Формирование у детей бережного отношения к природе в процессе занятий на пленере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы: Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знание о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках появляются новые темы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....2
Глава 1 Краткий исторический анализ пленэрной практики по изобразительному искусству
1.1 Определение и возникновение пленэрной живописи……………4
1.2 Становление пленэрной практики в русской художественной школе…………………………………………………………………………….5
1.3 Выводы по главе I…..…………………………………………………12
Глава II. Формирование у детей любви к природе в процессе занятия на природе
2.1.Приемы и методы, направленные на формирование бережного отношения к природе………………………………………….……………….13
2.2. Занятие рисования пейзажа, как фактор формирования творческой личности …………………...…………………………................15
Заключение……………………………………………………………......18
Список литературы……………………………………………………....19

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.04 Кб (Скачать файл)

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет — линия — объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция. 
Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. Принцип связи искусства с жизнью реализуется в идейно-тематическом содержании занятий: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Искусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ — художник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека". 
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсированы в системе дополнительного образования. 
Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за "круглым столом ", университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей — солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Слушая произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, Римского-Корсакова, Прокофьева, школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают ожизни и творчестве композиторов.

 Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается  в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников правильно  смотреть и понимать кино и телефильмы. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры. 
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное — создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров. 
Социально-педагогические исследования показали, что школьники довольно интенсивно посещают кино, смотрят видеофильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним  из компонентов целостного педагогического  процесса, призвано сформировать у  школьников стремление и умение строить  свою жизнь "по законам красоты".[4]

 

2.2. Занятие рисования пейзажа, как фактор формирования творческой личности

Природа  все больше осознается как важное универсальное  по силе эстетического  воздействия средство эстетического  воспитания детей и юношества.

Общение с  природой обогащает эмоциональную  и нравственную  сферу личности, способствует формированию таких чувств, как доброта, человеколюбие. Поэтому  в условиях  НТР, когда непосредственное общение с природой сокращается, особенно  важно использование  природы как источника и символа  патриотических чувств.

Актуально звучат слова К.Г. Паустовского:  «Мы до сих пор пренебрегаем красотой природы  и не знаем всей силы ее культурного  и морального воздействия на человека, забывая, что патриотизм немыслим без  чувства родной природы и без  любви к ней. Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен  охраняться законом. Потому что он плодотворен,  облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил…» 

Созревание  творческой личности -  это развитие ее задатков, созревание и дифференцирование  чувств, формирование системы ценностей  и отношений к миру, к обществу, людям, природе, труду и т.д. Одной  из важных составляющих творческого  потенциала человека является умение видеть мир образно и непосредственно. В развитии такого умения огромную роль играет восприятие природы.

Психологи, обращая внимание на помехи, препятствующие  формированию творческого потенциала, в числе других называют  отсутствие достаточного количества чувственных  впечатлений  в  детском  возрасте. Ребенок не знает, как появляются весной первые  всходы, растений, как распускаются цветы и т.д. Как следствие этого, постепенно обедняется фонд  его представлений – источник работы воображения, остается неразвитой и эмоциональная сфера личности.

В воспитании у человека способности видеть прекрасное в природе и наслаждаться этой красотой значительную роль играет изобразительное  искусство. Не в последнюю очередь  то, как будет осуществляться воздействие  природы на формирование личности ребенка, его природных задатков зависит  от учителя изобразительного искусства, что представляет высокие требования не только  к качеству его профессиональной подготовки, но и к уровню его  духовной культуры, его нравственным качествам, сформированности его эстетических вкусов.

Не случайно Л. Леонов в статье «Мысли о родной природе» писал о необходимости « создать кадры… вдохновенных педагогов – поэтов родной природы», а В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально – эстетическим видением окружающего мира»

Необходимо  отметить, что художественная деятельность детей сама по себе еще не обеспечивает их эстетического воспитания, если они лишены широких и разнообразных контактов с окружающей действительностью, особенно с природой. Эстетическое воспитание  в целом и формирование эстетического вкуса, в частности, должно  строиться на практически – действенной основе путем постоянного  повторения эстетических переживаний, создания у детей фиксированной установки на восприятие эстетически выразительных форм и явлений природы. [5]

   Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми педагог умело, знакомит ребят.

