Дизайн. Дизайн интерьера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Элементы дизайна интерьеров выстраиваются в один ряд от визуальных (цвет, свет, форма) к тактильным (поверхность, объем, фактура) и акустическим (шум, эхо). Архитектор по дизайну интерьера должен иметь эстетическое, практическое и техническое понимание этих элементов. Дизайнер интерьера должен понимать, как люди используют и реагируют на эти элементы, и не только индивидуально, а во взаимодействии друг с другом.
А что такое дизайн? Дизайн мы видим везде. Куда бы мы не посмотрели, даже любая маленькая какая – либо вещь, это уже дизайн. Будь то ручка или архитектурное здание, карандаш или компьютер. Он проник во все сферы деятельности. И им пользуется каждый человек на нашей планете.

Содержание работы

Введение .................................................................................................3
1. Аксиология дизайна.......................................................................... 4
1.1 Понятия дизайна и интерьера........................................................ 4
1.2 История дизайна и интерьера, зарождение понятий................... 6
1.3 Цели дизайна и интерьера............................................................. 14
1.4 Стили дизайна и интерьера........................................................... 15
1.5 Отрасли дизайна и интерьера....................................................... 25
Заключение .......................................................................................... 27
Список использованной литературы................................................. 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

О предметном мире древнеегипетского жилого дома можно судить лишь по вещам, найденным в гробницах. Это различного рода мебель, предметы прикладного искусства, красивая и практичная посуда.

Таким образом, жилище строилось по принципам четкого функционального разделения на парадные, жилые и хозяй­ственные помещения, их удобного взаиморасположения, создания среды, комфортной в условиях жаркого климата. Искусство интерьера началось с осознания общей композиции внутреннего пространства дома, выделения ее центра - - главной жилой комнаты, роли света и цвета в восприятии архитектурных форм, художественного истолкования конструктивных элементов.

В интерьере античного жилого дома стремление к комфортности и художественной изысканности нашло более глубокое отражение. Древнегреческие и италийские мастера выработали отличные друг от друга композиции жилого дома, оптимальные в условиях средиземноморского климата. Позже в римском городском доме и загородном доме-вилле эти два приема были объединены в новую пространственную структуру.

Интерьер древнегреческого дома отличали продуманность и простота композиции, человечность масштабов, изысканная деликатность форм и сдержанность декоративной отделки. Отчасти это объяснялось тем, что много времени греки уделяли общественной жизни, и дом им был нужен для удовлетворения потребности в пище, сне и отдыхе. Отсюда скромное убранство помещений и лаконичность пространства . 

Характерный элемент жилого дома — расположенный в центре внутренний дворик, в который выходили двери и окна всех помещений. Внешние стены дома делали глухими. Именно во внутренний дворик вел вход в дом с улицы. Дворик имел с одной (всегда северной) или с двух, трех и четырех сторон крытые галереи-проходы, отделенные от открытой части колоннадой. Отсюда его название "перистиль", что означает двор, окруженный крытой колоннадой. Это защищало помещения летом от палящих лучей солнца, а зимой помогало собирать солнечные лучи для создания резервуара теплого воздуха. Дворик являлся композиционным центром дома, и здесь было сосредоточено все богатство декоративной отделки. Он был украшен зеленью, цветами, скульптурой, а пол выложен мозаикой.

Дом делился на две части — женскую, где также располагались дети, слуги и рабы, и мужскую, центром которой было парадное помещение дома, предназначенное для мужских собраний и пиров. Вдоль его стен устраивали возвышение для ложа пирующих. Важное помещение женской половины — комната с главным очагом (ойкос), рядом с которой находилась узкая комнатка, служившая дымоходом. В домах зажиточных горожан имелись ванные с терракотовыми или каменными ваннами-креслами.

Простота интерьера сочеталась с лаконичной росписью стен. Они были оштукатурены и окрашены обычно горизон­тальными полосами: белой, желтой, красной или желтой, голубой, красной, начиная с цокольной части. Полы парадных помещений, выложенные разноцветной галькой, отличались богатством мозаичного рисунка геометрических узоров, орнамента или изображений животных и фантастических существ.  

