Балетмейстер и сфера деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 10:12, реферат

Описание работы

Балетмейстер (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Балетмейстер ставит хореографические сцены, танцы, создаёт такую систему движений, которая наиболее выразительно раскрывает на сцене художественные образы и идею спектакля.

Файлы: 1 файл

балетмейстер.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

А еще моисеевцы гордились "своим" танком, собранным на их более чем скромные средства. И ансамбль выстоял: давали в день по три концерта на сценах из составленных вместе грузовиков, палубах боевых кораблей, лесных полянах. Тогда в ансамбле укрепилось правило: не драматизировать неурядицы, а тут же обыгрывать их - озорно, хлестко, иронично. Как заготовки будущих образов. Из таких заготовок и путевых заметок выстраивались целые картины. В сюите "День на корабле" (1943-1944) моисеевцы с юмором и блеском рассказали в танце о военном быте моряков- краснофлотцев. 
      Самый ценный трофей войны - "Партизаны" (1950). Поразительно точный по форме, до предела насыщенный эмоциями, номер стал пластической поэмой в честь миллионов рядовых Войны - открытых, улыбчивых, бесстрашных. Гордость ансамбля, он неизменно включен в гастрольные программы. Для танцоров "Партизаны" - нелегкое испытание на артистизм, виртуозность, характерность. 
      После войны народы Европы с энтузиазмом восстанавливали жизнь, быт, искусство. К Моисееву за советом обратились руководители народных ансамблей. Помощь оказалась взаимной: начинающие балетмейстеры получили необходимые консультации, ансамбль - материал для новых экспериментов.

Программа "Танцы славянских народов" (1945) развернула целые сюиты танцев народов Восточной Европы: болгарских, польских, румынских и венгерских.

Удачи и находки танцевальных сюит напрямую вели к настоящему театральному действу, в котором танец и музыка, режиссура и драматургия, костюмы, свет одинаково важны и подчинены исполнителю. Для новых экспериментов хореографу требовались не просто профессионалы, но актеры-танцовщики, с ходу развивающие стремительную мысль хореографа. Усложнялись его требования - совершенствовалась школа. Моисеевская школа танца.

 Ее с блеском представил  ансамбль в программе "Дорога  к танцу" (1965). В "Класс-концерте" изобретательно выявлен процесс  сочинительства: на глазах у зрителя лихо и мастерски танцоры составляли из отдельных элементов реплики, фразы, диалоги. "Класс-концерт" демонстрировал не только "сиюминутное чудо" рождения танца, но и выучку, слаженность, единство стиля труппы. А Моисеев - и свое отношение к артистам: он ими гордится, ценит и бесконечно много требует.

Чуть меньше, чем с себя. За "Дорогу к танцу" Моисеев удостоен Ленинской премии, коллектив - звания первого в стране академического ансамбля народного танца. Вновь обозначилась необходимость качественного скачка. Освоен целый океан фольклора, опробованы десятки жанров и малых форм. И Моисееву не терпелось доказать, что ансамблю по силам большой хореографический спектакль Великий спорщик, Моисеев задумал "Половецкие пляски" в полемике с Михаилом Фокиным, бунтарем и врагом всякой догмы, почитаемым учителем, но - художником ушедшей эпохи. Мало "брать па из музыки" (как работал с партитурой Фокин), Моисееву нужна историческая достоверность быта, нравов, характеров. Из нее родились убедительной силы и яркости сюжет, нюансы пластики, рисунки танцев.

 Ликование оркестровой  меди, неожиданные эффекты и трюки  дополнили картину дикой стихии - ансамбль дерзко и вдохновенно  преодолел еще одну ступень  к театру танца. В честь премьеры  моисеевских "Половецких плясок" в Париже в 1971 году выбита специальная памятная медаль...       С тех пор минуло четверть века, появились новые спектакли и сюиты, которыми по праву может гордиться Моисеев.

Одна из них - "Сюита греческих танцев" (1991). Идея и ее постановка обсуждалась с Микисом Теодоракисом. Он бережно аранжировал популярную мелодию, Моисеев чутко уловил и развил композиторскую мысль в масштабной пластической фреске. И вместе с танцовщиками обогатил ее оттенками национальных характеров.

 Сюита греческих танцев - одна из сотен сцен, картин, сюит ансамбля. Они объединены в циклы "Картинки прошлого", "Советские картинки", "По странам мира".       В "Народных сценах" в пестрый венок танцев остроумно вплетены розыгрыши, шутки, перебранки - все, чем богата ярмарочная площадь где-нибудь на Полтавщине. Конечно, из детских путешествий в окрестностях Диканьки Моисеев привел на сцену эти живые сочные типажи. И тут же - абсолютно гоголевские мистификации. Всамделишные "...черти с собачьими мордами на немецких ножках" начисто сметают со сцены девчат и парубков.

В "Шабаше" задействованы самые невероятные эффекты: стробоскоп, ударная установка, маски, ходули, ролики. А танец - от классики до брейка. Виртуозные реплики рождались весело, играючи, а пантомима мизансцен - из безудержной импровизации Моисеева и танцовщиков.

Кроме И. Моисеева хочется выделить таких известных балетмейстеров как: П. П. Вирский, Т. Устинова, Н. Надеждина, М. Годенко, Л. Калинин, Я. Чуперчук, М. Вантух, А. Кривожиха и многие другие.

                                                      Вывод.

Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это прежде всего отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчетное число разнообразнейших танцевальных композиций.

Так профессиональное балетное искусство, претворяя в своих произведениях образы народной хореографии, обогащает свой собственный язык, средства выразительности. Соотношение танцевального фольклора с танцем академическим в различных балетах и в различных танцах одного балета бывает различным. Это зависит от творческого почерка и замысла балетмейстера.

Балетмейстер  должен:

-знать выразительные  средства классического, дуэтного, народно-сценического (характерного), историко-бытового танца, современных  видов танцевального искусства;

-владеть методикой преподавания  всех видов танцевальной техники;

-владеть методикой репетиторской  работы, знать спектакли классического  наследия и современный репертуар; уметь анализировать сценарную, музыкальную, хореографическую драматургию  балетного спектакля;

-понимать особенности  актерского мастерства и специфику  создания художественного образа  в балетном театре;

-иметь навыки работы  в балетном классе как с  учениками, так и с профессиональными  исполнителями;

-владеть навыками творческого взаимодействия с концертмейстером в ходе уроков и репетиций и при подготовке к ним;

-иметь опыт реализации  художественного замысла хореографа  в профессиональном творческом  коллективе.

Балетмейстер является художественным руководителем балетной труппы и определяет идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направление творчества и  устремления коллектива.

Балетмейстер, создатель новых хореографических произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и исполнительства должен обладать способностями и знаниями автора-драматурга и режиссера-постановщика балетного спектакля.

Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от драматурга и от режиссера драмы или оперы. Однако, как и они, балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом: создавая драматургию спектакля, воплощая ее средствами хореографической композиции в пластические образы, он работает с артистами балета как режиссер.

Иначе говоря, балетмейстер является  автором хореографической драматургии и хореографической композиции всего балетного спектакля, а также его режиссером-постановщиком.

Внутренний взор балетмейстера — это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и, наконец, балет со всеми его событиями, образами. Когда создается большой балет, воображению хореографа представляется прежде всего логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Но ему видится декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.

 


Информация о работе Балетмейстер и сфера деятельности