Древнерусское исскуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:47, реферат

Описание работы

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство Древней Руси. Дохристианское мировоззрение можно представить по рус. народным сказкам. Изображения богов и богинь в то время большей частью делались из дерева и до нас не дошли.
Кроме того, они уничтожались на протяжении веков. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах.
До 80-х г. XX в. был известен всего один целый памятник др.-рус. каменной скульптуры - Збручский идол, найденный в середине прошлого века и хранящийся в музее Кракова.

Файлы: 1 файл

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО.docx

— 18.93 Кб (Скачать файл)

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство  Древней Руси. Дохристианское мировоззрение  можно представить по рус. народным сказкам. Изображения богов и богинь в то время большей частью делались из дерева и до нас не дошли.

Кроме того, они уничтожались на протяжении веков. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим  фрагментам и обломкам, найденным  при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах.

До 80-х г. XX в. был известен всего  один целый памятник др.-рус. каменной скульптуры - Збручский идол, найденный в середине прошлого века и хранящийся в музее Кракова. Идол с р. Збруч (приток Днестра) представляет собой высокий (2,7 м) 4-гранный столб, на каждой из 4 сторон которого изображены различные фигуры, расположенные 3 ярусами. Предполагается, что 3 горизонтальных яруса изображений символизируют деление вселенной славянами на небо (мир богов), землю (мир людей) и подземный мир, таинственные обитатели которого держат на себе землю. Верхняя часть столба - общая для 4 богов шапка. Под ней в рост изображены 4 фигуры. На главной лицевой стороне - богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник - круг, сложенный из булыжников. Ров образует 8 дугообразных лепестков. В каждом из них во время праздника горел ритуальный огонь.

Языческие капища в виде небольших (14-30 м) площадок со рвом и валом встречаются  во многих местах. Если в низменных  местах такие святилища занимали естественное или специально насыпанное возвышение, то в холмистых они  сооружались на главных вершинах возвышенности. Такое святилище  в С.

Буковине было обнаружено около ключей в Ржавинском лесу. Округлая площадка вершины холма была окружена валом диаметром 24, шириной 5 - 6 и высотой 1,5 м. На вершине вала найдены специальные площадки из камней для жертвенных огней и 4-гранный столб высотой 2,5 м без украшений, который в древности стоял в центре площадки. После принятия христианства он был сброшен в ров.

Дохристианская Русь знала и  литье, и чеканку, керамику и вышивку, владела тонким искусством эмалей. Она производила искусные ювелирные  вещи - бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры - славянский вариант "звериного стиля".

Традиции языческих времен сохранялись  и после крещения Руси. Несмотря на запрещения изображать что-либо на стенах храмов, кроме орнамента и  живописи, мастера-каменотесы при сооружении их ухитрялись вырубать из камня и  запрещенную скульптуру. Недалеко от Владимира находится одно из прекраснейших  зданий всей др.-рус. архитектуры - церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Сейчас она стоит уединенно на берегу р. Старицы и воспринимается не только как памятник архитектуры, но и как скульптура. Как статуя она вертикальна, устремлена ввысь. Высотность смягчена мотивом полукружия: полукружием закомар, перекрытий, декоративных арочек, дверей и, наконец, венчающим полушарием главы, которая раньше была шлемовидной. Стены оживляет рельеф, который не ограничивается пилястрами и аркатурой: в закомарах сделаны лепные украшения. Посередине их - человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, ниже загадочные женские маски. Аналогичная, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа - ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь также представлены старые божества - олицетворения природных сил, те самые фантастические твари, которые встречались еще на дохристианских украшениях "звериного стиля", которые и потом, столетия спустя, вплетались в заставки и буквицы рукописных евангелий.

В XI в. строились богато украшенные храмы св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке. Софийский храм в Киеве  был украшен мозаиками и фресками греч. мастеров, но в них заметно и влияние рус. художников. Мозаика сохраняет всю красочность и линейную изысканность зрелого византийского стиля, но в них меньше созерцательного спиритуализма, больше жизненной энергии, прямой обращенности к людям. Богородица в конце апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - Оранта (молящаяся), считалась олицетворением "матери городов русских". По легенде - пока стоит эта "Нерушимая стена", будет стоять и Киев. Облик и поза Оранты, оберегающий жест поднятых рук напоминали Берегиню славян. Фигура Оранты кажется живой: она как будто идет навстречу, смотрит в глаза всем, кто входит в храм; золотой нимб над ее головой ярко светит даже в сумерках.

По сравнению с владимирскими  новгородские церкви выглядят приземистыми, скупыми на украшения, но зато крепко сшитыми. Внутри они расписывались, снаружи их стены большей частью росписи и скульптуры не имели. Мозаичная техника развития не получила, но зато обрела жизнь фреска (живопись по сырой штукатурке). Наиболее интересная роспись конца XII в. была в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице. Сохранилась лишь незначительная часть его фресок. Они представляют собой целую галерею новгородских жителей в облачении христианских святых - мужественные, коренастые, суровые фигуры.

Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились  старики - родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы "дедов-сказителей", которые позднее изображались как  старцы русских монастырей, русские  отшельники. Росписи Феофана Грека (XIV в.) продолжают традиции новгородской фрески, но он вносит в нее динамичность: порывистые белые штришки - "движки" оживляют темно-терракотовые узкие  лики, подобно молниям. Его "Старец Макарий" на фреске Спасо-Преображенской церкви в Новгороде - человек, обуреваемый страстями. Традиции фресковой живописи продолжались в иконописи.

 

Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); эта слово объединяет в  себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой  весьма различной.

Зодчество.

Древнерусское зодчество, развивавшееся  на протяжении восьми веков, до конца  ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых и постепенно эволюционизирующих стилистических черт и признаков. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры, причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений –жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. В деревянных постройках объемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей "жесткости" деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная "амплитуда" от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов».

 Дерево украшало Русь теремами  и деревянными храмами, избами  и мельницами, колодцами, и, конечно,  за долгие годы сложилось искусство  резьбы и росписи по дереву.

И хотя из-за пожаров мало сохранилось  старинных деревянных построек, но и они дают представление о  прекрасных теремах и палатах. Из дерева строились и избы – добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой.


Информация о работе Древнерусское исскуство