Фаина Раневская

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Наверное, невозможно в истории советского кинематографа найти персону более яркую и эксцентричную, чем Фаина Георгиевна Раневская. Эта феноменальная женщина сумела сделать невозможное: именно с ее подачи «кабачная ругань» и «похабство» в подчеркнуто морализаторском советском обществе перестали вызывать у окружающих наигранные приступы панического ужаса. Находились, конечно, и те, кто воспринимал выходки великой актрисы в штыки, но все же победа ее была очевидной: даже в кругах интеллигенции смаковались сочные цитаты Раневской. Фаина Раневская была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям - увы, кино любило ее только в качестве "характерного персонажа".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Детство……………………………………………………………………..4-5 стр.
Раневская…………………………………………………………………….5 стр.
Решение стать актрисой…………………………………………………….5 стр.
Провинциальная актриса…………………………………………………6-7 стр.
Снова в Москве………………………………………………………………7 стр.
Дебют в кино…………………………………………………………………8 стр.
«Муля, не нервируй меня!»……………………………………………….8-9 стр.
«Мечта»…………………………………………………………………...9-10 стр.
«Свадьба»………………………………………………………………..10-11 стр.
«Весна»…………………………………………………………………..11-12 стр.
«Золушка»…………………………………………………………….....12-13 стр.
Другие работы послевоенных лет…………………………………..…13-14 стр.
50-е годы. Работа в театре………………………………………………14-15 стр.
Одиночество………………………………………………………….….15-16 стр.
Кино. 50-60-е годы……………………………………………………...…..16 стр.
Великая актриса.………………………………………………………...17-18 стр.
Заключение……………………………………………………………....19-20 стр.
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат фаина раневская к зачету.docx

— 946.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Детство……………………………………………………………………..4-5 стр.

Раневская…………………………………………………………………….5 стр.

Решение стать актрисой…………………………………………………….5 стр.

Провинциальная актриса…………………………………………………6-7 стр.

Снова в Москве………………………………………………………………7 стр.

Дебют в кино…………………………………………………………………8 стр.

«Муля, не нервируй меня!»……………………………………………….8-9 стр.

«Мечта»…………………………………………………………………...9-10 стр.

«Свадьба»………………………………………………………………..10-11 стр.

«Весна»…………………………………………………………………..11-12 стр.

«Золушка»…………………………………………………………….....12-13 стр.

Другие работы послевоенных лет…………………………………..…13-14 стр.

50-е годы. Работа в театре………………………………………………14-15 стр.

Одиночество………………………………………………………….….15-16 стр.

Кино. 50-60-е годы……………………………………………………...…..16 стр.

Великая актриса.………………………………………………………...17-18 стр.

Заключение……………………………………………………………....19-20 стр.

Список литературы…………………………………………………………21 стр.

Приложение…………………………………………………………...…22-26 стр.

 

 

Введение

Наверное, невозможно в истории  советского кинематографа найти  персону более яркую и эксцентричную, чем Фаина Георгиевна Раневская. Эта феноменальная женщина сумела сделать невозможное: именно с ее подачи «кабачная ругань» и «похабство» в подчеркнуто морализаторском советском обществе перестали вызывать у окружающих наигранные приступы панического ужаса. Находились, конечно, и те, кто воспринимал выходки великой актрисы в штыки, но все же победа ее была очевидной: даже в кругах интеллигенции смаковались сочные цитаты Раневской. Фаина Раневская была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям - увы, кино любило ее только в качестве "характерного персонажа".

Почему? Тогдашний министр  кинематографии Большаков так объяснял причину в официальном, заметьте, письме: "Семитские черты Раневской  очень ярко выступают, особенно на крупных  планах". Она не сыграла ни одной  великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия.

 

 

Детство

Фаина Раневская родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в г. Таганроге в в состоятельной еврейской семье. Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова (из некоторых источников – Валова)). В семье было четверо детей – два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат.

Как признавалась сама Фаина Георгиевна, она не была счастлива в родительском доме: «Мне вспоминается горькая моя  обида на всех окружавших меня в  моем одиноком детстве…» Почему же, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще  брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой? Возможно, причина в  ее повышенной ранимости из-за легкого  заикания, которым Фаина страдала от рождения.

Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших  классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать  ее оттуда. «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не    научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…» – признавалась впоследствии Фаина Георгиевна.

