Действие - основное выразительное средство зрелщного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем.

Файлы: 1 файл

постановка и организация театрализованного концерта.docx

— 20.79 Кб (Скачать файл)

Постановка и организация  театрализованного концерта.

Театрализованный концерт  – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный  костюм, грим, сценическая атмосфера.  Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная  от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт  всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в  одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт  в 2-х отделениях делится на 1 час  – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час.

Помещениями для концертов  могут быть:

- театр

-концертный зал

- гостиница

- зеленая зона города

- филармония

- капелла

2. Особенности театрализованного  концерта

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а  также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены),  создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые  блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль). Композиционное оформление отдельных  частей концерта зачастую бывает поэтическим  количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности  и художественной образности, можно  добиться театрализацией номеров. Как  правило, театрализованный концерт  должен начинаться большим, мощным, ярким  номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость  формы. В ТК используется метод театрализации  и выразительные средства театра. Особенностью ТК является разновозрастная  аудитория, в которой могут соединяться  взрослые и дети, или только определенный возраст детей. Поэтому важно  учитывать адресность Вашей программы.

Номер – это завершенное  отдельное произведение, построенное  по законам драматургии, включает в  себя выступления одного или нескольких исполнителей.

Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.

Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.

Концертная программа  – это последовательное чередование  номеров в определенном порядке.

Существуют определенные закономерности при составлении  концертных программ:

1. Разнообразие номеров.

2. Сопряженность номеров,  гармоничность сочетания.

3. Контрастность, переключение  внимания с одного на другое.

Виды концертных программ:

Классический концерт

Тематический концерт (новогодний, юбилейный,  гала – концерт, на открытии и закрытии фестиваля и т.п.)

Театрализованный концерт

Моно – концерт

Театрализованный концерт  подразумевает тесную связь между  артистом и зрителем. Основной партнер  для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте -  сделать зал своим  союзником.

3. Технологический процесс  создания театрализованного концерта

Форма театрализованного  концерта востребована и в школе, и в детском саду и в Домах  творчества. В этом заключается его  актуальность. Попробуем раскрыть особенности  этой формы мероприятия и методику профессионального подхода.

С чего же начинается и что  содержит в себе технологический  процесс подготовки ТК? Давайте разберем инструментарий, который поможет  нам правильно организовать этот процесс.

проектный период

   подготовительный  период

    период реализации

Проектный период.

Все наше творчество начинается с нашего отношения, с нашего чувства, с того,  какой «задел» мы сможем «сплести» из нашего внутреннего  содержания и сможем ли напитать этот узор светом и любовью.

1.        Разработка  темы и идеи ТК.

Тема - определяет содержание и отвечает на вопрос - «О чем?» 

Идея – Основная мысль  автора, которая раскрывается в кульминации, выражается в виде утверждения.  Все, о чем Вы хотите сказать зрителям, заключается  в теме, а то чем  хотите закончить Ваше произведение - в идее.

2.        Отбор  номеров или работа с готовым  репертуаром. 

Помните, что концертные номера - это главное. Они вплетаются в  сюжет, не теряя своей музыкальной  ценности. Сюжет дополняет номера, а номера - сюжет. Такой взаимообмен  создает целостность произведения.

Принципы составления  номеров КП:

1.     Нарастание  зрелищности.

2.     Контраст (массовые  и сольные, подвижные номера, статичные  – на слух и на зрение).

3.     Отношение  к каждому номеру как к самодостаточной единице.

4.     Жанровая совместимость  (предыдущие номера не должны  отвергать рядом стоящий номер)

5.     Техническая  совместимость.

6.     Принцип непрерывности  концертного действия.

Способы обеспечения непрерывности  концертного действия.

1.     Занавес и  система суперзанавеса.

2.     Использование  сценического круга, бегущей дорожки,  любой движущейся конструкции.

3.     Дополнительные  места действия (балкон, терраса)

4.     Предварительная  зарядка инструментов, станков, стульев.

