Бытовые предметы с бисерным декором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

В пору расцвета бисерного рукоделия разнообразие сюжетов вышивок сочеталось с не меньшим разнообразием украшаемых ими предметов. Так, на даме, отправляющейся на бал могли быть надеты вышитые бисером туфельки, в одной руке она могла держать бисерный портбукет в другой — бисерную сумочку или монетницу. Кроме того, у нее могла быть специальная книжечка для записи партнеров по танцам, украшенная вышитыми вставками (ил). Шитые мельчайшим полу крестом подвязки первой трети 19 века украшены растительным орнаментом и фигуркой оленя (ил. 112, 6), а на бисерных подвязках 40-х годов вышита только пестрая цветочная гирлянда (ил. 95, 3).

Файлы: 1 файл

Бытовые предметы с бисерным декором.docx

— 411.56 Кб (Скачать файл)

Бытовые предметы с бисерным декором

  В пору расцвета  бисерного рукоделия разнообразие  сюжетов вышивок сочеталось с  не меньшим разнообразием украшаемых  ими предметов. Так, на даме, отправляющейся на бал могли быть надеты вышитые бисером туфельки, в одной руке она могла держать бисерный портбукет в другой — бисерную сумочку или монетницу. Кроме того, у нее могла быть специальная книжечка для записи партнеров по танцам, украшенная вышитыми вставками (ил). Шитые мельчайшим полу крестом подвязки первой трети 19 века украшены растительным орнаментом и фигуркой оленя (ил. 112, 6), а на бисерных подвязках 40-х годов вышита только пестрая цветочная гирлянда (ил. 95, 3).

 

Сумочки

  Бисерные сумочки вошли в моду в Европе еще в 18 веке. Они состояли из четырех вышитых бисером долек с изображением фигур или цветов. Соединенные вместе, дольки образовывали низ сумочки, которая оканчивалась материей, стягивавшейся поверху шнурком. У нас встречаются лишь несколько более поздние варианты сумочек, вошедших в моду в самом конце XVIII века во время Великой Французской революции (ил. 42). Они были, как правило, овальной или прямоугольной формы, не имели замка и стягивались сверху длинным шнуром для ношения через руку. Прекрасным образцом такого рода аксессуаров является вязанная крючком сумка с орнаментом, имитирующим модные в то время кашмирские шали. Внутри и по краю она обшита лайкой, в которой пробиты дырочки для шнура. Снизу к ней прикреплена бахрома из канители и бисера —сочетание, достаточно редко встречающееся в бисерных изделиях. К наиболее ранним образцам относится, по-видимому, и упомянутая выше бисерная сумочка, богато орнаментированная цветочными полосами. Шнур в ней продергивался через дырочки, оставленные непосредственно в бисерной полосе. По мастерству и тщательности работы эта сумочка выделяется даже на фоне рукоделий того времени. Даже шарики на шнуре, стягивающем верх сумки, обтянуты бисером с узкой полоской, гармонирующей по цвету с основным узором. В 20—30-е годы у сумочек появляются замки из стали, бронзы или серебра, украшенные обычно богатым орнаментом из цветов, листьев, плодов, бабочек, рогов изобилия (ил. 30, 38,111). К замку крепилась цепочка, которую держали в руке или прикрепляли к поясу специальным металлическим зажимом. Позднее (1850—870-е годы) бисерные сумочки вышли из моды и появились в большом количестве лишь в начале XX века. Их легко отличить по модернистским мотивам в рисунке вышивки и декоре замка, а также по более крупному и менее яркому бисеру (ил. 30,1, 4). Одна подобная сумочка вызывает особый интерес, поскольку ее история связана с именем известноuо художника К. А. Сомова. Эта сумочка хранится в отделе тканей Государственного Исторического музея. Сделана она из бархата, а вставку из тонированного шелка окружает гирлянда из виноградных гроздьев и листьев, вы- шитых ленточками и бисером. В книге Г. Пазаурека (Pazaurek) приведена фотография этой или точно такой же сумочки с подписью: ≪Анна Сомова Михайлова, Петербург≫ [138]. А. А. Сомова-Михайлова, сестра художника, сама была талантливой художницей. Как следует из дневников писем К. А. Сомова [111], с братом ее связывала тесная дружба. Работы А. А. Михайловой(искусственные цветы, украшения для платьев, сумочки, портфельчики) экспонировались на выставках ≪Мира искусства≫, были представлены на выставке российских художников, которую К. А. Сомов сопровождал в 1923 году в Америку. Сын Анны Андреевны вспоминает: ≪Способствовала этой дружбе также и их совместная работа. Моя мать под руководством брата и частично по его рисункам работала по прикладному искусству≫ [111, с. 488]. Таким образом, весьма вероятно, что и сумочка сделана по эскизу знаменитого художника [84].

