Древнерусская эмаль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:40, реферат

Описание работы

Искусство художественной эмали насчитывает более двух тысяч лет. Классическая история искусства рассматривает развитие художественного эмалирования в связи с формированием культуры центрально - европейских стран.
Несмотря на значительную и убедительную историю, художественное эмалирование все еще находится в процессе развития, и качество работы определяет в первую очередь практический опыт эмальера, так как сложные проблемы состава эмалей, обжига и сцепления металла с эмалью, а также многие другие технические вопросы продолжают совершенствоваться. Художники, работающие сегодня с традиционными ювелирными эмалями, также активно используют и горячие технические эмали, что позволяет им расширить художественную выразительность современных образов и форм. Произведения российских художников – эмальеров по достоинству оценены не только на отечественных профессиональных художественных выставках, но и на крупнейших международных форумах: в старинном эмальерном центре Европы – Лиможе (Франция), в Ла Корунье (Испания), Ковингтоне (США) и других городах и странах мира.

Содержание работы

1.Введение
2.Древнерусская Эмаль
3.Художественная Эмаль
4.Драгоценная История Эмали
5.Эмаль,Свойства,Состав,Применение
6.Эмаль в Декоративно-прикладном искусстве
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

Искусство художественной эмали.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Традиции эмальерного  искусства не забыты и сегодня. Несмотря на сложность и трудоемкость, современные художники работают в этой технике, создавая уникальные произведения, например, петербургские  художники по технике горячей эмали Наталья Верещако, Анна Терещенкова или Ашот Аракелян, продолжающие традиции эмалей великого Фаберже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Эмаль, Свойства, Состав, Применение. 

ЭМАЛЬ, тонкое и прочное стеклообразное покрытие, наплавленное на поверхность металла. В качестве металла обычно используется сталь или чугун; медь, бронза, золото и серебро чаще покрываются художественной эмалью. Эмалевое покрытие на поверхности металла имеет свойства стекла, защищая металл от коррозии.

Нанесение стекла на металлы для украшения применялось  уже за много веков до новой  эры; образцы этого древнего искусства  имеются во всех крупных музеях мира. Секреты клуазонне (перегородчатая эмаль), шанлеве (выемчатая эмаль), финифти и миниатюр были известны еще древним мастерам, однако только в 19 в. стекло научились наносить на чугун и сталь, что в конце концов привело к созданию современной эмалевой промышленности.

Свойства. Эмалевые стекла отличаются от обычных стекол во многих отношениях. Их коэффициент теплового расширения должен быть немного меньше, чем у металла, на который они наносятся. Расплав эмали должен образовывать ровный сплошной слой и хорошо сцепляться с основой (металлом или предыдущим эмалевым покрытием). Физические, оптические и химические свойства эмалей изменяются в широких пределах. Прочность эмалей на растяжение обычно составляет от 280 до 350 МПа, модуль продольной упругости (модуль Юнга) – от 50 000 до 60 000 МПа, коэффициент теплового расширения – от 3×10-5 до 3,5×10-5.

Для каждого  конкретного применения следует  выбирать такое эмалевое покрытие, чтобы его свойства соответствовали  ожидаемым условиям работы. В одних  случаях наиболее важным свойством может быть внешний вид, блеск, цвет или белизна, в других – кислотостойкость, атмосферостойкость или механическая прочность. Эмаль на кухонной плите может не быть кислотостойкой, но должна выдерживать резкие перепады температуры и иметь приятный внешний вид. Напротив, цистерна для химреактивов должна быть предельно кислотостойкой, а ее внешний вид имеет второстепенное значение. Проверить кислотостойкость эмали в типичных домашних условиях очень просто: надо оставить каплю сока лимона на эмалевой поверхности на 15 мин, а потом, смыв ее, посмотреть, потерян ли блеск. Это очень чувствительный тест, поскольку сок лимона – весьма характерная агрессивная кислота, а его воздействие, даже небольшое, легко различимо глазом.

Эмалевые покрытия металлов могут иметь любой цвет, в том числе черный и белый. Цвет покрытия можно подбирать, и он устойчив, т.е. не исчезает и не меняется со временем. Можно получать как высокоглянцевые, так и матовые эмалевые поверхности.

СОСТАВ  ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ НА ЛИСТОВОМ ЖЕЛЕЗЕ
Грунтовая эмаль Покровная эмаль
Исходные   
материалы
Содержание, % Исходные  материалы  Содержание, %
Полевой шпат 30,80 Обезвоженная  бура 22,80
Диоксид кремния 21,54 Пирофиллит 23,90
Бура 30,80 Диоксид кремния 9,40
Кальцинированная  сода 9,24 Силикофторид  натрия 10,70
Плавиковый  шпат 4,08 Плавиковый  шпат 5,80
Криолит 2,10 Оксид цинка 3,10
Оксид марганца 0,62 Карбонат  кальция 1,20
Оксид кобальта 0,41 Силикат циркония 21,60
Оксид никеля 0,41 Нитрокарбонат натрия 1,50
ПРИМЕРЫ СОСТАВА ЭМАЛЕЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ
Алюминий Медь
Исходные  материалы  Содержание, % Исходные  материалы  Содержание, %
Свинцовый сурик 37,0 Свинцовый сурик 50,5
Диоксид кремния 24,1 Нитрат натрия 11,3
Карбонат лития 5,1 Борная кислота 21,8
Карбонат натрия 14,4 Диоксид кремния 16,4
Карбонат калия 11,1    
Диоксид титана 8,3    

