  выше нота, тем выше нёбо. Только в этом случае можно избежать рефлекторного подъема гортани в связи с повышением тона и сохранить ее относительную стабильность при пении разных по высоте звуков.

В зависимости от расположения артикуляционных органов можно  наблюдать рефлекторные перемещения  не только гортани, но и диафрагмы. В  этом и проявляется координация  в работе голосообразующего комплекса, включающего в себя энергетическую, генераторную и резонаторную системы, т.е. дыхание, гортань и артикуляционный  аппарат.

При пении поставленным голосом  гортань и диафрагма соотносятся  между собой как два конца  одной пружины. Стабилизации положения  гортани будет способствовать и  соответствующее положение диафрагмы. Вот для чего во время фонационного выдоха необходимо стремиться к сохранению положения вдоха, что относится  к сохранению вдыхательной установки, прежде всего диафрагмы, а следовательно  и гортани.

Взаимосвязь громкости  и высоты звучания голоса.

В певческом голосе существует рефлекторная взаимосвязь силы голоса и высоты тона. При повышении высоты голоса непроизвольно увеличивается  и его громкость, и наоборот.

Эта же особенность голоса лежит и в основе исторически  сложившейся эстетической закономерности исполнения музыкальной фразы и  в вокальной, и в инструментальной музыке: движение мелодии вверх обычно сопровождаетсяcrescendo, а движение мелодии вниз — diminuendo. Впечатление об усилении звука при движении мелодии вверх может быть связано с самим фактом повышения высоты.

Физиологическая особенность  нашего слуха проявляется в том, что к высоким звукам наше ухо  более чувствительно, чем к низким. Поэтому если певец будет петь восходящий звукоряд с одинаковым усилием  голоса, то слушателю будет казаться, что по мере повышения тона звук как будто усиливается. Благодаря  тому, что он может произвольно  менять громкость голоса, это впечатление  можно еще и усиливать в  известных пределах в связи конкретными  художественными задачами.

Умение петь восходящий звукоряд, не усиливая голоса, т.е. петь высокие  звуки без напряжения, так же легко  и спокойно, как и примарные  звуки в речевом диапазоне, является признаком правильной постановки голоса у певца.

3.Тембральная характеристика певческого голоса

Качественная  оценка тембра певческого голоса.

Тембр певческого голоса –  наиважнейшая характеристика вокального искусства.

Часто тембр голоса называют окраской голоса или просто цветом голоса. По тембру мы легко различаем  голоса знакомых. По тембру вокальные  педагоги определяют тип голоса певца, степень его профессионализма.

Первая забота вокального педагога — это свобода голосового аппарата учеников при пении. Степень свободы или избыточная напряженность звучания голоса хорошо воспринимаются на слух. Специалисты ценят резонансное пение, округленность гласных, плавность регистровых переходов, звонкость и полетность голоса, близкую и высокую вокальную позицию, певческое вибрато, богатство тембровых красок.

Характеризуя качество тембрового звучания голоса на слух, музыканты  редко дают ему определения из области зрительных, пространственных, осязательных и других ассоциаций: например голос льющийся или, наоборот прямой, как палка. Звук голоса: округлый или плоский; мягкий или жёсткий; резкий, трескучий или тусклый, матовый; металлический или ватный, разваленный  или собранный; грудной или головной; опертый или неопертый, худосочный; активный или вялый; позиционно заваленный или низкий; белый, открытый, или  темный, перекрытый; тремолирующий, гнусавый, гудкообразный, бархатный, надсадный, крикливый, задавленный, удушенный, горловой, утробный и т.д.

Все бесконечное разнообразие, которое мы различаем в звуках певческого голоса, является результатом  различных сочетаний и изменений  во времени только трех характеристик звука: частоты колебаний источника звука, амплитуды колебаний и обертонового состава самого звука певческого голоса.

Эти три характеристики при  оценке на слух мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр голоса.

Форманты гласных  в пении.

Первичный звук возникает  на голосовой щели. Оказалось, что  он совершенно не похож на те звуки, которые мы слышим в пространстве. У этого звука нет ни тембра, ни формы гласного или согласного. В формировании привычных речевых звуков, узнаваемых на слух, явно главная роль принадлежит ротоглоточному каналу. Именно в нем – благодаря изменению его формы и проявлению резонансных эффектов – и происходит окончательное формирование формы звуков и их тембра. Каждая гласная имеет ротовую и глоточную форманты. Их присутствие в спектре гласных, которые произносят разные люди и на разной высоте тона, и дает возможность нашему уху воспринимать их именно в такой форме. Эти форманты принято называть формантами гласных, то есть главными, определяющими эти гласные частотами. Остальные обертоны, присутствующие в тембре голоса говорящего или поющего, составляют его индивидуальную краску.

