Герои портретов Д.Г.Левицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:50, реферат

Описание работы

Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора.

Содержание работы

Введение
1. Раннее творчество Д. Г. Левицкого.
2. Расцвет творчества художника
3. Поздний период творчества
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

герои портретов левицкого.docx

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Д. Левицкий «Портрет Ф. С. Ржевской и княжны Н. М. Давыдовой» (1772). Русский музей

Справа изображена в голубом форменном платье (для воспитанниц второго возраста) Ф. Ржевская. Н. Давыдова (слева) – в форменном платье кофейного цвета (для воспитанниц младшего возраста).

Феодосия Степановна Ржевская (1760-1795) была дочерью генерал-поручика С. М. Ржевского и С. Н. Ржевской, урожденной баронессы Строгановой. Вышла замуж за князя М.Н. Голицына, члена Государственной думы, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора.

Настасья Михайловна Давыдова (1764?-?) происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор М. М. Давыдов, был губернатором в Тамбове.

Портрет прост и не содержит усложняющих композицию предметов и аксессуаров.

В центре портрета – фигура старшей воспитанницы (Давыдовой). Видно, что она позирует художнику. Её фигура как будто изображает танцевальное движение: рука в танцевальном жесте и выдвинутая из-под платья ножка.

Младшая девочка тоже позирует: она сжимает край своего платья, а другой рукой держит белую розу – символ чистоты и добродетели. Но позирование её смягчается детской непосредственностью, с которой она смотрит на свою старшую подругу снизу вверх. В её взгляде чувствуется восхищение.

 

Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская. 1773 (Русский музей, Санкт-Петербург). 

На полотнах развертывается живописное повествование о героинях, которые живут одновременно и в театрализованном облике, и в собственном замкнутом мире взрослеющей юности. В портретах воспитанниц старшего возраста Е. Н. Молчановой (1776. ГРМ) и Г. И. Алымовой (1776. ГРМ) двойственность образа усиливается: каждая из них — конкретная личность и одновременно аллегория Науки и Музыки.

На рубеже 1770-х — 1780-х годов в художественной манере портретиста произошел явственный сдвиг. Радостное приятие жизни, мажорные интонации портретных образов будто исчерпали себя к концу десятилетия.

Портретные характеристики персонажей психологически усложняются, становятся подчас противоречивыми. Теперь в лицах современников Левицкий отмечает черты рефлексии, горечи, быть может, наделяя своих героев собственными видением мира. Такое мироощущение прослеживается в «рембрандтовском» портрете старика-священника (1779. ГТГ), директора Певческой капеллы М. Ф. Полторацкого (1780. ГРМ), М. А. Львовой-Дьяковой (1781. ГТГ).

 Портрет М. А. Дьяковой. 1778 (Третьяковская галерея)                                                                                         Портрет М. А. Львовой. 1781(Третьяковская галерея).

Мария Алексеевна Львова (урождённая Дьякова; 1755—1807) — жена архитектора Н. А. Львова, одна из известнейших муз Русского Просвещения. Дочь обер-прокурора Сената Алексея Афанасьевича Дьякова и Авдотьи Петровны, урождённой княжны Мышецкой. Родная сестра второй жены Г. Р. Державина, Дарьи Алексеевны, и жены В. В. Капниста, Александры Алексеевны Капнист.

В 1779 году, несмотря на запрет родителей, вступила в тайный брак с Николаем Львовым. Через четыре года родители смягчились и признали зятя.

Марья Львова отличалась большой привлекательностью, сценическими дарованиями. И. И. Хемницер посвятил ей сборник своих басен. Стихотворный ответ на эту любезность, обычно приписываемый перу Львовой, скорее всего сочинён самим Н. А. Львовым, так как черновик находится в его записной книжке.

На смерть М. А. Львовой Державин отозвался стихотворением:

«Убежала радость прочь,

Прелести сокрылись мира.»

 Это становится особенно очевидно при сравнении двух портретов, — друга художника, архитектора, поэта, музыканта Николая Львова (1773—1774 гг. Гос. литературный музей) и его собственного автопортрета (1783. Челябинская картинная галерея), — которые во многом нарочито перекликаются по композиции.

Портрет Н.А. Львова. 1774 (Третьяковская галерея, Москва).

