Древняя Греция – колыбель европейской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков, или эллинов. Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих. В своей курсовой работе я хочу рассказать о нравах и обычаях древних греков, о великих греческих поэтах и ученых, которые восхищают нас до сих пор, об удивительной архитектуре и скульптуре и о многом другом.(см. рис. 1) Хотя классической Греции давно не существует, влияние ее наследия на мировую культуру будет продолжаться еще долгие и долгие годы.

Содержание работы

I. Введение

с. 2
1. Культура Эллады в X-XII вв. до н.э.
2. Культура "Темных веков" (XI-IX вв.) до н. э.
3. Культура архаического периода (VIII-VI вв.) до н. э.
4. Греческая культура в V веке до н. э.
5. Греция в IV в. до н.э.
с. 3
с. 7
с. 8
с. 12
с. 19
III. Заключение.
с. 23
IV. Литература.
с. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая раб-древн-греция.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

Оригинально и решение одного из

его портиков, где колонны заменены

 шестью фигурами девушек-кариатид.

В скульптуре искусство высокой клас-

сики ассоциируется, прежде всего,

 с творчеством Мирона, Фидия и

Поликлета. Мирон завершил искания

 мастеров предшествующего времени,

 стремившихся передать в скульптуре

 движение человека. Фидий прославил-

ся своими скульптурными изображе-

ниями божеств, особенно Зевса и

 Афины. В 60-е годы Фидий создает

 колоссальную статую Афины Промахос,     рис. 11 Мраморное здание Парфенона

возвышавшуюся в центре Акрополя. Идеальный гражданин полиса –                     

основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V в. до н. э. эффект светотени, т. е. положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений.

 

5. ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н.Э.

 

5.1 ФИЛОСОФИЯ

А) Платон, Аристотель.

IV век до н. э. оказался очень плодотворным периодом для развития культуры, особенно философии, ораторского искусства. В это время были созданы две самые известные философские системы - Платона и Аристотеля. Платон (426-347 гг. до н. э.) принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах. Его философская концепция оказалась тесно переплетенной с социально-политическими взглядами. В трактатах "Государство" и "Законы" Платон создал модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой верного построения государства он считал правильную трактовку понятия добродетели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться философы, люди, обладающие знанием.

Не меньшей популярностью пользовалось учение Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), философа, имевшего давние и прочные связи с македонским двором. Ученик Платона, Аристотель занимался в Афинах научными исследованиями и преподаванием в гимназии Ликее. Аристотель вошел в историю, прежде всего как ученый-энциклопедист. Его наследие - настоящий свод знаний, накопленных греческой наукой к IV в. до н. э.: по некоторым сведениям, число написанных им работ приближалось к тысяче. Аристотель в отличие от своего учителя полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны одного явления. Учение о природе предстает в его трактатах, прежде всего как учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся представителем диалектики, которая была для него методом получения истинных и достоверных знаний из знаний вероятных и правдоподобных. Ученый выступал также в роли историка, педагога, теоретика красноречия, создателя этического и политического учения.

Б) Учение Киников.

В этот же период Антисфеном (450-360 гг. до н. э.) и Диогеном Синопским (умер ок. 330-320 гг. до н. э.) были заложены основы философского учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время. Киники IV в. до н. э. противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по их мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого общества.

5.2. ИСТОРИКИ ГРЕЦИИ IV ВЕКА

Исторический жанр был представлен, прежде всего, известным историком Ксенофонтом, уроженцем Афин (428-354 гг. до н. э.). Основная историческая работа Ксенофонта, "Греческая история", хронологически продолжает труд Фукида, охватывая период с конца Пелопонесской войны до битвы при Мантинее, и служит одним из главных источников по истории IV в. до н. э. Главный недостаток сочинения Ксенофонта - сознательная необъективность: он перекраивает историю по своему вкусу, создавая в целом искаженную картину, ибо одни события попросту замалчивает, о других, достаточно важных, говорит мимоходом, третьи всячески раздувает. Ксенофонт известен также как автор трактатов о жизни и философии Сократа, военных мемуаров, произведений, посвященных экономике и организации хозяйства, этюда о тирании и специальных работ о кавалерии и охоте.