5.     Совмещение  нескольких, а иногда и многих  коллективов на сцене

   6.   Ведущий, связывающий  действие на сцене и зрительный  зал. Своим мастерством создает   «энергетическое поле»  между  зрителем и сценой, которое взаимообогащает  творческий процесс в концерте.

3.        Поиск  сюжетного (сценарного) хода ТК.

В этом параграфе Вам необходимо подключить всю Вашу фантазию, придумать  героев, их историю, все перипетии (события), которые будут происходить с  ними. Декорации и оформление сцены  помогут в воплощении вашего замысла, создадут атмосферу. Возможно, Вы используете  для сюжета известных героев из художественной литературы. Все это уложится в  сюжетный ход, объединяющий все эпизоды  ТК.

4.        Композиционное  построение ТК

Оно позволяет упорядочить  материал и логично изложить события, расположить составные части  праздника в последовательности: экспозиция-завязка - ход борьбы –  кульминация – развязка – финал.

Схема построения действия:

 

Экспозиция  (Завязка основного  конфликта) - момент действия, Кульминация (Развязка основного конфликта)новое положение

после развязки,

Финал

    5. Первая проба  сценария (набросок)

Сценарий – литературное произведение с подробным описанием  действия. Важно сохранить композиционное построение (п.4) и расположение кульминации  в этом построении, т.к. именно там  фокусируется идея – Ваша основная мысль. В театре сценарист и режиссер работают в тесном творческом союзе. В нашем случае сценарист и  режиссер часто одно и то же лицо – в этом также состоит особенность  ТК.

Учитывайте при написании  сценария временные рамки действия. Чаще всего это 2-2,5 ч., уложенные в 2 отделения.

6. Работа с художником, световые и звуковые решения.

Расскажите художнику  Вашу идею, познакомьте с наброском  сценария, героями, с Вашим вариантом  решения пространства. В художественном оформлении важна атмосфера. Соблюдайте в оформлении и музыке историческую эпоху, в которой живут и действуют  Ваши герои. Избегайте эклектики, стремитесь к единству слова и стиля.

7. Составление плана подготовки  мероприятия и назначение ответственных за определенные этапы подготовки.

Срок                    Что сделать                  Ответственный

Подготовительный период:

1.        Рабочий   вариант сценария

2.        Написание  свето - звуковой партитуры для технических служб.

3.        Репетиции  с ведущими по тексту. Проработка  образов. Постановка актерских  задач.

4.        Репетиции  эпизодов с ведущими.

5.        Репетиции  с ведущими на сцене. Постановка  мизансцен.

6.        Репетиция  концертных номеров творческих  коллективов на сцене.

7.        Разработка  и подготовка экспозиции, кульминации  и финала

8.        Оформление  и монтировка сцены. Техническая  репетиция

9.         Сводная репетиция концерта.

10.    Работа над  оформлением фойе.

Быть готовым к репетициям - Ваша задача. Придумайте и  «проиграйте» заранее в мыслях то, что будет  происходить на сцене между героями  и почему. Сделайте пометки на сценарии по действию. На репетициях Вы объясните  ведущим их действия и мизансценические перестановки. Мизансцена - это язык режиссера, пространственное решение  смысловых кусков. Не бойтесь применять  смелые решения по сценическому пространству. Придумывайте интересные, «говорящие» мизансцены, используйте разный уровень в декорациях - ступеньки, лестницы, «ломайте пространство». На репетициях концертных номеров необходимо обратить внимание на драматургическую выразительность исполнителей – солистов или оркестрантов. Ребятам следует рассказать тему, идею концерта и объяснить  их музыкальный вклад в развитие действия. Если есть чтецкие номера – репетируйте их отдельно, с микрофонами и очень тщательно. Большая сцена может  «поглотить» звук или исказить внешнее впечатление от этого камерного жанра.