Приведем примеры ротовой  и глоточной формант гласных:

  • и – полость рта мала, гласная резонирует на высокой частоте 3200Гц, которая приближается к высокой певческой форманте и потому применяется вокальными педагогами для высокого светлого тона, глоточная форманта – 370Гц,
  • у – глотка широко растягивается, поэтому резонирует на низкой частоте – 900Гц и рекомендуется педагогами для нахождения грудного резонирования, частота ротовой форманты – 400Гц,
  • о – частота глоточной форманты – 1000Гц, ротовой – 700Гц. Весь объем рупора становится как бы однородным, поэтому педагоги по вокалу рекомендуют эту букву для выработки округлого звука,
  • а – близка к гласной о, имеет частоты соответственно 700Гц и 1000Гц,
  • е — 700 Гц и 1400 Гц.

Объем ротовой полости  увеличивается в последовательности: и – е – а – о –  у. Объем глоточной полости уменьшается  примерно в той же последовательности.

Высокая и низкая певческие форманты.

К профессиональному академическому голосу применимы следующие определения: звучит ярко, с большим количеством  «металла» или «серебра», округло, мягко, объемно, с «бархатом». Путем  анализа спектра голоса удалось  установить, что «блеск», «металличность», «серебристость» определяется наличием в голосе так называемой высокой певческой форманты, т. е. наличием высокочастотной области, в которой сосредоточено 30-35% звуковой энергии голоса. Для низких голосов эта высокочастотная область находится около 2500-2800Гц, для высоких голосов – 3200Гц.

В вокальной педагогике существует также понятие низкой певческой форманты в области 517Гц. С помощью аппаратуры было определено, что от этой формантной области зависит «мясистость», «бархатистость» голоса. У профессионального певца голос выровнен с точки зрения регистрового строения и умения формировать гласные так, чтобы сохранялись области высокой и низкой певческих формант. Вот так с позиций акустики можно объяснить тезис итальянских педагогов: «Ставь грудь на голова, голова – на грудь».

Полетность.

От наличия высоких  певческих формант зависит способность  голоса пробивать зал, перелетать через  оркестр – полетность голоса. Если с помощью приборов вырезать из голоса эту высокочастотную область, то голос теряет блеск, становится глухим, далеким, заметно уменьшается по силе. Эта высокая форманта соответствует фа четвертой октавы.

Рентгенологические исследования процесса пения профессионалов показали, что у певца образуется сужение  при входе в гортань. Размер этой полости равен 2,5-3см, и соответственно она резонирует на частоте 2500-3000Гц.

Высоких обертонов много  бывает и в голосе, когда певец  применяет твердую атаку. Если атака  вялая, то голос носит «несобранный»  характер.

Итак, первичный тембр, возникающий  на голосовых связках, изменяется за счет резонанса в трахее, гортани, глотке, рту. В трахее и гортани  оформляются певческие форманты, в глотке и во рту – форманты гласных.

Акустика также объясняет  наличие носового призвука. Если мягкое нёбо опущено, то в носоглотке образуется канал, в котором поглощаются  частоты порядка 2000Гц. Отсутствие этих частот в голосе и воспринимается ухом слушающего как носовой призвук.

Направленность певческого голоса вперед, на зрителя, зависит  от наличия в нем высокой певческой  форманты. Акустика показывает, что  такие шипящие, как с, ц, ш, щ и  др., имеют в своем спектре много  высоких частот, поэтому в вокальной  педагогике уделяется особое внимание произнесению согласных такого типа с точки зрения дикции и близкого звука.

Певческое вибрато.

Тембр певческого звука определяется спектральным составом, во-первых, а  во-вторых, он зависит от вибрато. На слух при наличии естественного вибрато голос воспринимается свободно льющимся, теплым. При вибрато с частотой 6-7 колебаний в секунду меняются все характеристики звука: высота, сила, тембр. При более редких пульсациях в голосе появляется эффект «качки». При более частых колебаниях говорят, что в голосе слышится «барашек» или «тремоляция». Голос в процессе вибрато изменяется по высоте на 1/2 тона, т.е. он вибрирует около средней частоты, которая воспринимается как основной тон. В голосе ребенка вибрато слабо выражено. Различают вибрато высоты, тембра (т.е. на одной и той же высоте характер звука изменяется от более светлого к более темному) и вибрато силы звука.

О высокой позиции.

С умением настраивать  работу организма так, чтобы в  голосе возникала область высокой  певческой форманты и именно в  ней шла концентрация энергии  певческого голоса, связана высокая позиция звука. Это понятие можно определить как физиологическое приспособление голосового аппарата для получения максимальной силы звучания голоса при минимальных затратах энергии. Именно поэтому устремления педагогов по вокалу таковы, что они работают в первую очередь над высокой позицией звука, а не над его силой.

 

Литература: http://vocteacher.mazaycom.ru


Информация о работе Характеристика вокального голоса