Кроме труда Ксенофонта, от исторических произведений IV в. до н. э. дошли отрывки из "Оксиринхской истории" неизвестного автора, описывающие события 90-х годов. Название свое рукопись получила по месту находки - городу Оксиринху в Египте. Немногие сохранившиеся фрагменты не дают возможности получить представление о композиции работы и принципах ее построения. Можно определенно говорить лишь об очень подробном изложении событий и расхождении в описании фактов с Ксенофонтом.

Работы других историков этого периода не сохранились, уцелели лишь немногие разрозненные отрывки; имена авторов и названия трудов дошли в передаче других писателей.

5.3. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО.

Греция IV в. до н. э. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала.

Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью пользовались Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был и Сократ (436-338 гг. до н. э.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг. до н. э.) также оставил о себе память как о выдающемся ораторе. Два оратора прославили себя не на политическом, а на судебном поприще. Лисии (459-380 гг. до н. э.), живость изображения, хорошее знание законов, удивительное, по отзыву Дионисия Галикарнасского, изящество речи обеспечивали ему в судебных разбирательствах неизменные победы. Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных ораторов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в. до н. э. появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию, - "Риторика" Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

5.4. ЛИТЕРАТУРА

В этот период ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры - драму и лирику. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни. Явный спад наблюдается и в лирике. IV век до н. э. дал только одного знаменитого лирика - Тимофея Милетского, от поэтического наследия которого сохранились лишь отрывки. Он пользовался в Элладе большой популярностью, с похвалой упоминается Платоном и Аристотелем.

5.5. ИСКУССТВО

Аналогичные процессы протекали и в искусстве. IV век до н. э. обычно рассматривается как время поздней классики, период перехода к искусству эллинизма.

А) Архитектура.

Показательно, что после Пелопонесской войны не только сократилось монументальное строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее известных памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394 г. Он был построен и украшен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза.

Зодчество стало приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимназиям (см. рис.12). Новые тенденции в архитектуре выразились и  стремлении создать общеэллинский стиль - койнэ; здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.


Подъем переживала архитектура малых форм, имеющая много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победа на состязаниях 335 г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства.

Б) Скульптура. 

Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения, красоты и одухотворенности человека, стремление показать многообразие характеров. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.

В) Живопись.

О живописи IV в. до н. э. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и в теории. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, создал трактат о художественном мастерстве. Тенденции Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умирающую на поле битвы мать, к груди которой тянется ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной из фресок в Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему тонирование своих мраморных статуй. В IV в. до н. э. достигло расцвета искусство малых форм, отмеченное грацией и изяществом. Оно прославлено терракотами мастеров Танагры. Вазовая живопись, напротив, вступала в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора, появилась небрежность в рисунке. В целом искусство данного периода расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Всю историю древней Греции принято делить на две большие эпохи: 1) микенская цивилизация и 2) античная цивилизация.

Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность культуры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. до н. э. творчество Эллады полно жизненности. Хочу заметить, что гречес-кой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда поня-тий, например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита,                              «Столбы поднебесья» в Фессалии

получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. до н. э. и многократно воспроизведено в II тыс. до н. э. в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды.

В XXX-XII вв. до н. э. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.

Затем в течение нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв. до н. э.) в своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю.

За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом философии: математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и др. Греки,  умело, используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры. В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, что она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась. Зато мы можем судить о вазописи, которое в отличие от многих других искусств гораздо более динамично, многообразно и быстрее откликается на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Таким образом, период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции.

За архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.). В философии V в. до н. э. основным направлением является натурфилософия, материалистическая в своей основе и пифагореизм, противостоящий ей. Но чем больше она отрывается от реальных знаний, тем больше общественный скептицизм к натурфилософии, выразителями которого стали софисты. Возникновение софистического движения связано с общим усложнением структуры общества. Они сыграли большую роль в духовном перевороте в греческом обществе в середине V в. до н. э., в результате которого в центре философии оказывается не мир, а человек.

Конец V-IV в. до н. э. - период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников.

           Характеризуя культуру Греции в целом, следует отметить, что в политике и науке и искусстве был сделан шаг вперед. Культура, созданная греками, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация. Не случайно мы будем в философии, как и во многих других областях культуры, постоянно обращаться к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества. Я считаю, что культуру Древней Греции мы в полном праве можем называть колыбелью европейской культуры.

Информация о работе Древняя Греция – колыбель европейской культуры