Чарльз Спенсер Чаплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:57, реферат

Описание работы

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне на Кеннингтон Род, 287. Его родители - Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Герли), были эстрадными актерами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных композиторов, авторов популярных оперетт - Джильберта и Салливена. Отец - обладатель приятного баритона - был в середине 80-х годов очень популярен в лондонских мюзик-холлах.

Содержание работы

1. Детство Чаплина. Первые шаги в артистической карьере.
2. Чарли Чаплин - покорение Голливуда.
3. Финал жизни, итоги, деятельность в последние годы жизни.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 47.66 Кб (Скачать файл)

1. Детство Чаплина. Первые шаги  в артистической карьере.

2. Чарли Чаплин - покорение Голливуда. 

3. Финал жизни, итоги, деятельность  в последние годы жизни.

4. Заключение.

Чарльз Спенсер  Чаплин родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне  на Кеннингтон Род, 287. Его родители - Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Герли), были эстрадными актерами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных композиторов, авторов популярных оперетт - Джильберта и Салливена. Отец - обладатель приятного баритона - был в середине 80-х годов очень популярен в лондонских мюзик-холлах. Ему неоднократно приходилось гастролировать в Европе, выступал он и в Нью-Йорке. В его репертуаре встречались и песенки, сочиненные им самим. Сценическая карьера Чарльза Спенсера Чаплина закончилась трагически: он потерял голос, лишился ангажемента, стал пить и умер в 1894 г. в лондонском госпитале св. Фомы.

Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела. В 1896 г. она потеряла рассудок. Ее сыновья, Сид и Чарли, вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Чем только не приходилось  заниматься маленькому Чарли! Он торговал газетами, работал в парикмахерской, на заводе стеклянных изделий...

Творческие способности  проявились у Чарли очень рано. Малышу было всего два года, когда  он выучился чечетке у отца и исполнению эстрадных песенок у матери.

Многие дети из трущоб Кеннингтона и Ламбета выступали на тротуарах в надежде заработать несколько пенни, но талантливые братья Чаплин были среди них наиболее удачливыми. В известной степени их успеху способствовали и своеобразные театрализованные пестрые костюмы. Один из биографов Чаплина приводит слова Сиднея Чаплина: "Моя мать скроила мне куртку из остатков своего жакета и своей старой бархатной кофты... Это было бы не так плохо, если бы эти опорки не были разноцветны. Я был очень огорчен, когда мальчишки называли меня "Иосифом в разноцветной куртке". Бедняге Чарли приходилось еще хуже. Он носил красные чулки матери.

Маленькому Чарли, оставшемуся фактически безнадзорным сиротой, угрожало принудительное помещение  в приют или в работный дом, что вряд ли оказало бы благотворное влияние на развитие его творческих способностей.

В 80-х годах методистский проповедник "генерал" Вильям Бутс создал своеобразную религиозно-филантропическую организацию, так называемую Армию  спасения. Армия спасения развернула в ряде городов, в первую очередь  в Лондоне, бурную деятельность среди  городской бедноты. Применяя грубо  сенсационные приемы, офицеры Армии  спасения возродили, по словам Энгельса, "приемы пропаганды древнего христианства".

Помимо бесплатных столовых и ночлежек Армии спасения, в Лондоне существовали в те годы "Ассоциации английской церкви для  помощи беспризорным детям", "Национальная ассоциация призрения сирот", а  также пресловутый "Дом просветительных  учреждений" д-ра Бернардо.

Весь этот сложный  филантропический механизм был направлен, с одной стороны, на религиозное  воспитание детей, с другой - на привитие им разнообразных трудовых навыков. В отдельных случаях администрация  приютов и благотворительных  учреждений прибегала к насильственному  интернированию детей.

Чарли удачно избежал "отдачи на воспитание" и отправки в "Степни-хоуз", на фасаде которого красовалась многообещающая надпись: "Ни один бесприютный ребенок не встретит здесь отказа".

Но все же ему неоднократно приходилось сталкиваться с различными филантропическими организациями, в частности он нередко посещал сеансы волшебного фонаря и так называемых туманных картин, организованные приходским священником. Чарли интересовался при этом отнюдь не благонамеренным библейско-евангельским репертуаром сеансов волшебного фонаря, а бесплатной чашкой кофе, выдававшейся по окончании сеанса.

К 1898 г. относится  кратковременное увлечение Чаплина  цирком. "Впервые, - вспоминает он, - я  побывал в цирке, когда мне  было восемь лет. Это было в Миддльсборо... В то время я не находил ничего более прекрасного, чем клоун Лапэн. Признаюсь, что это он внушил мне желание быть похожим на него. Как я его любил и восхищался им! Представьте себе его со щеткой и с кастрюлей, отряхивающего с себя какую-то воображаемую пыль. Он вызвал такие взрывы хохота у публики, что весь город стремился посмотреть на него. Его популярность производила на меня огромное впечатление... В те времена клоунские антре были построены на экспромтах. Выходя на сцену, он никогда не знал, что будет делать, но импровизировал с захватывающей силой. Вся программа держалась на нем одном. Он в равной мере был прекрасным жонглером, наездником, акробатом, мимом. Бывало, он вскакивал на лошадь и в течение нескольких кругов по арене показывал зрителям целую драму: он любит, ревнует, убивает соперника и, закованный в кандалы, идет в тюрьму. Я находил это великолепным, и у меня не было другого желания, как подражать ему".

