Динамика НХТ в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Народное художественное творчество - означает процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощение их в художественных произведениях, которые передаются из поколения в поколение. Цель моей работы показать динамику развития народного творчества начиная с древнерусской культуры по нынешний день. Выявить факторы и явления, впоследствии влияния которых менялось народное творчество. Подчеркнуть качества и сильные стороны свойств художественной культуры , которыми обладает народное творчество. А именно; самодеятельное по характеру – это свободная самостоятельная творческая деятельность, никем не регламентированная, не навязанная извне. Любительское по социально-психологическим мотивам – обозначает любимую деятельность, осуществляемую под воздействием внутренней потребности. Национальное по форме – отражается в специфике разговорного языка, в особенностях национального характера, особенностях выразительных и изобразительных средств, а также в предпочтительных формах творчества. Массовое, по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала – имеется ввиду сфера его бытования и большое количество его творцов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3
1. Ход развития народного художественного творчества……… 5
1.1 Дохристианский период………………………………………………… 5
1.2 Христианский период…………………………………………………....7
1.3 Период Отечественной истории……………………………………….. 12
1.4 Период ХХ века………………………………………………………….15
2. Изменения народного художественного творчества в ХХ веке……………………………………………………………..……..19
2.1 Динамика современного фольклора……………………………………21
Заключение……………………………………………………...…...27
Список литературы…………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 69.57 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВА»

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: Теория и история НХТ

 

На тему: Динамика НХТ в ХХ веке

 

 

 

Подготовил студент

Очного отделения

Группа 11105 о

Мирзоев Фирдавс

Преподаватель: Гайманова Е.В.

 

 

Москва 2014 
Содержание

Введение………………………………………………………………  3

1. Ход развития  народного художественного творчества……… 5

      1.1 Дохристианский период………………………………………………… 5

      1.2 Христианский период…………………………………………………....7

      1.3 Период Отечественной истории……………………………………….. 12

      1.4 Период ХХ века………………………………………………………….15

 

2. Изменения народного  художественного творчества в  ХХ веке……………………………………………………………..……..19

      2.1 Динамика современного фольклора……………………………………21

Заключение……………………………………………………...…...27

Список литературы…………………………………………………30

 

Введение.

Динамика – ход развития, изменения какого- либо явления.

Народное художественное творчество -  означает процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощение их в художественных произведениях, которые передаются из поколения в поколение. Цель моей работы показать динамику развития народного творчества начиная с древнерусской культуры по нынешний день. Выявить факторы и явления, впоследствии влияния которых менялось народное творчество.  Подчеркнуть качества и сильные стороны свойств художественной культуры , которыми обладает народное творчество. А именно; самодеятельное по характеру – это свободная самостоятельная творческая деятельность, никем не регламентированная, не навязанная извне.  Любительское по социально-психологическим мотивам – обозначает любимую деятельность, осуществляемую под воздействием внутренней потребности.  Национальное по форме – отражается в специфике разговорного языка, в особенностях  национального характера, особенностях выразительных и изобразительных средств, а также в предпочтительных формах творчества. Массовое, по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала – имеется ввиду сфера его бытования и  большое количество его творцов.

Попробовать проследить как в течение  такого длительного пути развития народного художественного творчества определились четыре его вида  :

- фольклор - мировоззрение определенного народа, его нравственные убеждения, система его взглядов на природу, человека, общество, выраженные в словесно- поэтических, музыкально-хореографических, драматических формах, а также в изделиях декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

-декоративно прикладное творчество- это вид изобразительного искусства, обслуживающий бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности.

-бытовое любительское творчество – комплекс художественных явлений, заполняющих повседневную и праздничную жизнь населения.

-самодеятельное художественное творчество – социально – организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов элитарной, массовой и фольклорной культуры посредством специального обучения определенной части населения художественным навыкам и умениям.

Цель курсовой работы - изучить сущность и специфику динамики развития народного художественного творчества в ХХ веке.

Задачи:

ознакомиться с историей возникновения и развития народного творчества;

выявить характерные черты народного творчества, его особенности;

изучить особенности развития народного художественного творчества на современном этапе;

Объект работы – народное художественное творчество.

Предмет работы - история становления, структура и современное состояние народного творчества.

  1. Методы исследования - сравнительный, индуктивный, дедуктивный, синтез и анализ литературы по теме исследования. 
    Ход развития народного художественного творчества.

Народное художественное творчество включает в себя произведения различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно- творческой деятельности. Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его характера и творческих устремлений.       Народное художественное творчество изначально связано с трудовой деятельностью человека, развивается как коллективное творчество, основанное на  преемственности традиций.       Народное художественное творчество – это то, что полнее всего отражает духовный облик человека, его внутренний мир. Это живая национальная память народа.        Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков. Вместе с человеком развивался и его духовный мир, его творчество.         В старину люди были склонны видеть скрытый смысл и особую значимость в самых повседневных вещах. Так рождались дремучие суеверия. Рациональное осмысление мира породили проверенный тысячелетней практикой комплекс многообразных примет, прогнозов погоды, сроков проведения хозяйственных работ.          Годовые циклы обновления и угасания природы отразились в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, седых легендах, волшебных сказках.        

 В истории развития  народного художественного творчества  различают несколько периодов:

-Дохристианский период  (Языческий, охватывает период до 10 века)                                                        -Христианский период (10 – 17 века)                                                                                                                         -Период Отечественной истории (Петровский период охватывает 17 -19 века)                                                            - период ХХ века.

