Большие преоброзования Д.Г.Левицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

С вcтуплением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, а в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой. Цель: познакомиться с творчеством Д.Г.Левицкого, понять значимость его деятельности. Задачи:
проследить жизненный и творческий путь художника;
проанализировать ряд полотен Д.Г.Левицкого

Файлы: 1 файл

Левицкий.docx

— 5.66 Мб (Скачать файл)

    Подобная композиция традиционна для русских парадных портретов второй половины XVIII столетия. Модель должна непременным условным жестом указывать на некий предмет, значимый в его общественной деятельности. При написании портрета Левицкий скупо использовал изобразительные средства. На темно-синем однотонном фоне свето-теневой игрой выделена крупная фигура богатого жертвователя.

 

    1. Портрет П.А.Демидова

1773г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

    Заказ портрета исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II. О возросшем к этому времени признании Д. Г. Левицкого можно судить по тому, что за первый из заказанных И. И. Бецким портретов художник получил всего пятьдесят рублей, за второй (П. А. Демидова) – уже четыреста.

    Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника. Прокофий Акинфиевич Демидов – владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената13.

    Прокофий Акинфиевич был известен своими чудачествами, удивлявшим не только Петербург и Москву, но и Европу. Так, в 1778 г. он устроил в Петербурге народный праздник, который, вследствие громадного количества выпитого вина, был причиной смерти 500 человек. О своеволии неслыханного богача сохранилось множество легенд, где отделить истину от вымысла возможно далеко не всегда. Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной – крупной и двух – мелкой породы) и форейторов14 – карлика и великана.

    Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования, избегая огласки. Громадные богатства, полученные по разделу (четыре завода, которые он потом продал купцу Яковлеву, до 10000 душ крестьян, более 10 сел и деревень, несколько домов и прочее), и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей.

    Им было основано Коммерческое училище в Москве и были переданы большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».

    Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783 г.). В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон – несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели. В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь – от гербария и лейки на столе до фасада здания – свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.

    Весь строй портрета явно пародирует традиционные парадные изображения путем неожиданных, почти гротескных15 сопоставлений. Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф.

    Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого – одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.

    Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.

    Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета (колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве). Однако в лице изображенного проскальзывают нотки горького скепсиса и иронии.

    Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Иссякала эпоха,  умолкал и ее певец. Сотни  картин написал он, и все –  слепок времени, на всех люди XVIII столетия.

    Но не только  век галантный показал нам  Левицкий – еще и время,  когда центростремительная сила  России набирала свой ход: десятки  имен, десятки образов – личности, осуществлявшие движения составов  огромного государства. Вот они,  в звездах и муаре, горделиво  взирают на нас со своих  холстов, обращенные из плоти  и крови колдуном-художником в  струящиеся прозрачные краски, запечатленные  в жесте и прищуре глаз –  ласковых или жестоких, холодных  или с тенью глубокой думы.

    Екатеринин «век  златой» растаял, как мираж.  Их век, людей «острых» и  славных, умеющих любить и ненавидеть, остался навсегда.

    И еще: нельзя  не обозначить то, что мы называем  развитием творческого духа. Левицкий  – художник высочайшего класса, выводящий русское портретное  искусство в Европу и мир  – завидная доля, великое назначение. Он не предтеча, а именно один  из наших первых гениев портрета  – именно отсюда, с конца «сурового  и мудрого» века, идет дальше  уже сплошная цепь: Кипренский, Брюллов,  Крамской, Ге, Репин, Валентин Серов. Звено к звену нижутся эти имена в российской культуре, определяя собой чувство ее пути.

    На сохранившихся  полотнах Левицкого тени прошлого  зримо облекаются плотью. Иллюзия  присутствия давно ушедших людей  кроется в пластической выразительности  мастера и в жизненной правде  его образов. Если когда-нибудь  удастся собрать в достаточном  количестве портреты Левицкого  и развернуть их в единую  экспозицию, это будет общий портрет  дворянского «осьмнадцатого столетия» – картина духовного бытия давно ушедших времен. На лицах его героев видны следы напряженной жизни ума и сердца, высокие нравственные качества человека эпохи Просвещения. В том взаимопонимании, которое устанавливается между лицами на портретах Левицкого и людьми ХХI века – преемственность поколений, глубинные связи разных эпох в истории национальной культуры.

    Творчество Д.Г.Левицкого является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века.  Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.

   Д.Г.Левицкий выполнил сполна свою миссию живописца истории (хотя не создал ни одной исторической картины) и за это его современники вначале вознесли на пьедестал славы, а затем благополучно забыли, поглощенные своими делами, интригами и расчетами.

    Девятнадцатый  век не принял Левицкого, он  едва припоминал его имя. В  начале двадцатого столетия художник  был заново открыт деятелями  «Мира искусства», в первую очередь  усилиями Сергея Дягилева. Портреты  старого мастера были восприняты  как прекрасное воплощение ушедшего  дворянского прошлого. В последующие  десятилетия творчество Левицкого  стало предметом углубленных  научных исследований.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие. – Москва: Academ A, 1998 г., стр.375-385
  2. Ресурсы сети Интернет

http://artclassic.edu.ru/catalog

http://www.artsait.ru/art/l/levicky

http://www.nearyou.ru/levitsk/1father.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

    Автопортрет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2                                                                                                        Приложение 3

 

Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской

Портрет Е.И.Нелидовой


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 4                                                                                                     Приложение 5

 

Портрет А.Д.Левицкой (Агаши)

дочери художника

Портрет М.А.Дьяковой


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение 6                                                                              Приложение 7

 

Портрет Урсулы Мнишек

Портрет Н.А.Сезамова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Приложение 8

 

                                        

                                        Портрет П.А.Демидова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   

1 Барокко (итал. Barocco – странный, причудливый), стиль в искусстве Европы ХVII-ХVIII в.в.

2 Классицизм (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве ХVII-начала ХIХ вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусств

3 Парадный портрет (репрезентативный) – подтип портрета, характерный для придворной культуры, показывает  человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим;  фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.  Парадный портрет отражает видное общественное положение изображаемого человека.

4 Камерный портрет – портрет, использующий поясное, погрудное или оплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

5 Гравюра – печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок

6 Лавра – название некоторых больших привилегированных православных монастырей, находящихся в непосредственном ведении Синода.

7 Лессировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления.

8 Реализм – в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

9 Пастораль (франц. pastorate, от лат. pastoralis – пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни.

10 Рококо – стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины ХVIII в. и европейской литературе ХVIII в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма.

11 Кокошник – старинный русский головной убор замужних женщин. В ХIХ в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси – и в боярской.

12 Фрейлина – младшее придворное женское звание в послепетровской России.  Давалось представительницам знатных дворянских фамилий.

13 Меценат – любитель искусства, который вкладывает свои пожертвования в творчество поэтов, писателей, художников.

14 Форейтор (нем. vorreiter, от vor - впереди и reiter - всадник), ямщик, сидящий не на экипаже, а на одной из лошадей. Иногда форейтор является помощником кучера, если лошади сцеплены цугом и кнут кучера не дотягивается до передних.

15 Гротеск – специфический прием в искусстве, суть которого составляет сочетание реального и фантастического, объединение резких, неожиданных контрастов, форм.

 


Информация о работе Большие преоброзования Д.Г.Левицкого