Полы других помещений выполнялись из каменных плит. В более скромных жилищах полы были глинобитные, покрытые известковым раствором, окрашенным в один тон, а внутренние дворики мостились каменными плитами.

Мебель в Греции делали из дерева (клен, самшит, бук, кедр, кипарис), мрамора или бронзы. Это круглые или прямоугольные низкие столики, табуреты, стулья со спинками, кресла с подлокотниками, высокие кровати, на которых возлежали во время трапезы. Дополняли интерьер своеобразные вазы, светильники, ларцы, циновки, цветные занавеси.

Италийский дом сочетал семейный уют с деловыми интересами хозяина и его любовью к природе. Строился он по строго осевой композиции. Замкнутое прямоугольное в плане здание с глухими стенами, прорезанными кое-где щелевидными окнами для вентиляции, имело на одной из торцевых стен входной портал. По его обеим сторонам симметрично располагались двери мастерских и лавок, которые назывались табернами. Широкий вестибюль вел в обширный крытый двор (атрий), вокруг которого группировались жилые и хозяйственные помещения: полутемные спальни и кладовые, а также два одинаковых, открытых во двор помещения, называемых крыльями. К противоположной входу в дом стороне двора примыкал приподнятый на одну - две ступени зал для деловых занятий главы семьи, называемый таблинум. Он был раскрыт и в сторону двора, и в сторону находившегося за домом огорода, что давало возможность уже от входа увидеть зелень, замыкавшую общую перспективу жилища. Центром композиции дома был двор, в перекрытии которого устраивался квадратный проем. Через него проникал солнечный свет и попадала дождевая вода, стекавшая в бассейн (имплювий). По краям проема перекрытие нередко поддерживалось колоннами, что позволяло расширить проем и увеличить освещенность двора.

С течением времени такой тип дома значительно усложнился и приобрел ряд особенностей, присущих греческому жилищу. К нему присоединился дворик, окруженный крытой колоннадой. Он был гораздо обширнее греческого, всегда имел прямоугольные очертания. Располагался он по главной оси жилища и был таким же композиционным центром дома, как атриум. Дворик использовался для наиболее полного раскрытия пространства дома в сад с фонтанами или бассейном. Именно в этой части дома стали располагаться жилые комнаты. Нередко к дворику примыкали бани и хозяйственные помещения. Комнаты женщин так же, как в греческом доме, группировались. Особо выделялись комнаты для гостей. Помещения столовых, где с трех сторон стояли наклонные ложа, а с четвертой открывался доступ для обслуживания трапезы, стали предусматриваться в соответствии с четырьмя временами года. При этом весенние и летние столовые выходили на северную сторону дворика, а осенние и зимние — на южную.

В целом функция жилища в римском доме была интерпретирована в его линейно-осевую пространственную композицию. Соединялись главные помещения по принципу анфилады, придающей интерьеру глубину и простор. Этому способствовало и употребление в интерьере колоннад разных масштабов, что также подчеркивало особый характер различных частей дома.

Комфорт и роскошь быта богатого римлянина сказывались и в пышной отделке помещений: мраморных мозаичных полах, фонтанах и столах двора, цветниках, деревьях, статуях. Фресковая роспись, покрывавшая всю поверхность стен главных помещений дома, органично сочеталась с их архитектурными формами, обогащая интерьер либо имитацией мраморной облицовки стен, либо изображениями картин и архитектурных деталей, либо украшением стен орнаментами, либо иллюзорным развитием интерьера путем изображения архитектурных форм в различных перспективных ракурсах.

Мебель по своему составу и материалам была такой же, что и в греческом жилище, но отличалась более сложной формой и насыщенным декоративным оформлением. Изделия из кедра, туи, оливы, клена, ясеня украшали резьбой, инкрустацией из фаянса, слоновой кости, панциря черепахи, металлов.

