Большой театр в Помпеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 07:47, контрольная работа

Описание работы

Большое место в жизни римлян занимало разного рода зрелища : драматические и мимические представления,гладиаторские игры и борьба сживотными,состязания колесниц и т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической ультуры греков с их идеалом гармонического разитияличности человека

Файлы: 1 файл

контрольная рим1.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Большое место в жизни римлян занимало разного рода зрелища : драматические и мимические представления,гладиаторские игры и борьба сживотными,состязания колесниц и  т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической ультуры греков с их идеалом гармонического разитияличности человека

  Отдых − после дел, говорила римская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это «делами», а рассматривая скорее как досуг, как « отдохновение духа». Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать. Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему было больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзотического дикого зверя. Одни искали тишины и покоя, другие – шумных, неистовых развлечений. Одни удалялись на отдых из города в деревню, к себе в поместье, а иных манили к себе соблазны больших городов.

   Римские зрелища в большинстве  своем были расчитаны на примитивные  запросы толпы,часто отвечали  самым низменным вкусам и носили  пассивный потребительский характер.

  Многочисленные постройки для  отдыха римлян дошли до нас  и мы можем наблюдать архитектурное  развитие Рима, как складывались  каноны и традиции классики.

 

 

 

 

 

 

Большой театр в Помпеях

 

В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались  временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях (см.рис.1), примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III-II веке до н. э , он был расширен и реконструирован в 75г. До н.э. Эти две стадии сторительства показывают процесс формирования театра римского типа.

     Первоначально Большой  театр был еще близок к греческому типу, сохраняя связь с природой и изолированность отдельных элементов. Места для зрителей располагались полукругом были устроены на ступенях врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг,еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился четырехсторонний портик, выполнявший функцию фойе.

    При реконструкции театра  по его краям был построен  сводчатый коридор, ставший опорой  для пяти рядов дополнительных  мест. Зрительские места и сцена соединялись сводами, над которыми находились места для почетных зрителей, эти места назывались – трибуналия. Таким образом раздробленное расположение месть соединялись в единое целое, это и являлось отличительной чертой римского театра.Другая его особенность это заполнение театра и его освобождение от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие здание, моглы выходить  как и через главные входы, так и  через крипту с ее тремя выходами.

 

 

 

 

Малый театр в Помпеях

 

Построен в 80-75гг. до н.э. Прямоугольный в плане театр(27х27 метров) был перекрыт крышей и украшен изнутри настенными росписями второго стиля. В углах за полукружием мест помещались лестницы, а над ними еще несколько рядов.Изменилась форма  орхестры- она стала полукруглой и вместила кресла почетных граждан.Театр был рассчитан на 1200 гостей и предназначен для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.

 

 

Театр Помпея

 

Театр Помпея (см. рис 2)был самым значительным в республиканский период. Он находился на Марсовом поле в Риме. По размерам и совершенству конструкции он означал новый период в развитии римского театра. Театр Помпея был центром ансамбля, в котором кроме него находился огромный сад позади сцены и храм Венеры Победительницы, расположенный над театром на высоких субструкциях и подчеркивавший ось композиции.

   Сад окружили портики  из колоннад и  прямоугольных  и полукруглых экседер, украшенных  статуями и росписями. Они доходили  до древних храмов Ларго Арджентина, включив из в ансамбль. Великолепные портики Помпея стали центром общественной жизни Рима. Туда были перенесены заседания Сената .Театр Помпея уже целиком  надземный. Места для 17 тысяч зрителей опирались целиком на бетонные, облицованные ретикулатом субструкции и размещались в четыре яруса. Театр имел два обхода: внутренний, прорезанный в радиальных субструкциях, и наружный, проходивший вдоль полукруглого фасада. Середину фасада из ордерных аркад , сложенных из туфа и травертина, занимали высокие субструкции храма Венеры.

  Театр Помпея заключительное  звено в формировании театра  римского типа: надземного сооружения на субструкциях с системой кулуаров и выходов под местами для зрителей.