«Три кита», на которых  держится любое действие - экспозиция, кульминация и финал. Экспозиция готовит нас к предстоящему действию, погружает в сценическую атмосферу. Эта увертюра, в которой дается лейтмотив и проводится через  весь концерт. Экспозиция и финал  всегда взаимосвязаны. Интрига, заданная в экспозиции разрешается в финале. В кульминации соединяются все борющиеся силы. Это точка наивысшего напряжения, самый эмоциональный момент праздника. Финал в ТК всегда яркий, выразительный, объединяющий и примиряющий все стороны. Сводную репетицию желательно проводить в готовых декорациях или частично готовых. Обязательно ведущим надо дать в руки микрофон. Обратите внимание еще раз на чтецкие номера в контексте общего прогона и исправьте возможные недочеты. Техническим службам необходимо выставить свет и проверить звук. Фойе может стать частью действия, а может просто создавать праздничное настроение. Продумайте его оформление, музыку на  вход гостей, проведение тематической массовки.

Постановочная группа и организация  репетиционного процесса ТК:

- обсуждение сценария  ТК с постановочной группой;

- сводные репетиции;

- прогонные;

- монтировочные;

- генеральные;

Когда готов окончательный  сценарий, иногда бывает необходимо «заказать» у педагогов конкретные номера, которые  бы помогали развитию действия и работали на идею. Особенно бывает это необходимо в экспозиции и в финале.

В основе организации репетиционного процесса ТК лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых  деталей (отбор готовых номеров  из репертуара, в случае необходимости  заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов  в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер). Встреча режиссера с реальными героями ТК и обсуждение важных аспектов.

Итак, подготовительный период состоит, в основном, из репетиций  и проработки художественного оформления мероприятия. Особо тщательно надо подойти к выбору ведущих. Они  должны соответствовать соей роли по типажу, владеть своим телом, речью  и не бояться сцены.

Для удобства работы техническим  службам  необходимо написать  свето - звуковую  партитуру по следующей схеме:

Реплика                      Свет                                Звук

Период реализации:

В день концерта необходимо провести следующие действия:

Технический  прогон  без  ведущих,   технический  прогон с ведущими, репетицию  начала,  финала и  кульминации  с участниками, оформление   фойе.

Особенностью прогона  является репетиция массовых сцен, где на сцене собирается большое  количество участников. Здесь важно  правильно расположить их, сохраняя смысловое содержание концерта. Чаще всего массовыми сценами становятся начало и финал. Они должны быть

эмоциональными, яркими, музыкальными. От вашего настроения на генеральной  репетиции зависит весь ход репетиции. Ваша уверенность, положительный эмоциональный  заряд, доброжелательность, позитивный настрой поможет всем справиться с волнением. Не забудьте поблагодарить  в конце вечера все службы, педагогов, детей.  Через некоторое время  будет целесообразно и очень  полезно собраться с педагогами на обсуждение состоявшегося мероприятия. Важно посмотреть со стороны на удачи  и ошибки, высказать свои ощущения и

т. п. Для будущих программ это очень полезное дело!

Итак, театрализованный концерт  – это не только возможно, а очень  интересно и перспективно для  Вашего творческого роста,  развития коллективного творчества и демонстрации художественных достижений коллективов.

4. Проблемы  подготовки  театрализованного  концерта  и способы их решения

Трудности, с которыми мы сталкиваемся в нашей работе, чаще всего одни и те же у всех: это  отсутствие материальной базы, декораций, сводных репетиций, современного технического оборудования (видео, свет и т.д.)  Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор.  Иногда можно столкнуться  с непониманием, с нежеланием педагогов  внести «свежую струю воздуха» в  их концерты. Проблемой является и  оторванность коллективов в одном  учреждении друг от друга. Если коллектив  выступает в 1-ом отделении, то он редко  остается посмотреть на своих коллег во 2-ом. От этого возникает разобщенность  и невозможность порой в больших  концертах создать единый стиль, чтобы все и всё  работало на одну идею не только набором исполняемых  произведений, но еще и духовно  сопереживая друг другу, что и  создает эту неповторимую атмосферу  и единство. Часто невозможно  заказать  нужный репертуар  и  приходится использовать то, что есть. Поэтому нам так необходимо терпение и опыт, чтобы получить ожидаемый  результат.

Информация о работе Действие - основное выразительное средство зрелщного искусства