Барокко в живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Цель работы. Изучить стиль барокко в живописи.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1) Рассмотреть характеристику национальных стилей в барочной живописи.
2) Рассмотреть характеристику индивидуальных стилей.
3) Рассмотреть барочный мировоззренческий идеал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Характеристика национального стиля барокко в живописи…………………5
2 Характеристика индивидуальных стилей……………………………………..9
3 Барочный мировоззренческий идеал…………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Барокко в живописи готов.docx

— 41.64 Кб (Скачать файл)

Его картины, написанные на религиозные  сюжеты, напоминают реалистичные сцены  современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света  выхватывают выразительные жесты  персонажей, контрастно выписывая их характерность. Искусство Караваджо  оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и  ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.

Таким образом, художники барокко  открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы  в ее вечно изменчивой жизненной  динамике, активизировали жизненную  позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических  конфликтах составляет основу прекрасного  в искусстве барокко.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 БАРОЧНЫЙ МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЙ  ИДЕАЛ

 

В основе нового стиля лежит новый  мировоззренческий идеал. Чтобы  понять смысл последнего, надо обратиться к творчеству величайшего художника  этого стиля Рубенса. В 1611 г. Рубенс в память о своем брате написал  картину "Четыре философа". На ней  он изобразил себя с братом и их общим другом в обществе известного фламандского филолога и философа того времени Юста Липсия. В верхней  части картины над головой  Липсия виден бюст римского философа Сенеки, украшенный цветами. Редко в  истории живописи встречается картина, так непосредственно указывающая  на связь художественного творчества с философским мировоззрением соответствующей  эпохи. Дело в том, что Липсий был  последователем Сенеки и учителем брата  Рубенса.Сенека сочетал в своей  философии элементы стоицизма с  элементами эпикуризма, в соответствии с которыми высшей добродетелью считается  гармоническое сочетание любви  к жизни (эпикурейская страсть к  наслаждениям) с отсутствием страха перед смертью (стоическая стойкость  в борьбе – культ героизма). Барочный идеал гедонически-героического человека предполагает абстрагирование от всех тех особенностей реального человека, которые препятствуют его участию  в движении и борьбе или маскируют  такое участие. Все отклонения от эпикурейской страсти к наслаждениям и стоической стойкости в борьбе устремляются к нулю, в результате чего мы получаем общее представление  о человеке, воплощение которого часто  встречается в поражающих своей  роскошью и великолепием грандиозных  композициях Рубенса и его  последователей.

Своеобразие барочного идеала человека состоит в том, что в отличие  от реального человека, который нередко  сталкивается с трагическим противоречием  между потребностью в удовольствии и требованием морального закона (соблюдение морального долга), гедонически-героический человек не знает никакого разлада между тем и другим, ибо его мораль совпадает с мировым логосом. Он испытывает «вакхическую радость» от самых крутых пируэтов движения и самых головокружительных зигзагов борьбы. Гедонически-героический человек – это любитель острых ощущений, связанных со смертельным риском.

Барочный эстетический идеал –  это общее представление о  том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало  идеалу гедонически-героического человека. Общей характерной чертой этого  идеала, если перефразировать известную  формулу Винкельмана, является «благородная сложность и беспокойное величие».

Наиболее существенные требования барочного идеала к художественному  произведению, к творчеству и восприятию:

    1. Содержательные нормативы барочного идеала:

1) Античные и библейские  сюжеты, сочетающие гедонизм с  героикой (П. Рубенс –«Похищение  дочерей Ливкиппа»; Рембрандт  – «Сосчитано, взвешено, разделено»).

2) Сюжеты из аристократической  жизни (портреты знати работы  Ван-Дейка, охотничьи сцены Воса).

3) Демократические сюжеты, к которым применима та же  эстетическая формула (Рембрандт  - «Букинист»; жанровые сцены Йорданса  или «лавки» Снейдерса).

4) Культ движения и  борьбы и, связанная с этим  патетическая героика.

Идеал гедонически-героического человека предполагает «динамизацию»  всех вещей, насыщение их движением  и борьбой. На картинах, написанных в стиле барокко «бурно вздымаются волны моря и складки почвы, громоздятся  скалы и камни, холмы и горы, извиваются стволы деревьев» (М. Я. Варшавская) – во всем чувствуется грандиозное  напряжение героических стихийных  сил.

5) Культ богатства и  роскоши, уподобляющий картину  рогу изобилия и демонстрирующий  социальное здоровье и силу. С  особым блеском этот култ проявляется  в барочных натюрмортах Снейдерса  и Бейерена, П. Класа и В.  Кальфа. Хотя в них человек  обычно отсутствует, его незримое  присутствие ощущается на каждом  шагу: в подборе вещей натюрморта, в манере их изображения и  сочетания.

6) Культ здорового, цветущего  тела, демонстрирующий природное  здоровье и силу.