Девятилетний Чарли  решил идти в цирк учиться акробатическому  искусству. "... Я стал учеником акробата, - вспоминал он впоследствии. - Вы знаете, что такое жизнь ребенка-акробата. Каждый день его жизни представляет собой ужасную драму. Сколько  упражнений должен он проделать, сколько  раз повторить и сколько раз  рискует он переломать кости, пока достигнет  совершенства...

Одно из упражнений мне не удалось. Я должен был проделать  номер, состоящий в следующем: я  становился на пальцы ног акробата, и он подбрасывал меня в воздух. Я же должен был выполнить опасное  двойное сальто в воздухе и, разумеется, встать на ноги. Но акробат бросил меня слишком высоко, я не выполнил прыжка как следует, упал, шаром прокатился по опилкам, и сломал себе большой  палец. Если бы мне удалось это  опасное двойное сальто, вероятно, я остался бы до конца моих дней в цирке... Один опасный прыжок отвратил меня от "мира опилок".

Театральная карьера  Чаплина началась в возрасте 9 лет  в 1898 г., когда его очередное хореографическое выступление на улице привлекло  внимание некоего Джексона, школьного  учителя из Ланкашира. Джексон еще  до этого долгое время носился  с идеей организации детского танцевального ансамбля. Маленький  Чарли был им использован для  осуществления этого замысла.

Чарли отправился с Джексоном на север, ансамбль кочевал  из одного помещения в другое. Это  обеспечило Чарли работу в течение  двух лет и приносило его семье  регулярный, хотя и скудный заработок.

Попасть на театральную  сцену Лондона в конце Х1Х - начале ХХ в. было трудно и в связи  со всесторонней монополизацией театрального дела.

В такой обстановке подростку Чарли, уличному танцору, пришлось прокладывать себе дорогу на театральную сцену. Впервые одиннадцатилетний  Чарли выступил 15 января 1900 г. в только что открытом лондонском театре "Ипподром" (выходная роль в пьесе "Джидди Остенд"), где выступали урод-великан Махов, труппа пигмеев, чемпион плавания Аннет Келлерман и другие "звезды".

В течение периода  с 1900 по 1913 год Чаплин сменил несколько  трупп, несколько стилей, приобрел опыт и мастерство настоящего театрального актера.

28 ноября 1913 года  состоялось последнее выступление  Чаплина на театральной сцене.  Подписав контракт с фирмой "Кистоун", Чаплин навсегда покинул театр и стал киноактером.

Переход Чаплина  из театра в кино был для него не только "переменой профессии": он по сути дела означал эмиграцию  из Англии в США. Уход из английского  театра в американское кино был, следовательно, явлением вторичным, не причиной, а  следствием. Чаплин с горечью вспоминал: "Мне не нравились барьеры, воздвигаемые между классами, чтобы подавить бедняков, к которым принадлежал и я, и, эмигрируя в Америку сорок пять лет назад, я предпочел бы стать там продавцом в мясной лавке, чем в Англии лордом Пибоди".

Существует очень  распространенное мнение, что и сам  Чаплин, и его герой творчества Чаплина следует искать лишь в  американском кинематографе, что, наконец, Чаплин и театр полярны друг другу во всех возможных смыслах. Эта легенда возникла еще в начале 20-х годов, когда в формалистических поисках абстрактной "специфики" теоретики "чистого кинематографа" пытались вбит клин между кино и театром.

В свете изложенных выше фактов творческой биографии Чарльза  Спенсера Чаплина легенда о его "сугубо кинематографическом" происхождении  оказывается несостоятельной. В  кинематограф Чаплин - профессиональный театральный актер с тринадцатилетним стажем - принес не только виртуозное мастерство эстрадного актера, но и реалистические традиции английской клоунады, традиции демократических народных театров.

Во всеоружии  этого искусства, предполагающего  какое-то сатирическое или скептическое отношение к "общепринятому", появился Чаплин в американском кино.

Этому отношению  к "общепринятому" Чаплин учился не только у Дена Лейно, Литтл Титча и Фреда Карно. Его интересы не ограничивались искусством современных ему эстрадных актеров. Он внимательно и пристально изучал жизнь и нравы обитателей Кеннингтона, Ламбета и Ист-Энда. Мельчайшие детали костюма, неуловимые оттенки походки, манера разговаривать и жестикулировать, догонять переполненные пассажирами омнибусы или переругиваться с соседями - все это интересовало Чаплина, во всем этом он видел проявление определенных характеров, сложившихся в атмосфере нищенских кварталов Лондона.