Портрет архитектора, поэта и музыканта Николая Александровича Львова (1751–1803) скромен и в то же время благороден по своему художественному решению. Не отвлекаясь на детали, автор представляет зрителю блестящего представителя русского Просвещения. Уравновешенная композиция, сдержанный колорит, свет, выделяющий лицо модели, воссоздают облик незаурядного человека – энергичного, образованного, щедро наделенного разнообразными талантами, обладающего чувством собственного достоинства, внутренне свободного и независимого, того, о которых писал граф А.Р.Воронцов: «Я всегда был того мнения, что люди имеют собственную их достоинствам внутреннюю цену, которой не в состоянии отнять у них никакой деспот». Поэт, переводчик, архитектор, график, музыкант, ботаник, инженер-изобретатель и собиратель русских народных песен – далеко не полный перечень талантов Н.А.Львова. Представитель духовной элиты своего времени, он был близким другом поэтов Г.Р.Державина, В.В.Капниста, и И.И.Хемницера, художников Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского. Львов был женат на М.А.Дьяковой. Львов получил образование в полковой школе лейб-гвардии Измайловского полка, был членом Российской Академии и почетным членом Императорской Академии художеств, директором Российских каменноугольных приисков и Училища землебитных строений. Он являлся крупным архитектором XVIII века, представителем стиля классицизм. По его проектам возведены здание Почтамта в Петербурге, Борисоглебский собор в Торжке, усадьбы в Новоторжковском уезде. Львов изобрел оригинальный способ строительства домов из прессованной земли (землебитное строительство). По этому методу было построено здание Приората Мальтийского ордена в Гатчине, сохранившееся до сих пор.

В 1780-е годы Дмитрий Григорьевич Левицкий был прославленным и популярным художником. Его не обделяют престижными заказами на парадные портреты. Он пишет графиню и придворную даму Урсулу Мнишек (1782. ГТГ), графа Ф. Г. Орлова (1785 ГРМ), фаворита Екатерины II А. Д. Ланского (1782. ГРМ), итальянскую певицу Анну Давиа Бернуцци (1782. ГТГ), графиню, директора Академии наук Е. Р. Дашкову (1784. Место нахождения неизвестно) и многих других.

Портрет Урсулы Мнишек. 1782 (Третьяковская галерея, Москва).

Урсула Мнишек по рождению принадлежала к высшему кругу аристократии. Она - дочь польского воеводы Яна Замойского и Людвиги Понятовской, сестры последнего польского короля Станислава Понятовского. В первом браке - Потоцкая. В 1781г вышла замуж за Михаила Мнишека, придворного литовского маршала.

Она была фрейлиной Екатерины II, впоследствии кавалерственной статс-дамой. Урсула Мнишек была не только светской львицей, но и женщиной, по меркам своего общества, образованной. Современники в своих мемуарах упоминают о ней как об интересной собеседнице.

Отличавшаяся изрядными начитанностью и интеллектом, Мнишек увлекалась искусством и прекрасно рисовала, оставила весьма ироничные и полные великолепных портретных характеристик мемуары, где Екатерина II предстает «актеркою, ведущей свою ролю на театре»; а она сама - изнеженной, волевой и властной красавицей, умеющей сдерживать свои чувства в придворной обстановке.

 
 
 Портрет Анны Давиа Бернуцци 1782г  
 
Куртизанка и cоблазнительница, «первая певица оперы-буфф и вторая — серьезной оперы», итальянка Анна Давиа Бернуцци (1733-1811) прибыла в Санкт-Петербург, в 1781. 
Была любовницей князя А.A.Безбородько, который тратил на неё огромные деньги: он платил ей ежемесячные 8,000 золотых рублей, в течение ее отпуска в Италии, снабжал ее деньгами и драгоценностями. Узнав об этом, Екатерина II выслала прелестницу из России, дав на сборы 24 часа. 

Портрет А. Д. Ланского. 1782 (Русский музей, Санкт-Петербург).

Александр Дмитриевич Ланской (8 марта 1758, Смоленская губерния — 25 июня 1784, Царское Село) — генерал-поручик, генерал-адъютант, действительный камергер и кавалер орденов Святого Александра Невского, Белого орла, Святого Станислава, Святой Анны и Полярной звезды; фаворит Екатерины II.

Получил домашнее воспитание. В конце 1770 г. был записан в Конную гвардию, в начале октября 1779 г. был приближен ко двору, сделан флигель-адъютантом и действительным камергером. На святой неделе 1780 г. Ланской поселился в Зимнем дворце в должности флигель-адъютанта императрицы в чине полковника; в 1783 г. произведен в генерал-поручики и назначен шефом Кавалергардского полка; 1 февраля 1784 г. пожалован генерал-адъютантом.

Находясь при дворе, серьёзно занялся своим образованием, заинтересовался искусствами. Ланской умел несколько сглаживать отношения императрицы к цесаревичу Павлу Петровичу. Государственными делами он не занимался, хотя не раз имел случай оказать влияние на императрицу; при нем приезжали в Россию Иосиф II, принц Фридрих Вильгельм Прусский, наследник Фридриха II, и, наконец, Густав III, на свидание с которым Ланской сопровождал Екатерину во Фридрихсгам. Каждый из них старался привлечь на свою сторону Ланского, но он держал себя очень сдержанно и своих взглядов не высказывал.

Вообще, Ланской обладал большим тактом. Он избегал придворных интриг; даже родные не имели к нему доступа. Значение Ланского при дворе было велико. Не отличаясь крепким здоровьем, Ланской часто хворал; в 1783 г. он упал с лошади и сильно разбил себе грудь. Умер Ланской неожиданно — как раз когда Екатерина готовила ему графский титул, — после пятидневной болезни жабой и горячкой, в ночь с 24 на 25 июня.