 

II. Формальные  нормативы барочного идеала:

 

1) Динамизм элементов:

а) Буйство линий и форм, предполагающее особое пристрастие  к извилистым линиям. Основополагающим элементом всякой извилистой линии  является S-образная кривая. Она проявляется  в движении волн, языках пламени, изгибах  растений, грации газели и тигра, в  пластике человеческого тела. Требование динамизма линий и форм приводит к динамизму в любых сюжетах, взятых даже из самых банальных эпизодов повседневной жизни. Замысловатые складки  одежды, изборожденные морщинами  старики, витые лестницы, суета толпы  в изобилии встречаются в произведениях  Караваджо, Риберы, Рембрандта и других художников XVII века.

б) Буйство света и тени (резкие свето-теневые контрасты).  
Изучение динамики линий и форм привело художников барокко к поиску динамики в области светотени. Самым крупным достижением было здесь открытие выразительности контражура. Контражур создавал особое драматическое настроение. И вообще трудно придумать более удачный прием для передачи эмоционального отношения к борьбе добра со злом, чем борьба света и тени.

в) Буйство красок (резкие цветовые контрасты). Это требование оказывает обратное влияние на рисунок, порождая нечеткость и «размытость» линии.

г) Стереоскопичность и  нормальная перспектива. 
Барочный идеал возвращается к требованию «скульптурности» элементов художественного образа, но придает этой «скульптурности» динамический характер.

2) Атектоничность композиции.

Барочный идеал требует  от композиции неустойчивого равновесия. Только такое равновесие способно выразить эмоциональное отношение к движению и борьбе. Требование неустойчивого  равновесия предполагает следующие нормативы:

а) Асимметрия.

Она выражается, в частности, в переходе от пирамидальной и  круглой к диагональной композиции и в использовании выразительности пустого пространства.

б) «Глубинность» (слитность  пространственных планов). 
Пространство не расчленяется на слои, барочный идеал требует непрерывной перспективы.

в) Интегрированное единство (подчинение деталей целому и приглушение  некоторых из них). Согласно барочному  идеалу, картина представляет собой  нерасчлененное целое. Примером реализации такого требования являются многие картины  Рембрандта, в частности, «Ночной дозор».

г) Относительная неясность (незаконченность). Барочный идеал открыл прелесть неясности, недосказанности, намека. Относительная неясность  создает особое настроение и предоставляет  зрителю широкий простор для  всевозможных ассоциаций. Неясность  может быть связана как с элементами, так и со структурой. Довольно часто  используемый прием – персонаж, повернутый спиной к зрителю, полумрак, приглушенные краски.

3) Барочная гармония художественного  образа в целом: сочетание контраста  динамических элементов с неустойчивым  равновесием атектонической композиции. Блестящий образец такой гармонии  дает нам Рубенс в своем  «Прикованном Прометее».

Все очарование барочной красоты  может ощутить только зритель, воспринимающий барочные произведения через призму барочного идеала. Только такой зритель  правильно схватывает эмоциональную  суть барокко – чувство подавляющего величия, пышности и импозантности, связанное с торжеством триумфатора, добившегося трудной победы.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью в данной работе было изучить  стиль барокко в живописи. Цель была достигнута путем решения следующих задач: была рассмотрена характеристика национальных стилей в барочной живописи, также характеристика индивидуальных стилей и рассмотрен барочный мировоззренческий идеал.

      Заключение можно сказать, что живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.

    Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. – в 3-х тт. Т.1 / В.Г. Власов. - СПб.: Кольна, 1998. – 540 с.

2.  Гомбрих Э. История искусства / Э. Гомбрих. – М.: АСТ, 2008. - 688 с.

3.  Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре / Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.П. Садохин. - М.: Академия, 2001. - 408 с.

4. Живопись Барокко. Глубины души в беспредельности мира: — Москва, АСТ, Астрель, 2002. - 400 с.

5. Изобразительное искусство. Музыка (справочник),М.:"Современник", 1997. – 370с.

6.  Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. – М. Высш. шк., 2000. - 368 с.

7. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Сост. Балицкая.- М.: Издательство: Росмэн – Пресс, 2007 -608с.

8.  Каган М.С. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / М.С. Каган, Л.М. Мосолова, П.С. Соболев; Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Лань, 2001. – 288 с.

9. Х.В.Янсон, Э.Ф.Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996. – 824с.

 

Список интернет источников

 

  1. http://www.fine-art-collection.com/library/modernizm/barocco.html
  2. http://ru.wikibooks.org/wiki/История зарубежного искусства

1 Изобразительное искусство. Музыка (справочник),М.:"Современник", 1997. – с.110.

2 Х.В.Янсон, Э.Ф.Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург.: Россия, 1996. - с.286-324.

3 Живопись Барокко. Глубины души в беспредельности мира: — Москва, АСТ, Астрель, 2002. - с. 211- 212.

4 http://www.fine-art-collection.com/library/modernizm/barocco.html


Информация о работе Барокко в живописи