Чувашская вышивка и орнамент (символика цвета, техника вышивки и др.):

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

Самым массовым видом творчества была вышивка (тере): ею занималась буквально каждая чувашская женщина или девушка. По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки и все свое свободное время заниматься изготовлением одежды и украшением тканей. Этому искусству чувашских девочек начинали обучать с 6— 7-летнего возраста. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и выразительных средств воспитывает бережное отношение и уважение к национальной культуре.

Файлы: 1 файл

Чувашская вышивка и орнамент.docx

— 21.22 Кб (Скачать файл)

Чувашская вышивка  и орнамент (символика цвета, техника  вышивки и др.):

 

Самым массовым видом творчества была  вышивка (тере): ею занималась буквально каждая чувашская женщина  или девушка. По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть секретами вышивки и все свое свободное время заниматься изготовлением одежды и украшением тканей. Этому искусству чувашских девочек начинали обучать с 6— 7-летнего возраста. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и выразительных средств воспитывает бережное отношение и уважение к национальной культуре.

Ткани и нити готовили в каждой семье. Окрашивали пряжу в нужный цвет в домашних условиях. Например, для изготовления желтых ниток использовали корни и кору барбариса, цветы и молодые корни березы, кору жимолости, шелуху репчатого лука, для ниток красного цвета -спелые ягоды бузины, молодые стебли мака, цветы душицы и зверобоя, для придания зеленого цвета использовали багульник, бузину, жгучую крапиву, кору и ветви черемухи, стебли подъельника, для придания коричневого цвета – ветви и листья вишни, корни конского щавеля и многое другое. Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность  к определенной родовой  группе.  В ней отражались возраст и половые отличия. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.

Вышивкой украшались у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки,

фартуки и т. п. По утверждению этнографа И.Н.Смирнова, для чувашской вышивки «…характерно такое разнообразие приемов шитья, которого не знает ни один народ России».

 Характерные черты  чувашского орнамента — сочетание приглушенных,  в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким  чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов. Для верховых чувашей, имеющих более выраженную генетическую связь с финно-уграми, характерны строгая гамма цветов (зеленый, оранжевый, черный; на головных уборах (хушпу и тухья)  — розовый, голубой и лиловый), геометрический орнамент из ромбических фигур, применение мелких швов. Рубахи чувашей анат енчи (средненизовых) украшались вышивкой по швам и разрезам, по краям подола и рукавов.

Орнамент — геометрический, ведущий  тон цвета — приглушенно-красный, мареновый в сочетании с зеленым и оранжевым (позже — синим и коричневым). Старинный орнамент – это чаще всего геометризированные узоры в форме крестов, треугольников,ромбов,косых крестов,прямоугоьников,зигзагов,полос.они сочетались со стилизованными фигурами людей,птиц,животных.

 

Вышивка чувашей анатри (низовых) отличалась крупными и яркими полихромными узорами. Если у верховых чувашей геометрический орнамент небольшой и простой, то у анатри и анат енчи — рисунок крупнее, чаще сочетается с растительными стилизованными узорами .

 

В элементах орнамента чувашской  вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображения  бытия в виде Древа жизни и  первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах престали здесь в геометрических линиях и  пропорциях узорного шитья.   По мнению А.А.Трофимова , узоры некоторыми очертаниями напоминают знаки рун иранской ветви письма,связанного с распространением зороастризма. (Рисунки чувашского узора находят параллели  в рунических письменах ПРОДОЛЖИТЬ!!!СТР 27)

 

Зороастри́зм, также маздаи́зм («Благая вера почитания Мудрого») — одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах бывшего СССР.

(Дополнение )

Швы чувашской вышивки

Основным элементом любой вышивки  является шов. Это ряд однородных стежков, повторяющихся один за другим.

В чувашской вышивке насчитывается  более 30 типов швов, которые выполнялись  как на белом холсте, так и на красной, выкрашенной мареновой  краской, основе. Вышивальщицы использовали при этом и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.

Наиболее часто употребляются  такие типы швов, как роспись, косой  стежок, гладь, тамбур. Роспись (йěпкěн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную.

Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании  масмаков, сурпанов, наплечной вышивки, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке и поясного наряда  и т. д.

Косой стежок (хантăс) представляет собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кěскě, вышивке поясных подвесок, масмаков.

Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стежков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различные формы, в том числе квадратики (чăрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах,  свадебных платках, покрывале невесты.

Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, концов сурпана.


Информация о работе Чувашская вышивка и орнамент (символика цвета, техника вышивки и др.):