Интерьер средневекового жилища Европы во многих отношениях принципиально отличался от античного. Оно создавалось в иных природно-климатических и социальных условиях, имело иные структуры построек, иные строительные и архитектурные средства, конструктивные и эстетические особенности.

На Руси основным строительным материалом, как для крестьянского жилища, так и для княжеских хором было дерево. Основу любого жилого дома составляла так называемая клеть — четырехугольный сруб, сложенный из венцов толстых бревен. Русский дом простейшего типа состоял из жилой клети и небольших сеней. В дальнейшем появилась холодная клеть для хранения имущества или проживания в летнее время, а также крытый двор. Он устраивался, как правило, в крестьянском жилище и располагался по другую сторону сеней. Таким образом, дом состоял из избы ("истопка" — "исгьба" — "изба"), сеней, клети и двора, поставленных на высокий подклет для сохранения тепла. В нижнем этаже двора держали скот, а в верхнем — запасы сена и хозяйственный инвентарь. Такая компактная планировка дома-двора была вызвана суровыми русскими зимами. В дальнейшем стали делать избы-пятистенки или шестистенки, в которых жилая часть состояла из двух или трех смежных помещений, разделенных между собой рублеными стенами.

В русской избе все было продумано и предусмотрено с точки зрения экономности и простоты постройки, удобства и элементарной гигиены. Основой интерьера была печь. Замкнутое пространство избы делилось на бытовую, рабочую и обрядовую, культовую зону. В одном из углов на деревянный помост (опечек) ставили глинобитную печь, около которой устраивали дощатый короб (голбец), скрывавший лестницу в подклет. В наиболее освещенном (красном) углу, расположенном по диагонали от печи, находились божница и обеденный стол. Против устья печи крепился к стене стол-шкаф для приготовления пищи и хранения посуды. Вдоль гладко вытесанных стен размещались врубленные в них лавки. Потолком в избе служил бревенчатый настил, полом — настил из пригнанных друг к другу пластин. Освещалось помещение двумя волоковыми и одним косящатым (красным) окном.

Богатые посадские дома и хоромы в городах имели два жилых этажа на подклете и чердак. При этом по одну сторону от сеней устраивались горницы (покои — спальни): теплые — внизу; летние, называемые теремами, — наверху. По другую сторону в отдельном срубе — общее помещение для всей семьи, а также для приема гостей — повалуша ("повальный" — общий) в два-три этажа (житья). В подклете располагались подсобные помещения — кухни, кладовые, бани. Горницы таких домов имели стесанные бревенчатые стены, тесовые потолки, резные скамьи вдоль стен, а над ними, под потолком - полки для хранения домашней утвари.

Со временем приемы, выработанные при строительстве деревянного жилища, перешли в каменные жилые постройки — палаты, где практически повторялись традиционная для деревянных срубов планировка и размеры помещений. В первом этаже размещались служебные помещения, кладовые, во втором — парадные горницы, жилые и приемные комнаты, в третьем — светлицы. В двухэтажных зданиях на втором этаже располагались разделяемые сенями парадные и жилые комнаты. Главной горницей, предназначенной для приема гостей и устройства пиров, была столовая палата — самое обширное и представительное помещение в доме. В ее красном углу, под иконами, были накрепко закреплены лавки и стол, в печуре (стенной нише) стояла дорогая посуда. Посередине потолка — красивого сомкнутого свода -- висел ажурный слюдяной фонарь. Стол, лавки и пол, набранный из широких досок, покрывались коврами.

В убранстве каменных домов, так же как и деревянных, важную роль играли печи. Обычно прямоугольные, они часто облицовывались цветными яркими изразцами. Мебель отличалась сравнительной грузностью: массивные столы, неподвижные и переносные лавки (скамьи) на резных ножках, сундуки, окованные железными полосами. Широкие лавки нередко использовались как кровати. Посуда была гончарная и металлическая. Ковши, братины, кубки, кувшины расставлялись не только на полках, идущих вдоль стен, но и в закрытых шкафчиках, стоящих на полу или укрепленных на стенах.