 

 

 

 

Театр  Марцелла

 

 

Театр возведен Марцелла (см.рис.4) на Марсовом поле близ берега Тибра, напротив острова Тиберина. Представлял собой в плане полуциркульное, подковообразное сооружение (см.рис.3). Строительство начал Кай Юлий Кесарь (Гай Юлий Цезарь), а заканчивал в 13—11 гг. до н. э. император Октавиан Август , который посвятил постройку памяти своего племянника Марка Клавдия Марцелла, им усыновленного, женившегося в 25 г. до н. э. на Юлии, дочери Августа (умер в 23 г.). Театр Марцелла состоял из трех ярусов аркад (верхний ярус, оформленный пилястрами коринфского ордера, не сохранился). Театр вмещал 15 тысяч зрителей, был возведен из блоков травертина и послужил прообразом Амфитеатра Флавиев , построенного позднее, в 72—80 гг. н. э. Театр был поврежден пожаром в 64 г. и значительно разрушен в IV в. Его использовали в качестве крепости, разбирали на камни для строительства других зданий. В XVI в. знатная фамилия Савелли решила приспособить театр под свой дворец. Архитектор Бальдассаре Перуцци (1481—1536), занимавшийся археологией Рима и с 1520 г. работавший помощником Рафаэля на строительстве собора Св. Петра , искусно встроил новые этажи в руины театра .Позднее дворец перешел к семейству Орсини.

 

 

 

 

 

 

Амфитеатр Флавиев «Колизей»

 

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев (см. рис.5,6) представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией. Все три нижние яруса оформленны полуколонным ордером, причем ордурные системы применены по принципу облегчения  кверху: так, первый ярус первый ярус имеет тосканский ордер , второй-ионический,третий-коринфский,четвертый ярус ,появивщийся позднее,представлен на фассаде глухой аттиковой стеной,оформленый плоским пилястровым ордером. Такая системма впевые была применена в амфитеатре Марцелла,а затем стала традиционной. Ордер каждого яруса включает в себя все канонические эллементы: колонны с базой и капителью, трехчастный антаблемент. Примерно на уровне карниза ,разделяющего ярусы фассада,располагается верхняя точка скрытого в толще здания цилиндрического свода. На свод опирается пол наружной концентрической обходной галнреи более высокого яруса.Выше свода по фассаду устроен парапет,необходимый для предотвращения случайного падения зрителей с ярусов наружных галерей.Часто этот парапет оформлен как подий для ордера следущего яруса,начиная со второго.На уровне земли,там,где осуществляется проход зрителей ,подия нет,колонный стоят на общих для всего здания ступенях,что отдельно напоминает греческий стереобат. Арка ячейки на фасаде выделена архитравом, обычно он выложен или эмитирован как кладка из квадров.Часто большее внимание уделялосьзамковому камнь,который мог доходить непосредственно до архитрава ордера.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere "извергать"), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над. Нижний ряд, или подий , был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище. Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса , соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников. Второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры, камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии решил приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир»."

Амфитеатр Флавиев только с 11 в. н.э. стали называть Колизеем. Это название появилось, по всей

 

Термы

 