    В начале ХХ века вновь возрастает роль бисерной вышивки в дамских туалетах. На более ранних моделях бисер использовался в сочетании с плотными тканями, очень модной была вышивка сутажом и бисером, из этих же материалов изготавливали ажурные детали костюма: тесьму, различные вставки, воротники и др.Позднее бисер употребляли для вышивки по легким, полупрозрачным тканям. Модной деталью было ажурное нагрудное украшение изсутажа и бисера с длинной бахромой (ил. 86).Использовали черный бисер и стеклярус, бисер с металлическим блеском, прозрачный бисер приглушенных тонов. Все это таинственно мерцало и переливалось при каждом движении, создавая эффект загадочности, которая, по понятиям того времени, должна была окружать любую уважающую себя женщину (ил. 85).

 

Кошельки и  монетницы

  Возвращаясь к первой половине XIX века. Бисерные кошельки и монетницы были не менее популярны в то время, чем бисерные сумочки (ил. 28, 43, 84,111). Они могли принадлежать как даме, так и мужчине. Например, в повести А. Ф. Вельтмана (1838) дама бьется об

заклад с кавалером  и обещает ≪связать бисерный кошелек (в случае проигрыша. —Авт.)≫ [17]. На литографии Русселя ≪Милосердие≫ (≪Album Russe≫, середина XIX века) можно видеть, как дама достает монетку из монетницы в виде мешочка с двумя вязанными из бисера отделениями, соединенными нитяной сеткой с прорезью. Монеты опускались через прорезь, а закрывалась такая монетница передвижением двух надетых на нитяную сетку колечек. Схожую конструкцию имели монетницы в виде кувшинчика. У них из бисера выполняли только тулово, а горлышко, носик и ручка вязали из ниток. В качестве замка служило надетое на горлышко металлическое колечко. Но большая часть монетниц заканчивалась просто нитяной сеткой с продернутым через нее шнурком (ил. 28). Кошельки с металлическими замками вошли в моду, по-видимому, в 20-е годы XIX века.

  Замки изготавливались из серебра, полированной стали, позолоченной, а иногда раскрашенной бронзы. В середине столетия появились никелированные замочки. Более ранние экземпляры

имели характерный запор в виде кнопки и пружинки, на смену которым пришли защелкивающиеся шарики. Сегодня мы можем убедиться в том, что ассортимент кошельков был очень широк (ил. 43, 84): от изысканного бело-розового кошелька с орнаментом из акантовых листьев и датой ≪1828≫ на серебряном замочке до кошелька с вышитой датой ≪1850≫, украшенного довольно примитивным вазоном с цветами. Бисерные монетницы исчезли из обихода, когда в 1847 году было изобретено портмоне. Кроме бисерной сумочки и кошелька, дама могла пользоваться и маленькой книжечкой в бисерном переплете, предназначенной для учета белья, отданного в прачечную, а также для записи расходов по хозяйству (ил. 112, 4). Интересно, что подобные книжечки были изданы неким немецким изобретателем специально для России, о чем говорит текст титульного листа: ≪Полная роспись белью по азбуке с общей таблицею расходовъ и приходовъ на целый годъ которые аспиднымъ карандашомъ записываются на каменномъ пергамине находящемся на краю. Издание седьмое умноженное. Губерте - бургъ у Л. Пледия, 1818≫. В противоположность кошелькам, вышитые бумажники были принадлежностью исключительно мужского туалета. В XVIII —начале XIX века их делали из картона, обтягивая его шелком, вышитым гладью или тамбурным швом (ил. 88).

  Мода на бисерные вышивки сначала ничего не изменила в конструкции бумажников, но в XX-е годы XIX века вышитые вставки начали отдавать отделывать в переплетные мастерские, где бумажники изготавливали из тисненой кожи с кожаной или атласной подкладкой (кат. 157). Застегивались такие бумажники бронзовым стержнем, вставлявшимся в бронзовые же петли в виде бабочек, листочков, рогов изобилия. Встречаются также бисерные футляры для ключей (ил. 89, 7). Кроме футляров для часов, делали и бисерные подчасники, которые располагались на стене. На них вешали, придя домой, карманные часы (ил. 89, /, 3, 6). Чтобы часы не соприкасались с твердой стеной, подчасники набивали ватой. А сделанный из двух половинок шитый бисером футлярчик с замшевой подкладкой и прокладкой

из ваты предназначался для очков (ил. 89, 5).