1.1 Дохристианский период.

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами».  Тем не менее, эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл. Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве.

Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

Значение исторических жанров фольклора возрастает с образование государства и началом складывания древнерусской народности. На протяжении многих лет народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. «Устная летопись» предшествовала летописи письменной и послужила одним из ее основных источников. К числу таких преданий, использованных летописцами, относятся предания о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе, и многие другие. Летописное повествование о событиях IX-Х веков практически целиком основано на фольклорном материале.

К Х веку относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины - устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи. Однако былины редко сохраняли точность фактических деталей. Но не в точном следовании историческим фактам было достоинство былин. Главная их ценность в том, что эти произведения созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы. Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича - временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема - борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи единства и величия Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.

Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летописной характеристике князя Святослава и в описании его походов. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» - профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упоминаемый в «Слове о полку Игореве» и «словутый певец Митуса», о котором говорится в Галицко-Волынской летописи.

Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние на литературу сохранялось и в последующие столетия: писатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов.

1.2 Христианский период.

С принятием  христианства на Руси архаический земледельческий быт и соответствующее ему мировоззрение земледельца поддавались воздействию православного вероучения. Однако полной победы церковь так и не одержала.       На Руси произошло смешение двух картин мира  -  «языческой» и «христианской». Благодаря этому древнеславянские праздники и обряды не утрачены полностью, а лишь подверглись некоторым изменениям. Этот период дал богатые  традиции празднично-обрядовой культуры: святочные, масленичные гуляния, праздник Ярилы на Троицу, праздник Ивана Купалы и др.  с диковинными костюмами, масками, элементами бутафории и реквизита (ветки деревьев, цветы, венки, страшные чучела, куклы, различные травы) доставшиеся нам от скоморошества.

Если попытаться проанализировать христианские и языческие праздники, то можно найти их тесную взаимосвязь. У них много общего. Совпадают по времени проведения. У них общая смысловая нагрузка.

Рождение жизни

В середине 4 века впервые появляется отдельный праздник Рождество. Празднуется он 25 декабря по григорианскому календарю, Римской католической церковью. У православных христиан, у которых служение проводится по юлианскому календарю, Рождество празднуется в январе, 7 числа. Установлен он был в честь рождения от Девы Марии сына Божьего Иисуса Христа. Празднуется он, когда после самого короткого дня в году, солнце начинает подниматься над горизонтом. День увеличивается, и жизнь природы заново возрождается.  У славян есть праздник под название "зимний коловорот", когда солнце обошло круг вокруг земли и пошло на новый. Происходит символичная смерть солнца и его возрождение заново. У язычников земля всегда отождествлялась с матерью, с кормилицей. Солнце для славян было богом дающим жизнь земле.

Святки

У православных христиан с 7 января, от дня Рождения Христа до 19 января, дня Крещения Господня проходят святки. Праздновать эти дни церковь начала давно. Ефрем Сирин, умерший в 373 году, упоминал о них в своих беседах. Так же есть ещё источники подтверждающие древность празднования этих дней. К ним относится устав Саввы Освященного, умершего в 530 году и в кодексе Юстиниана, изданного в 535 году, они также подтверждаются. Символично проходит праздник рождения Спасителя, возрождение мира.  А на Руси, с 25 декабря по 6 января праздновались Велесовы дни или их ещё их называли Большие Велесовые Святки. Длились они двенадцать дней, по количеству месяцев в году. Это время считалось у язычников пограничным. Когда двери между Явью и Навью открыты. В эти дни было принято поминать умерших предков. Ряженые люди, с личинами животных, обходили дома соседей, пели святочные песни с пожеланиями здоровья и процветания в будущем году. За это их вознаграждали разными яствами и традиционным поминальным блюдом кутей. Было поверье,  то вместе с ряженными в дом приходят умершие родственники. В эти дни ряженые пели колядки и щедровки. Колядки - это песни возвеличивающие солнце, месяц, звезды. А щедровки были песнями, в которых хозяевам дома и их детям высказывалось пожелание хорошего урожая, благополучия и здоровья. В дни святок на Руси девушки гадали на будущего мужа. Те, у кого уже была семья, гадали какой урожай им ждать в наступившем году, и какой будет приплод домашнего.  Даже катание на санках с горы имело свой магические смысл. Чем дальше съедешь с горы, тем лучше будет урожай, стебли льна будут долговолокнистые.

Освящение воды

19 января христианская  церковь празднует Крещение Господне. Этот праздник был установлен  церковью в честь крещения  на реке Иордан Иисуса Христа, Иоанном Крестителем. В Евангелиях  написано, что на реке Иордан  при крещении на Иисуса сошел  Дух Святой в виде голубя  и раздался глас Господень  о том, что Иисус, возлюбленный  сын Господа и в нем его  благоволение.  У славян в этот день отмечается Водосвет. День, когда вода становится светлой, исцеляющей и долго сохраняющей свои свойства. Праздновали его всегда на открытом воздухе. Возле источника воды: озера, реки, родника. Согласно славянским учениям в этот день такое расположение Солнца, Земли и центра Галактики, что между ними появляется особый энергетический канал, в котором все живое структурируется.

Вода является одним из самых сложных веществ на Земле. Она обладает своей памятью, умеет впитывать как позитивную информацию, так и негативную. Эти свойства воды были неоднократно доказаны современными учеными.

Информация о работе Динамика НХТ в ХХ веке