Характеризуя  особенности восприятия детьми стихов о природе, исследователь детского творчества В. И. Лейбсон отмечает, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике фабулы, описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес дошкольника. Он не может поставить себя на место центрального образа, что характерно для восприятия ребенка, а поэтому должен искать другие пути для проявления активности.

Трудности восприятия стихов о природе обусловлены  еще и тем, что у детей, особенно городских, мало знаний о явления  природы и ее образах, поэтому  они не могут активно привлекать свой опыт.

Однако лирика природы, по выражению В. И. Лейбсона, развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Эстетическое  восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает  знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без  которого немыслима творческая деятельность. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которое им ранее не воспринимались, т.е. поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.[6]

 

 

Заключение:

Чтобы сформировать человеческие чувства, соответствующие богатству  окружающей  природы, а также образовать саму способность наслаждаться природой необходима регламентированная деятельность - используя объекты и явления природы, развивать у детей  восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки.

Вместе с детьми рассматривать  объекты природы и замечать их изменчивость по сезонам (изменение  цвета растений и плодов), по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере роста животных (изменение пропорций тела), изменение положения тела животных и птиц  при движении и разных позах.

    При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать  внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить  объекты природы в рисунке (и других видах изобразительной  деятельности). В процессе наблюдений в природе, которые осуществлять каждый день, необходимо развивать у

разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, животного (разумеется, если это не опасно), установление качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности кинестетические  при обведении предмета рукой по основной формы, частей; обонятельные с целью запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы наблюдении за явлениями природы, животными, насекомыми и т.п. Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта.

   На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев обведение формы пластины листа по контуру, окраски листа: основных цветов и оттенков при освещении (для детей старшего возраста). При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и  других объектов природы: красота (цельность, ажурность, изящество и другие) формы, строения, цвета, цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы цвета в другой. Собирание, рассматривание разнообразных материалов, составление разнообразных изображений комбинирования разных природных материалов. Складывание

листьев разнообразных предметных, сюжетных и композиций, составление  букетов. Рисование (лепка, вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных и других природных объектов. С детьми старших подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья, семена), “Домино” и др.

Можно предложить  детям  нарисовать контуры разных по листьев, а затем заполнить пластину листа  внутри штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять разнообразие и варианты, придуманные детьми.

  В старшей и подготовительных группах - рисование листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с натуры. Детям можно предложить вырезать и  наклеить, красивые осенние листья, составить реальную или декоративную композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п. Характеризуя природные явления, следует широко привлекать художественное слово. Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как  можно больше разнообразить изобразительные материалы,  

использование детьми различных  способов  изображения.                                               

Сбор природного материала  для поделок из него, рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций.  Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление  (исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы,      

деревьев и др.  Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение   

облаков в разную погоду, в разное время дня.               

Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с  характерными изменениями в  эти периоды времени  (расцвечивание  листьев, распускание почек, увядание травы, цветение цветов и др.).                                    

Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях. Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, с подгруппами).                                            

Развитие детского творчества в процессе изображения объектов животного мира.                                            

Учить детей изображать животных в рисунках (лепке,   аппликациях). С этой целью выделять общие и  конкретные признаки животных, форму  и строение тела, форму частей, их величину и место положения по отношению к главной части.   Подобрать иллюстрации в детских  книгах разных художников, в

которых изображены объекты природы, пейзажи.              

Обратить внимание детей  на разнообразие образного решения   изображения. Выделить с детьми разнообразные  приёмы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать  манеру и отдельные средства выразительности разных   художников.                                               

   Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое,  необычное увидел в природе.                                

  Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К  Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др.   

Информация о работе Формирование у детей бережного отношения к природе в процессе занятий на пленере