В то же время Фаина получила обычное  для девочки из обеспеченной семьи  домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

 

Раневская

Увлечение кино пришло Фаине лет  в двенадцать. Свое первое впечатление  от увиденного она описывала так: «Обомлела. Фильм был в красках, возможно, «Ромео и Джульетта». Я в экстазе, хорошо помню мое волнение…»

Чуть позже началось увлечение  девочки театром. Первые посещения  городского театра оставили в ее душе неизгладимые впечатления, но настоящее  потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый  сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Кстати, псевдоним «Раневская» именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: «Как красиво они летят!». Ее спутник тогда заметил: «Вы совсем как Раневская». Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.

 

Решение стать актрисой

Как признавалась Раневская, профессию  она не выбирала – она в ней  таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.

Отец снисходительно относился  к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении  стать профессиональной актрисой. Это  вызвало скандал и разрыв с  семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться  сценическому мастерству. Поэтому в 1915 году она покинула Таганрог и  уехала в Москву.

 

Провинциальная актриса

Надеждам Фаины не было суждено  исполниться. Ни в одну из лучших театральных  школ она не была принята, и девушка  устроилась в частную школу. Но и  ее вскоре пришлось оставить, поскольку  у Раневской просто не было средств  оплачивать обучение.

Зато повезло в другом. К девушке с участием отнеслась актриса Гельцер. Это она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой. И хотя Фаине пришлось играть в массовке, но для нее было настоящим счастьем даже просто находиться рядом с известными актерами. В те годы там играли великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа, Певцов. Кстати именно Певцов предрек, что Раневская станет знаменитой актрисой.

Отыграв сезон в Малаховском театре, Раневская в 1916 году подписала договор с антрепризой Ладовской на роли «героинь-кокет» и уехала в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу. Начались ее скитания по провинциальным театрам – Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону…

Весной 1917 года вся семья Фельдман эмигрировала, Фаина осталась одна в России. В Ростове она познакомилась  с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой Раневская обрела надежного друга на всю жизнь. В годы Гражданской войны Вульф приютила Раневскую, а помогал им выжить знаменитый драматург Макс Волошин.

Тогда же Раневская была принята  в труппу «Театра актера», главным  режиссером которого был Павел Анатольевич  Рудин. Актриса успешно дебютировала в роли Маргариты Кавалини в «Романе», а затем играла в спектаклях: «Живой труп», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца…», «Гроза», «На дне», «Ревизор», «Женитьба» и других». Одной из лучших работ актрисы была роль Шарлотты в «Вишневом саде».

В 1925 году Павла Вульф и Фаина  Раневская поступают в передвижной  Театр Московского отдела народного  образования (МОНО). Но, просуществовав один зимний сезон, театр закрылся, и актрисы вновь возвращаются в провинцию. Вновь начинаются из скитания – Святогорский театр при санатории донбасских шахтеров, Бакинский рабочий театр. Затем были Гомель, Смоленск, Архангельск, Сталинград и вновь Баку…

 

Снова в Москве

Все эти годы Раневскую не покидает мысль о Москве. В 1930 году она пишет  письмо главному режиссеру московского  Камерного театра Александру Таирову  с просьбой принять ее. Первоначально  следует отказ, но затем режиссер меняет свое решение. И вот с 1931 года Раневская становится актрисой этого  театра. Дебютирует в Москве Раневская  ролью в спектакле «Патетическая  соната». Причем дебютирует удачно, но спустя некоторое время спектакль  снимают с репертуара…

Поскольку других ролей у нее  не было, Раневская в 1935 уходит в  Центральный театр Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть мать в  пьесе «Чужой ребенок», сваху в  пьесе Островского «Последняя жертва», Оксану в пьесе Корнейчука «Гибель  эскадры» и главную роль в пьесе  Горького «Васса Железнова».

В 1939 году Раневскую пригласили в  Малый театр. Выступать на сцене, где играла великая Ермолова! Раневская  соглашается, но тут возникают неожиданные  препятствия. Из театра Красной Армии  ее отпускать не хотели, и актриса  ушла со скандалом. В то же время  старейшины Малого оказались категорически  против ее прихода в труппу. В  итоге Раневская осталась без  работы…

 

 

 

 

Дебют в кино

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного  театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой мопассановской новелле.