Чубуки и кисеты

  Редким предметом мужского туалета являются шитые бисером подтяжки (ил. 44, 1, 2). Позднее две их половины сшили вместе, но их назначение совершенно ясно благодаря форме и характеру рисунка: в месте перегиба на плече изображенные на них собаки, олени, охотники разворачиваются на 180°, чтобы не выглядеть вышитыми вверх ногами. Щеголь первой половины XIX века мог прогуливаться с тростью в нарядном бисерном чехле (ил. 87, 2, 5). Бисерный шнурок мог заменять цепочку для часов. Позже, в середине века, такие шнурки стали обычной деталью костюма купцов и зажиточных крестьян (ил. 89, 4). Они довольно часто упоминаются в мемуарной и художественной литературе того времени. Довольно распространенными были вязанные или вышитые бисером мурмолки или ермолки. А. М. Жемчужников, посетивший в середине XIX века усадьбу Качановку, описывает ее владельца следующим образом: ≪Григорий Степанович (Тарковский) одет был в короткую курточку со множеством пуговиц, на которых висел кисет с табаком и трубочка в бисере и янтарях, на голове была бисерная ярмолка≫ [71]. Здесь две бисерные детали: ермолка и трубочка в бисерном чехле. Трубок с более или менее длинными чубуками в бисерных чехлах, отдельных чубуков и чехлов к ним сохранилось великое множество (ил. 87, 1, 3, 4). И это не удивительно, потому что подставка с трубками была непременным атрибутом ≪романтического≫ кабинета первой половины 19 века.

  Бисерные чубуки необычайно разнообразны и красивы: они обвиты спиральными цветочными гирляндами, разноцветными полосами, геометрическим орнаментом. Но бисером мог быть украшен не только чубук трубки. Среди бисерных вещиц довольно часто встречаются чехольчики конической формы со своеобразными лепестками по краям (ил. 44, 4, 111, 6). К середине прошлого столетия сигары вытеснили живописные трубки с бисерными чехлами. В рассказе А. Ф. Писемского ≪Фанфарон≫ (1854г) читаем: ≪У него, знаете, на вечерах заведено было по-модному — сигарыи папиросы курить, а трубки убирались в задние комнаты≫ [88]. Во времена трубок не менее, чем бисерные чубуки, были распространены вышитые кисеты.

 

 

 

 

 

Табачницы


  Табачницы обычно имели форму круглой коробки, вокруг которой шла вязаная бисерная полоса (ил. 31, 1, кат. 148). Внутрь коробки вставлялся металлический вкладыш, чтобы табак сохранял свой запах, а края отделывались кожей. Закрывалась такая табачница либо крышкой, либо кожей, заложенной складками по спирали. Бывали и прямоугольные табачницы, у которых вышитые бисерные вставки располагались по боковым сторонам (ил. 89, 2). Одна из бисерных табачниц принадлежала декабристу И. И. Пущину. В письме сестре, А. И. Пущиной, написанном по его поручению 29 ноября 1830 года, читаем: ≪Тут особенно отличается, добрая, не- сравненная Annette, чудесная ваша табачница шитая бисером. Иван Иванович в восхищении от нее и не наглядится...≫ [94]. По-видимому, в этом письме речь идет о табачнице, хранящейся теперь в Государственном Эрмитаже. На ней —бисерный чехол с красивым цветочным орнаментом, а на кожаном оформлении золотом вытиснена надпись: ≪Петровск. 1830 Ялуторовскъ 1848≫. В 1830 году, когда Пущину была прислана табачница, он, действительно, находился в Петровском Заводе, а в 1848 году, будучи на поселении в Ялуторовске, получил разрешение переселиться в Иркутск. Может быть, именно тогда он заказал для табачницы новое оформление, увековечив тем самым особенно тяжелые годы пребывания в ссылке. При некоторой доле воображения эту табачницу можно рассмотреть на акварели декабриста Борисова, зарисовавшего интерьер камеры И. И. Пущина еще в Петровском Заводе [52].

 

 

Подстаканники чернильницы

  Бисерные вещицы располагались не только на ломберном столе. На письменном столе можно было обнаружить бисерный подсвечник, стакан для карандашей, чернильницу и песочницу в бисерных чехлах, бювар, пресс и портфель для бумаг с вышитыми вставками, подсвечник с тканым бисерным экраном (ил. 91, кат. 158). Бисерные чехлы на стаканы использовали и при чаепитии (ил. 29). Кроме обычных вязанных крючком бисерных подстаканников, надевавшихся на стакан, иногда встречаются стаканы с двойными стенками, между которыми расположен бисерный ободок. Такие кунштюки были очень модны в начале XIX века. Примером может служить выполненная в этой технике кружка (ил. 133). По своей стилистике она может быть отнесена к 30-м годам XIX века, а местом ее изготовления мог быть, в частности, завод Бахметьева, издавна славившийся подобными изделиями. Большой редкостью (за исключением болгарских бутылок начала ХХ века) являются и бутылки, целиком обвязанные мелким бисером. Позднее и в менее изысканных интерьерах были распространены и бисерные кольца для салфеток, и бисерные салфетки, и обтянутые бисером картонные кружки, служившие поддонами для цветов. Такой ≪бисерный поддонник на круглом столе≫ вспоминает В. А. Слепцов, описывая типичную гостиную провинциального городка [106]. Там же мог находиться и поднос для съемов (щипцов для снятия нагара со свечи) (кат. 158), и изготовленный в конце XIX века плетеный поднос с бисерной вставкой (ил. 92). Еще одной непременной принадлежностью гостиной долгое время оставался заполненный стихами и рисунками альбом, переплет которого также нередко украшался вышивкой. По свидетельству автора книги ≪Мир альбомного рисунка≫, вышивки иногда прямо наклеивались на листы альбома. Так, альбом с вышитой обложкой 1817 года и вышитая бисером вклейка представлены на иллюстрациях к воспоминаниям С. П. Жихарева [36] .