Цвета создаются  различными добавками: оттенки синего – оксидом кобальта или меди, зеленого – оксидом меди, хрома  или никеля, розового и темно-бордового  – смесью оксидов хрома и олова, черный – смесью оксидов железа, никеля, марганца, кобальта и хрома.

Коэффициент отражения  современных белых эмалей с добавкой карбоната магния всегда превышает 60% и, как правило, составляет от 70 до 80% для чисто белого цвета. Могут  быть также получены голубовато-белый и желтовато-белый цвета.

Состав. Состав эмали выбирается в зависимости от химической природы металла, на который она наносится, и назначения эмалированного изделия. Типичные составы эмалей для трех различных по своим свойствам металлов приведены в таблицах. На железо эмали обычно наносятся в форме двух покрытий – грунтового и покровного. Первое (грунтовое) покрытие часто содержит кобальт и имеет темно-синий цвет. Кобальт усиливает сцепление эмали с железом. Состав покровного покрытия обычно выбирается так, чтобы оно было непрозрачным (глухим) и таким образом скрывало цвет грунтового покрытия.

Температура обжига эмалей на железе обычно составляет ок. 815° С, на меди – примерно 950° С, на алюминии – ок. 540° С.

Применение. Области применения эмалей чрезвычайно разнообразны; в самом общем виде их можно разделить на бытовую, промышленную и архитектурную группы. К бытовой группе относятся такие предметы, как кухонные плиты, холодильники, кастрюли, ванны посудомоечных машин, кухонные раковины, стиральные тазы, купальные ванны, а также великое множество других предметов, среди которых – камины, мусоросжигатели, вентиляторы и т.д. Промышленная группа включает рекламные вывески, дорожные знаки, резервуары и хранилища, оборудование парикмахерских, больниц, магазинов и многие другие предметы. Архитектурная группа включает бензоколонки, сборные дома, фасады магазинов, кровельные материалы и декоративные знаки.  
 
 
 

Эмаль в Декоративно-прикладном искусстве. 

Цветная эмаль

искусство достаточно древнее, еще египтяне владели технологиями по ее нанесению. В идеале эмаль это стекловидное тело, прозрачное, полупрозрачное, или глухое, которое сплавлено с металлической подложкой или в просвет металлического узора (перегородчатая эмаль) и самое главное - имеет одинаковый с металлом коэффициент температурного расширения (иначе от перепадов температуры эмаль потрескается и осыплется).       

Настоящая эмаль  продается брусками, различных цветов, кусочки которых измельчаются в  металлической ступке до порошкообразного состояния (как мука). Этот порошок смешивают с водой, до консистенции гуашевых красок, и этой смесью покрывают изделие из металла. После высыхания изделие аккуратно помещают в муфельную печь и обжигают изделие при температуре от 600 до 700 гр С. Особо сложную роспись проводят в несколько приемов, с последующим обжигом. Так получаются изделия, не боящиеся времени, солнечного света и сырости...      

Разумеется, что  в домашних условиях сделать подобное практически невозможно (необходима муфельная печь с терморегулятором, и желательно с таймером). Но это не значит, что Вы не сможете дополнительно украсить какую нибудь металлическую вещь цветными фрагментами самостоятельно!      

Лучше всего  для этих целей использовать автомобильную  эмаль, высыхающую при 120-160 гр.С. Продается она различных цветов, температура и время сушки указана на упаковке. Изделие перед покрытием эмалью необходимо очистить от грязи, жира и оксидных пленок. Очень удобно это делать зубной щеткой и пастой типа "Ассидол", однажды я использовал обычную дешевую зубную пасту. После промывки изделие высушить и расписать эмалью. 
не желательно:

  • Трогать изделие перед росписью пальцами (могут остаться жирные следы).
  • Смешивать краски различных цветов перед нанесением (может вступить в химическую реакцию пигмент красок).

После росписи  поместите изделие в кухонный духовой шкаф с термометром (что  бы следить за температурой, перегрев вспучит покрытие, недогрев - необеспечит  желаемой твердости). небольшое изделие  высыхает в духовке за 30-50 минут. 

            Список  Литературы 

  1. Макарова  Т.И. «Перегородчатые  эмали Древней  Руси»
  2. Генис Лесли Маттьюс « Эмали,Эматирование,Эмильеры»
  3. Петцольд А. «Эмаль»
  4. «Техника Художественной эмали,чеконки и ковки»
  5. Гумилева М. «Эмали и камеи»

Информация о работе Древнерусская эмаль