Андрей Рублев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:15, реферат

Описание работы

Андре́й Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.

Содержание работы

1 Биографические сведения
2 Мировоззрение
3 Творчество
4 Литература

Файлы: 1 файл

Андрей Рублёв.docx

— 17.72 Кб (Скачать файл)

Андрей  Рублёв

Андре́й Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.

План

1 Биографические  сведения

2 Мировоззрение

3 Творчество

4 Литература

Биографические  сведения

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) вероятно в конце 1370-х г, из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи[2]. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва  сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее  о том что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

Рублёв скончался  во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Точное место захоронения неизвестно.

Мировоззрение

 На формирование  мировоззрения Рублёва большое  влияние оказала атмосфера национального  подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен  глубокий интерес к нравственным  и духовным проблемам. В своих  произведениях в рамках средневековой  иконографии Рублёв воплотил  новое, возвышенное понимание  духовной красоты и нравственной  силы человека. Эти качества присущи  иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону  «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух). Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий вифлеемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1405 Рублёв совместно  с Феофаном Греком и Прохором с  Городца расписал Благовещенский собор  Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами —  Успенский собор во Владимире (роспись  сохранилась частично) и создал иконы  для его монументального трёхъярусного  иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Творчество

В 1425—27 Рублёв совместно  с Даниилом Чёрным и другими мастерами  расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его  иконостаса. Сохранились иконы; они  выполнены в различных манерах  и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые  междоусобные войны и гармонический  идеал человека, сложившийся в  предшествующий период, не находил  опоры в действительности, сказалось  и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические  ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более  сумрачен по сравнению с ранними  произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в  других проявляются архаические  тенденции. Некоторые источники  называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

В 1947 в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.

С 1989 года Сектором церковной  археологии ЦМиАР под научным руководством О. Г. Ульянова ведутся археологические исследования, в результате которых в 1993 году обнаружен древний престол Спасского собора и мощи (идёт освидетельствование).

Литература

Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959 — 40 c.

Демина Н. А. «Троица» Андрея Рублёва. М., 1963.

Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры [: сб.] Вып.1. М., 1975.

Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа, М.: Искусство, 1966 — 312 c.

Лазарев В.Н. Андрей Рублев: краткие биографические сведения // Лазарев В.Н Русская иконопись  от истоков до начала XVI века. М., Искусство, 1983, 1994, 1996, 2000 — ISBN 5-210-01342-0

Лихачёв Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и  Епифания Премудрого. Л.: Издательство АН СССР 1962 — 172 с.

Алпатов М. В. Андрей Рублёв. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 206 c.: ил.

Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М., 1974

Сергеев В. Н. Рублёв. — 2-е изд. — М.: Мол.гвардия, 1986. — 254 с.: ил. — (Серия «Жизнь замечательных людей») — ISBN 978-5-235-01544-9

Ульянов О.Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского»  о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. М.: Наука, 1996.

Плугин, В. А. Мастер Святой Троицы. М., 2001.

Информация о работе Андрей Рублев