В Западной Европе, где тон жизни задавало немногочисленное городское население, жилой дом и его интерьер получили иные формы, пространственные и эстетические характеристики, отражавшие черты романского и готического архитектурных стиле). Типичными жилыми постройками были двухэтажный дом подмастерья и дом мастера или купца, как правило трехэтажный. Теснота застройки средневекового города заставляла развивать внутреннее пространство домов вверх, а также за счет небольшого выдвижения объема дома на уровне второго этажа в сторону улицы. Внизу находились хозяйственные и торговые помещения, мастерские, выше - жилые комнаты и чердак, используемый как склад. Центром вертикальной композиции внутреннего пространства дома являлся второй этаж, где располагалось жилое помещение с очагом. В домах знатных и богатых лиц небольшие жилые помещения второго этажа группировались вокруг центрального парадного зала с очагом, а третий этаж составляли маленькие жилые комнаты прислуги.

В отличие от античного жилого дома исчезло деление на женскую и мужскую половины, жилище перестало быть замкнутым мирком, внутренний двор потерял свое прежнее значение. Семью объединял общий очаг, который использовали и для обогрева, и для приготовления пищи. Для этого он устраивался открытым с вытяжным козырьком. В вечернее время очаг давал дополнительное освещение.

Парадные залы богатых домов иногда украшались стенными росписями, декоративными тканями, цветными витражами. Но в целом в это время даже парадные помещения сохраняли простоту и суровость убранства. Мебель была грубовата по форме и малочисленна — скамьи, сундуки, которые служили и кроватями, табуреты, стулья с высокой спинкой, простые шкафы. Мебель украшалась резьбой, росписью, железными накладками.

Со временем в парадных помещениях появились эркеры, украшенные цветными витражами, дубовая обшивка стен, полы, выложенные керамическими плитками, драпировки и тканые ковры - - шпалеры на стенах. Кирпичное производство вытеснило очаг, и появился камин, завершающийся пирамидальным колпаком. Мебель стала разнообразней. Появились большие и тяжелые шкафы, буфеты, этажерки, ширмы, широкие кровати с балдахинами. Ее украшали резьбой. На столах и полках стояла металлическая, керамическая, цветная стеклянная посуда — кувшины, подносы, блюда, кружки и т.д.

На смену средневековью пришло Новое время, связанное с проантичной архитектурой, выразившейся в стилях ренессанс (возрождение), барокко, классицизм и эклектизм, общей основой которых оставалась античная архитектура. Из всего многообразия интерьеров жилых построек этого времени рассмотрим интерьер эпохи Возрождения как заключительный в ряду классических, послуживших основой для последующих этапов развития жилого интерьера.

Новым типом жилого дома в эпоху Возрождения стал дом зажиточного горожанина - личности предприимчивой и инициативной. Дом становился как бы общественной характеристикой владельца и выполнял помимо жилых много общественных функций. В нем предусматривались помещения приемных, канцелярии, залы для светских балов, выступлений артистов, картинных галерей и т.п. В связи с небольшими размерами городских участков возникла многоуровневая структура городского дома, в которой по трем этажам четко зонировались его функции: на первом этаже располагались деловые, приемные и рабочие помещения; на втором - парадные: залы, кабинет, капелла; на третьем - - спальные комнаты семьи и слуг. Планировка такого дома в городах северной Европы с холодным, дождливым климатом была, как правило, компактной; южной Европы с включением внутреннего двора, вокруг ко­торого по вышеназванным уровням группировались помещения. В трехуровневой структуре здания преобладающее значение имел выделяющийся по высоте второй этаж с парадными помещениями, центром которых был большой зал, служивший нередко и парадной столовой. Пространство внутреннего двора, окруженное открытыми галереями с каменными, кирпичными или деревянными столбами, выполняло роль центра композиции всего дома, отличаясь формой, размером и архитектурным решением.

Информация о работе Дизайн. Дизайн интерьера