Как признавалась Раневская, съемки были очень сложными. Отопление не работало – павильоны сохраняли температуру  холодильной камеры, и у актеров  зуб на зуб не попадал. Постоянная суета, мучительно долгая установка  света, шум аппаратуры, вечная неразбериха…

Фильм снимался в немом варианте. Тем не менее, чтобы лучше прочувствовать роль, Раневская достала подлинник  мопассановского рассказа и затвердила несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.

Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.

 

«Муля, не нервируй меня!»

После «Пышки», несмотря на успех, Раневская  решила больше в кино не появляться – «слишком это все мучительно». Тем не менее, спустя три года она  приняла предложение режиссера  Игоря Савченко сняться в роли попадьи в фильме «Дума про казака Голоту». К этому времени актриса как раз осталась без работы в театре, и кино захватило ее.

В 1939 году Фаина Раневская снимается  сразу в трех кинокартинах. В фильме «Человек в футляре» режиссера Анненского она сыграла роль жены инспектора, в картине «Ошибка инженера Кочина» режиссера Мачерета – роль жены портного Гуревича – Иды. Но настоящую известность актрисе принесла комедия Татьяны Лукашевич «Подкидыш».

В «Подкидыше» Раневская сыграла  самоуверенную, командующую подкаблучником-мужем женщину. Актриса специально для своей роли придумала несколько хлестких фраз. Одна из них – Муля, не нервируй меня – стала по-настоящему крылатой. Эта фраза впоследствии преследовала ее всю жизнь. При виде актрисы мальчишки на улице начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!».

Все это необычайно раздражало Раневскую, со временем она стала просто ненавидеть роль, давшую ей популярность. Как-то она  даже призналась в этом Анне Ахматовой. «Сжала руки под темной вуалью» –  это тоже мои Мули, – ответила она.

Много, много лет спустя, когда  Леонид Ильич Брежнев вручал Фаине  Георгиевне Раневской орден Ленина, то и он не смог удержаться – скорчил  рожу и пропищал: «Муля, не нервируй меня!». Фаина Георгиевна презрительно пожала плечами и сказала: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!» Брежнев страшно смутился и тихо ответил: «Извините, просто я вас очень люблю». На чем инцидент и исчерпался.

 

«Мечта»

В 1940 году Михаил Ромм пригласил Фаину  Раневскую сниматься в социально-психологической  драме «Мечта». Актриса рассказывала: «За всю долгую жизнь я не испытывала такой радости ни в театре, ни в кино, как в пору нашей второй встречи с Михаилом Ильичем. Такого отношения к актеру – не побоюсь слова «нежного», – такого доброжелательного режиссера-педагога я не знала, не встречала. Его советы, подсказки были точны, необходимы. Я навсегда сохранила благодарность Михаилу Ильичу за помощь, которую он оказал мне в работе над ролью пани Скороход в «Мечте», и за радость, когда я увидела этот прекрасный фильм на экране».

Эту картину Михаил Ромм стал снимать  после того, как побывал в Западной Украине, присоединенной к нашей  стране в конце 30-х. Впечатления от увиденного и легли в основу фильма. Раневская сыграла роль хозяйки  меблированных комнат – мадам  Розу Скороход. Эта работа открыла  огромное трагическое начало в таланте  Фаины Раневской. В ее героине  парадоксально смешивались сострадание  и жесточайшая беспощадность  к тем, кто ниже ее по социальному  статусу, всепоглощающая скупость и  такая же безмерная любовь к сыну-неудачнику, ради которого она живет, трудится, совершает низости, понимая в  глубине души всю бесполезность  этих усилий… Выдающийся драматург Теодор Драйзер высоко оценил игру актрисы.

 

«Свадьба»

После начала войны Фаина Раневская  была эвакуирована в Ташкент, где  пробыла до 1943 года. В 1943 году Раневская  вернулась в Москву, и была принята  в Театр драмы (ныне – театр  имени Вл. Маяковского). Она снялась в нескольких рядовых фильмах, после чего была приглашена на роль Мамаши в фильме «Свадьба».

Режиссер Исидор Анненский собрал великолепный актерский ансамбль. Помимо Фаины Раневской, в «Свадьбе»  снялись: Эраст Гарин, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Николай Плотников, Михаил Пуговкин и многие другие. Фаина Раневская позже высказывалась о картине и о самом режиссере весьма отрицательно, считая, что Анненский, во-первых, полностью извратил чеховскую прозу, а во-вторых, не использовал в полной мере талантливых актеров.

Информация о работе Фаина Раневская