На всю жизнь  он запомнил жалкого слепого нищего, неизменно стоящего у сырой, покрытой плесенью стены моста Ватерлоо, его  не менее жалкую больную собаку, свернувшуюся калачиком у ног  старика, ханжеский облик проповедников  из Армии спасения, смешную "утиную" походку старого извозчика, присматривающего за лошадьми у пригородного кабака, унылые фигуры уличных шарманщиков  и акробатов, торговца фруктами с  жадными, голодными глазами и  распухшим от водянки животом, оборванных детишек, играющих на задворках камнями и щепками, и солидных "бобби" - полицейский подобно восклицательным знакам расставленных на углах и перекрестках...

Запомнились Чаплину  и "декорации" лондонских окраин, впоследствии воспроизведенные им в  студиях "Маджестик", "Лоун Стар" и "Ла-Бреа": высокие, уныло однообразные серые дома с маленькими подслеповатыми окнами, узкие, грязные, давно не метенные тротуары, груды мусора и железного лома на пустырях, лотки с овощами и фруктами, вывески молитвенных домов Армии спасения.

Социальные и  классовые противоречия были знакомы  Чаплину с самого юного возраста. Та обстановка, та среда, та атмосфера, под влиянием которых складывался характер молодого артиста, его общественные симпатии, его политические взгляды, его эстетические вкусы, его отношение к жизни и людям были одновременно обстановкой, средой и атмосферой, в которых зародился и вырос появившийся годом позже на экранах США знаменитый Чарли.

Двадцатичетырехлетний Чарльз Спенсер в 1913 г. еще далеко не до конца определился как художник и человек, но уже тогда в его  характере и в его творческом методе были отчетливо различимы  черты будущего Чаплина - гуманиста, реалиста и демократа.

Первый фильм  с участием Чаплина был поставлен  в 1914 году. Последний, в котором он снимался как актер в 1957 году. История не знала еще столь продолжительной, прижизненной актерской славы. И слава эта с последней его ролью отнюдь не кончилась. Мир не перестал интересоваться Чаплином. Каждое интервью с ним привлекало и привлекает до сих пор внимание миллионов читателей.

Более полувека продолжалась в художественной кинематографии эпоха  Чаплина. Когда он начал сниматься  в Голливуде, этот город был жалкой провинциальной дырой. С тех пор  он стал гигантской фабрикой иллюзий  и снов, центром промышленности, занявшей одно из ведущих мест не только на Американском континенте, но и во всем мире.

Тысячи звезда за эти полвека взошли и погасли  на небосводе Голливуда, в том  числе и звезд комедии - самой  популярной области кино. А звезда Чаплина продолжает гореть негасимым  пламенем.

Чем же вызвана, чем  обусловлена эта продолжительность  эпохи Чаплина в кинематографии? Его необыкновенным мастерством? Да, Чаплин - большой художник, великолепный артист, мастерство которого связано  с традициями демократического массового  искусства минувших веков - с клоунадой, пантомимой, цирком.

Но сказать, что  секрет продолжительности эпохи  Чаплина в его мастерстве - значит далеко не полностью ответить на поставленный вопрос.

Детальной и конкретной разработкой сценариев, каждый из которых  поражает богатством положений, эпизодов, линий, трюков? Да, Чаплин - замечательный  сценарист и режиссер. Некоторые  из его сценариев ("Огни большого города", "Новые времена", "Диктатор") являются настоящими шедеврами кинодраматургии. Но и этот ответ оставит читателя неудовлетворенным.

"Я могу точно  сказать, - рассказывает Чаплин о  первых годах работы в Голливуде, - когда у меня впервые появилась  мысль придать своим комедийным  фильмам еще одно измерение.  В картине "Новый привратник" был эпизод, когда хозяин выгоняет  меня с работы. Умоляя его сжалиться,  я начинал показывать жестами,  что у меня куча детей, мал мала меньше. Я разыгрывал эту сцену шутовского отчаяния, а тут же стояла наша старая актриса Алиса Девенпорт и смотрела на нас. Я случайно взглянул в ее сторону и, к своему удивлению, увидел ее в слезах.

- Я знаю, что  это должно вызывать смех, - сказала  она, - но я гляжу на вас и  плачу.

Она подтвердила  то, что я давно уже чувствовал: я обладал способностью вызвать  не только смех, но и слезы".

О том, что фильмы Чаплина представляют собой своеобразное сочетание смешного и трогательного, упоминается во всех статьях, книгах, рецензиях, посвященных его творчеству. Так, может быть, в этом заключается  разгадка секрета, о котором мы говорим? Да, то, что он обладает способностью "вызывать не только смех, но и слезы", частично объясняет секрет Чаплина, силу воздействия его искусства. Но это все же не истина, а только одна из догадок на пути к истине.

Информация о работе Чарльз Спенсер Чаплин