Императрица велела похоронить Ланского вблизи дворца в Собственном садике, а на месте падения своего любимца с лошади велела заложить церковь и кладбище. После освящения церкви (архитектор Дж. Кваренги) прах Ланского был перезахоронен вблизи церковной стены. С этой могилы началось Казанское кладбище в Царском Селе.

Скорбь императрицы была велика; она с сестрой Ланского уехала в Петергоф и в это лето не возвращалась в Царское Село.

Дашкова пишет в своих мемуара:

Любовник Ланской был холодно вежлив со мной; может быть, потому, что я со своей стороны не вызывала его на особое расположение. Впрочем, он оказывал мне обычное внимание, очевидно, под влиянием внушений самой императрицы. Когда граф Андрей Шувалов возвратился в Петербург, он сразу сделался нахлебником молодого любимца и не упускал ни одного случая излить на меня желчь своей злости.

Одним из таких репрезентативных портретов, который стал вехой на творческом пути мастера, стала «Екатерина II — законодательница» (1783. ГРМ).

 

Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии). Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века. Произведение занимает особое место в искусстве XVIII века. В нем в аллегорической форме воплотился идеал эпохи – образ просвещенного монарха. Художник представляет свою героиню в виде жрицы богини правосудия Фемиды. Государыня, в одеянии, напоминающем античную тогу, с лавровым венком на голове вместо короны, стоит перед скульптурным изображением Фемиды, под которым воздвигнут алтарь. На нем Екатерина сжигает цветы мака – символ сна и покоя. У ее ног – книги Законов, которые охраняет орел, олицетворяющий державность, государственность. На дальнем плане видны море и корабль, свидетельствующие о защищенной военным флотом торговле – залоге экономического процветания империи. Строго продуманная композиция картины является аллегорией идеально устроенного государства в представлении эпохи Просвещения. Отвлеченная идея воплощена художником с великолепным живописным размахом. Сияющая фигура императрицы среди пурпурного убранства храма создает мощный, праздничный цветовой аккорд, как нельзя лучше отвечающий задаче прославления и триумфа.  Произведению сопутствовал шумный успех, и автор несколько раз повторял свое творение (одна из копий находится в Третьяковской галерее).

За свою жизнь Левицкий написал не менее двадцати двух изображений венценосной особы, но императрица не настолько благоволила мастеру, чтобы позировать ему. Во всяком случае, исследователи не располагают никакими письменными свидетельствами об этом. Художник воспроизводил образ царицы с других работ портретистов. Например, создавая в 1782 году очередной портрет государыни, он воспользовался «Портретом Екатерины II перед зеркалом» Вигилиуса Эриксена. В других случаях он, очевидно, использовал в качестве модели свою жену Настасью Яковлевну, чей портрет хранится в Русском музее. Супруга художника действительно была схожа с Екатериной II.

В 1770—1780-х годах возрастает стилистическое мастерство Левицкого, который проявил себя одним из самых чутких и восприимчивых мастеров своего времени. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной «цветности» барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма. Не ограничивая себя рамками однажды найденной формы, мастер каждый раз выбирает новый способ выражения в точном соответствии с своим замыслом, исходя из особенностей личности запечатлеваемого человека. На пути пристального наблюдения натуры художник приходит к системе реалистического живописного образа. В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму. В таком направлении шло развитие качеств, присущих ему изначально.

Д. Левицкий "Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) 1785

 

Портрет дочери Агаши, скорее всего, сделан накануне её замужества. Чтобы придать образу большую значительность, он избрал форму поколенного парадного портрета, но неожиданно изменил аксессуары: Агаша изображена в образе крестьянской девушки в соответствующем наряде, который очень идёт к её миловидному лицу, счастливому и смущенному одновременно. Всё в этом портрете очевидно и прекрасно. Он отличается особой теплотой.

В 1790-х годах Левицкий написал огромное количество заказных портретов официального характера. Это и прославленные полководцы екатерининских войн, кавалеры ордена св. Владимира — В. А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов, П. В. Завадовский, Н. В. Репнин, С. К. Грейг, И. Л. Голенищев-Кутузов, В. П. Коновницын; видные дипломаты и советники Екатерины II — С. Р. Воронцов, П. В. Бакунин-Меньшой, И. И. Шувалов, Г. А. Потемкин, А. А. Безбородко. Портреты подобного ряда представляют собой новый разработанный Левицким тип просветительского репрезентативного портрета. Отказавшись от барочной пышности и классицистической атрибутики, художник рассматривает свою модель трезво и деловито. Он не ищет новые композиционные решения, эффектные позы, жесты. Простота и чувство собственного достоинства — вот те «изящности душевные», которые он подчеркивает.

Информация о работе Герои портретов Д.Г.Левицкого