Башни Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 08:17, реферат

Описание работы

Одним из ярких примеров бережного отношения к культурному наследию кыргызского народа является создание в республике археолого-архитектурного музея "Башня Бурана". Музей открыт на территории Буранинского городища, которое находится в 12 км к югу от нынешнего г. Токмак. Многолетними трудами историков и археологов установлено, что это городище является остатками столицы Караханидского каганата города Баласагуна.

Файлы: 1 файл

Башни Кыргызстана.docx

— 19.42 Кб (Скачать файл)

Башни Кыргызстана

 

Археолого-архитектурный  комплекс башня Бурана

Одним из ярких примеров бережного отношения к культурному  наследию кыргызского народа является создание в республике археолого-архитектурного музея "Башня Бурана". Музей открыт на территории Буранинского городища, которое находится в 12 км к югу от нынешнего г. Токмак.

 Многолетними трудами  историков и археологов установлено,  что это городище является  остатками столицы Караханидского каганата города Баласагуна. Караханидский каганат в X-XII вв. являлся крупнейшим феодальным государством Средней Азии и Казахстана. Основатели его "караханы" - "черные ханы" (выходцы из племени чигили), обитавшие на Тянь-Шане, в короткое время во второй половине Х в. покорили огромную территорию, в пределы которой входили земли от р. Или на востоке до р. Аму-Дарья на западе. Одной из столиц этого государства и являлся город Баласагун, основанный караханидами в середине Х в. в восточной части Чуйской долины.

 На территории Кыргызстана  при караханидах развиваются старые и возникают новые города и поселения. Центры крупных городов благоустраиваются, в них возводятся мусульманские культовые сооружения. Ряд таких монументальных сооружений был построен и в городе Баласагуне, свидетельством чего являются башня Бурана, мавзолеи и другие постройки, открытые археологами при раскопках.

 Баласагун, в отличие от других городов Средней Азии, не пострадал от нашествия войск Чингисхана, и монголы даже переименовали его в Гобалык, то есть «Хороший город». Город продолжал существовать и в XIII-XIV вв., но уже не имел того значения, как прежде. Жизнь в городе постепенно затухает, жители его покидают, постройки разрушаются, и к ХV в. он окончательно прекратил свое существование. Имя его было забыто, и только минарет да остатки крепостных сооружений являлись немыми свидетелями некогда существовавшей здесь столицы государства караханидов.

Буранинское городище, а вместе с ним и минарет становятся объектами исследований русских ученых и краеведов с середины XIX в. Значительный вклад в их изучение внесли краеведы Ф.В. Поярков, В.Д. Городецкий, А.М. Фетисов, Н.Н. Пантусов, В.П. Ровнягин и выдаюющийся русский востоковед В.В. Бартольд. Несмотря на значимость археологических исследований на территоории Киргизстана в дореволюционный период, они носили случайный, любительский характер. Никаких мер по охране памятников не приинималось.

 Уже в первые годы Советской власти принимается ряд мер по сохраанению башни Бурана и археологическому изучению городища. В 1927-1928 гг. по решению правительства Кыргызской АССР про водится ремонт и консервация минарета, что предупредило его дальнейшее разрушение. В 1927 г. М.Е. Массон и в 1929 г. А.И. Тереножкин осуществляют археологические работы на городище, которые заключались в проведении раскопок, сборе материалов, съемке планов и т. д.

 М.Е. Массон на основе полученных материалов установил, что башня Бурана была построена в первой половине XI в. Эта дата затем была принята большинством исследователей. В 30-х годах Буранинскому городищу уделяет значительное внимание Комитет наук Кыргызской ССР и широкая общественность. В периодической печати появляются неоднократные публикации и об этом памятнике. Башню Бурана посещают многочисленные экскурсии, она находится под неослабным контролем местных органов власти.

 В 1938 г. Буранинское городище и минарет изучает Семиреченская аррхеологическая экспедиция. Результаты этих исследований нашли отражение во многих трудах руководителя экспедиции А.Н. Бернштама. Однако наибольший объем работ на городище Бурана был выполнен П.Н. Кожемяко в 1953-1954 гг. В результате его исследований впервые удалось установить, что городище имеет сложную планировку и состоит из центральных развалин, представленных четырехугольной крепостью, на огромной площади, находившейся за ее пределами.

 

 Эта территория составляла  непосредственно основную часть  города, где располагались жилые  и хозяйственные постройки горожан  и их земельные наделы, многочисленные  ремесленные мастерские, базары  и др. Данная территория была  защищена двойным кольцом крепостных  стен. Так, длина внешней стены  по окружности достигала 15 км. Общая площадь города, по исследованиям  П. Н. Кожемяко, составляла 25-30 кв.км.

 В 1970-1974 гг. специальные  научно-реставрационные мастерские  Министерства культуры Кыргызской ССР по проекту Б.В. Помаскина провели реставрацию башни Бурана. За пять лет работ были восстановлены разрушенные места по всей сохранившейся высоте башни, заново переложен восьмигранный цоколь, с южной стороны сооружена лестница для подъема на минарет, и др.

 Одновременно с реставрацией  археологическим отрядом Института  истории Киргизской ССР под  руководством Д.Ф. Винника осуществлялись  раскопки около минарета, на территории  центральных развалин городища  и других его местах. В результате  этих исследований была установлена  глубина заложения фундамента башни, открыты остатки четырех культовых сооружений, здание бани, жилых помещений, трассы водопроводов и др.