  Римские бани издавна разделяли с палестрой функции физического воспитания и культуры тела(см.рис.7). В III веке небольшие бани еще были скромны и мало благоустроены. Сенека, учитель Нерона, удивлялся темноватым, лишенным всякой роскоши старинным баням на вилле Сципиона Африканского. Общественные бани (термы) раннего времени так же непритязательны; так, например, помпейские бани начала II века до н. э., которые несколько позднее составили северный корпус Стабианских терм, представляют собою просто ряд скромно отделанных и плохо освещенных сводчатых помещений. Следующие века внесли коренные изменения в функции, устройство и отделку бань. 
Со второго века для самого процесса мытья отводилось не менее трех-четырех помещений; это — аподитерий (раздевальня), фригидарий (холодная баня) с бассейном, тепидарий (теплая баня) и калидарий (горячая баня). Вскоре сюда добавился лаконик (парильня). Омовение сочеталось с воздушными и солнечными ваннами, требующими специально организованных пространств под открытым небом в виде дворов и портиков. В термах появились помещения для всевозможных видов не только физической, но и духовной культуры: палестры для гимнастики, комнаты для массажа, портики и экседры для бесед, декламации и даже зрелищ и т. п. 
Стабианские термы. Самое древнее, дошедшее до нас, сооружение этого рода, это — Стабианские термы Помпей .Основные их части относятся ко II веку, когда новый тип еще только слагался. 
   Стабианские термы занимают большой участок неправильной формы, диктующей трапецоидальную конфигурацию перистильного двора, вокруг которого группируются помещения бань. На две улицы выходили лавки, между которыми помещался главный вход, ведущий с улицы Изобилия в перистиль. Правый, наиболее широкий корпус объединял группы мужских и женских бань с расположенной между ними котельной. Мужские бани состоят из аподитерия, круглого фригидария с четырьмя нишами и бассейном, тепидария и калидария, с небольшим бассейном и фонтаном в абсиде. Женские бани имеют сходный состав, но без фригидария. 
Портик проходит по юго-восточной и северо-восточной сторонам большого двора и заворачивает на северо-западную, по середине которой он прерывается; по четвертой, юго-западной, стороне расположены прямоугольный открытый бассейн (13 X 8 м) и примыкающие к нему поместительные залы, служившие для гимнастических упражнений юношей и для удаления масла с тела. Эти помещения, добавленные уже в раннем императорском периоде, образуют вместе с перистильным двором настоящую палестру. С северо-запада в глубине перистиля находились индивидуальные кабины, переделанные из древнейшей части здания. 
В таком виде термы выявляют свою типологическую связь с греческим гимнасием; центром их является перистильный двор, однако корпус банных помещений терм уже начинает оспаривать значение перистиля. Добавление палестры с ее открытым бассейном и большими залами усиливает гимнастическую часть здания и дает уже основной состав римских терм. 
    Вода для терм первоначально добывалась из колодца и хранилась в цистернах; в I веке до н. э. бани были включены в общую систему водоснабжения города, а цистерны сохранились в качестве резервуаров. По подземным стокам воду спускали в городскую канализацию. Во II веке бани отапливались большими бронзовыми жаровнями. В конце республиканского периода (середина I века до н. э.) Сергий Ората изобрел отопление скрытыми каналами горячего воздуха; эта система немедленно была введена в Стабианских термах; раньше всего камеры горячего воздуха были введены в полы, приподнятые для этой цели на кирпичные столбики, затем — в стены, наконец, в калидариях стали обогревать даже перекрытие. 
Первоначально портик двора Стабианских терм имел туфовые колонны с гранеными фустами и дорическими капителями и каменный антаблемент. 
По технике, старые части терм характерны для II века — кладка с грубоватой облицовкой, углы и притолоки дверей из квадров травертина, фасадные поверхности из квадров туфа. Все детали, вытесанные в камне, покрывались тончайшим слоем твердого стука. 
В последнем периоде, незадолго до катастрофы 79 года, и, вероятно, уже после 63 года, строгая архитектура, обогащенная позднее прекрасными наружными стуками палестры и внутренними стуками в помещениях мужских бань, потерпела при реставрации целый ряд грубых искажений: метрический ряд портика разорван большими пролетами между столбами вытянутой з плане формы, превосходящими высоту остального портика на 1,7 м колонны покрыты толстым слоем штукатурки, который исказил их стройные формы: шейки капителей обвиты широкой полосой орнамента. Эти формы характерны для провинциальной архитектуры Помпей в императорский период, резко отличной от архитектуры времен Республики.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1) А.А. Мусатов Специальность «Архитектура» Архитектура античной Греции и античного Рима // «Архитектура -С» Мск. 2006г. С-83-140

 2)Большая Советская энциклопедия 1969-1978 г.г.

3)Всеобщая история архитектуры  в 12 томах; том 2// Издательство литературы  по строительству Мск.1973г. С.452-454

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большой театр в Помпеях (Рис.1)

Театр «Помпея» (Рис.2)

 

 
План театр Марцелла(Рис.3)

Театр Марцелла(Рис.4)

 

Амфитеатр Флавиев (рис.5)

Амфитеатр Флавиев (рис.6)

Римские термы (Рис.7)

 

 


Информация о работе Большой театр в Помпеях