 

Вышитые обои и подушки

  Много вышивок располагалось и на стенах комнат: вышитые картины, ковры, даже шитые обои. Такие обои были, в частности, в одной из комнат в доме Г. Р. Державина: ≪По последнему слову моды стены были покрыты соломенными обоями: по соломенной плетенке шелками и шерстью вышивались узоры из цветов, фруктов, листьев, а для больших простенков целые виды и сцены. Вышивала сама Пленира (Екатерина Яковлевна, 1762—793, первая жена поэта. —Авт.), жена Львова ей помогала≫ [119]. По-видимому, вышитые обои не были очень большой редкостью. В 30-е годы XIX века вышитые подушки стали обязательным компонентом модного ≪романтического≫ кабинета, украшенного коврами, пистолетами, рыцарскими доспехами и др. Приблизительно к этому времени относится упоминавшаяся выше ≪шахматная≫ вышивка, служившая, вероятнее всего, диванной подушкой (ил. 100). Позднее появились подушки, шитые крупным бисером и шерстью по канве (ил. 93). Часто их украшали изображением пейзажей, собак, античных фигур в цветочном обрамлении на характерном ярко-синем фоне.

 

Занавески и коробы

Вышитые занавески и драпировки являлись обязательным предметом интерьера  в течение очень долгого времени. Естественно, что они не вышли из моды и в конце XVII —первой половине XIX века.]. Процесс изготовления вышитого ковра подробно описан в воспоминаниях Е. А. Сабанеевой, относящихся к концу 20-х годов XIX века: ≪Княжны (Оболенские. -- Авт.) придумали вышивать ковер ввиду того, что молодые, князь Николай с женой, будут непременно с визитом у князя-отца в Рождествене. Этот ковер их работы будет подарком молодой княгине. Из кладовой принесли пяльцы, канва легла упругой ровной тканью на их рамке. Князь одобрил намерение приветить подарком молодую невестку, вмешивался в выбор узора, ссорился, шутя, с дочерьми насчет каких-то незабудок на узоре, которые хотел заменить маком≫ [104, с. 140]. Помимо самой идеи собственноручно вышить в подарок ковер, обращает на себя внимание и достаточно вольное обращение с его узором. Однако далеко не все так благожелательно относились к вышиванию ковров. Деньги тратились не только на ковры, но и на вышивание сонеток (ил. 95, 97). Вот что пишет об этом законодатель мод того времени журнал ≪Московский телеграф≫. В номере за 1829 год можно прочесть: ≪Дамы вышивают на длинной узкой полосе канвы цветы, особливо розы, и такие полосы служат шнурками для звонков...≫ [78, с. 454]. Парадные комнаты в то время были высокими, и сонетки вышивали, разумеется, не на всю высоту комнаты: как правило, длина вы- шитой части не превышала 1,5 метра, а остальное дополняли полосой кожи или полотна.

 

Вышитые картины

  Вышитые картины, предназначенные специально для развешивания на стенах, были, по-видимому, не так широко распространены, как это представляется сейчас, когда многие бывшие сумочки, бумажники, кошельки успешно преобразуются в декоративные панно. Все же их делали в немалом количестве. Например, на выставке в Москве в 1891 году экспонировалась картина из коллекции Н. Л. Шабельской, вышитая шелком атласным швом в 1805 году по старинной гравюре ≪Кориолан≫ [2]. Еще одна прелестная вышивка шелком была выполнена, видимо, для подарка некоей г-же Вердеревской (ил. 79). На ней изображен ангел, пишущий на дереве следующее: ≪Добродетельных свойствъ твоихъ отнять не могу. Анне Ми- хайловне Вердеревской≫. Судя по тщательному оформлению, современному вышивке, она с самого начала была задумана именно как картинка.

Информация о работе Бытовые предметы с бисерным декором