 Материал, собранный в  1970-1974 гг., подтвердил дату существования  города временем X-XIV вв. Учитывая  большую научную, историко-познавательную  и культурную ценность раскопанных  памятников, Совет Министерства  республики в 1976 г. приняли  постановление о создании на  базе Буранинского городища Республиканского археолого-архитектурного музея под открытым небом.

 Территорию музея составляют  центральные развалины городища  площадью 36 га. Древние валы, окружающие  эту территорию, имеют в плане  форму четырехугольника, стороны  которого ориентированы по сторонам  света. Размеры четырехугольника 570х600 м. Сохранившаяся высота  валов 3-4 м, а первоначальная  достигала 8-10 м. Стены глинобитные,  толщина их у основания 7,5 м,  вверх они сужались.

 С внешней стороны  стен на расстоянии 30-40 м располагались  многочисленные башни, которые  служили как бы подпорками, предохранявшими  стены от разрушения. Внутренняя  часть четырехугольника на значительной  его площади в ХХ-XIV вв. была занята постройками, сложенными из жженого и сырцового кирпича. Остатки отдельных из них археологи открывают при раскопках. Наиболее плотно были застроены южная и западная половины центральной части города. Именно в этих местах прослеживаются самые мощные напластования культурного слоя. Толщина его достигает 3-4 м.

 В восточной стороне  центральных развалин находится  холм размерами 100х100 м и высотой  10 м, который, по предположениям  исследователей, скрывает остатки  дворцового комплекса или храма, существовавших здесь до Х в., то есть до возникновения города. Раскопки, проведенные на холме, на его верхней площади, вскрыли жилые постройки Х-ХII вв. и захоронения ХIII-XIV вв.

 К юго-востоку от  холма расположена башня Бурана, которая является центральным  памятником музея под открытым  небом. Башня Бурана - минарет  ХI в., относится к числу первых сооружений подобного типа на территории Средней Азии. Минареты строились при мечетях и служили для призыва верующих на молитву. Исследователи полагают, что мечеть около башни Бурана находилась с западной ее стороны. Первоначальная высота Буранинского минарета равнялась 45 м. Как и у всех минаретов, верх ее был увенчан куполом-фонарем, имевшим четыре дверных проема по сторонам света. Сейчас высота башни составляет 24,6 м, остальная часть ее обрушилась во время одного из сильных землетрясений, которое было примерно в ХV или в XVI вв.

 С давних времен  минарет настолько привлекал  внимание обитавшего здесь населения,  что произошедшее от арабского  слова «монара» (минарет) искаженное «Бурана» стало обозначать затем всю эту местность. Башня Бурана состоит из следующих частей: подиума или стилобота, восьмигранного цоколя и ствола. Все это сооружение покоится на фундаменте. Фундамент глубиной 5,6 м. Он четырехугольной формы, сложен из камней с прослойками кирпича.

Узгенский архитектурный комплекс

В Ошской области узгенского района находится уникальный Узгенский архитектурный комплекс, состоящий из трех мавзолеев Среднего, Южного и Северного и минарета, расположенного немного дальше.

Памятники Узгена – это классика Караханидской эпохи (10-12 вв.).  Они расположены друг от друга компактно, показывая развитие архитектуры своего времени.  Средний мавзолей относится к началу 11 века,  Северный – датируется 12 веком, год постройки 1152, Южный – также относится к 12 веком, годом постройки считается 1187. Минарет находящийся немного поодаль относится к середине 11 века.

Узгенский архитектурный комплекс – это три мавзолея построенных в одну линию. Они строились с севера на юг и поэтому получили условные названия: Северный, Средний и Южный. Минарет располагается в 100 метрах от мавзолеев. Эта группа исторических памятников расположена на площадке холма древнего шахристана, крутой спуск с которой ведет к берегу реки Карадарьи.

Средний мавзолей – это  наиболее ранний памятник комплекса. По характеру кладок спаренными кирпичами  и ряду других специфических факторов он относится к началу 11 века.

В Истории Караханидского времени – это единственный мавзолей с двумя порталами. Въезд в Узген  был с запада и западный портал должен был очаровывать въезжающий, а Южный был обращен к реке Карадарье и был виден издали на караванном пути.

Развитые порталы Среднего мавзолея найдут свое классическое завершение в формах Северного мавзолея. «П» - образная орнаментная рама, потом идет выкружка, именно через нее осуществляется переход к следующей орнаментальной раме со стрельчатой аркой входной ниши, затем идет входная ниша и сам вход.

Выкружка на западном портале в Среднем мавзолее заменена на жгут из граненых кирпичей. Однако, когда грунт сполз к реке произошла деформация Среднего мавзолея, в результате чего из квадрата он превратился в ромб. В итоге рухнула верхняя часть стены западного портала.

К северной стене Среднего мавзолея в 1152 году был пристроен  Северный мавзолей. И оба портала  составили единое целое, плавно переходя друг в друга. При облицовке портала  Северного мавзолея использовались резная терракота и резной ганч. Рельефный орнамент был сделан из кирпича.

К Среднему Мавзолею с южной  стороны в 1187 году был пристроен  Южный, который взял южную колонну  Среднего. Облицовка портала делалась также из резной терракоты. Монументальная простота Северного мавзолея здесь  уже утрачена.

Минарет Узгена,  как и другие минареты этой эпохи имеет восьмигранный цоколь и коническое тело, которое покрыто орнаментной кирпичной кладкой. Верхняя часть минарета, скорее всего, была разрушена во время землетрясения. В 1923 году над его уцелевшей частью был поставлен фонарь, который характеризовал ферганскую школу 19 века. Последний раз минарет был реставрирован в 1923 году.


Информация о работе Башни Кыргызстана