Анализ подходов к формированию певческих умений будущих вокалистов в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:23, автореферат

Описание работы

Цель исследования - выявить педагогические условия и разработать методику формирования певческих умений у вокалистов в вузах КНР.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Теоретические походы к анализу проблемы формирования профессиональных умений.
1.1. Сущность и содержание певческих умений в условиях профессиональной подготовки вокалиста в вузе.
1.2. Анализ подходов к формированию певческих умений будущих вокалистов в вузе.
Глава II. Методика формирования певческих умений у будущих вокалистов в вузах КНР.
2.1. Диагностика сформированное™ исходного уровня певческих умений у будущих вокалистов в вузе.
2.2. Экспериментальная методика формирования певческих умений у будущих вокалистов в вузах КНР.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

Введение.

Глава I. Теоретические походы к анализу проблемы формирования профессиональных умений.

1.1. Сущность и содержание певческих умений в условиях профессиональной подготовки вокалиста в вузе.

1.2. Анализ подходов к  формированию певческих умений будущих вокалистов в вузе.

Глава II. Методика формирования певческих умений у будущих вокалистов в вузах КНР.

2.1. Диагностика сформированное™  исходного уровня певческих умений  у будущих вокалистов в вузе.

2.2. Экспериментальная методика  формирования певческих умений  у будущих вокалистов в вузах КНР.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Формирование певческих умений у вокалистов в высших учебных заведениях КНР"

Актуальность исследования. Профессиональная подготовка вокалистов в Китае в течение последнего времени отражает серьезные изменения, касающиеся системы высшего образования. Преобразования в системе подготовки специалистов КНР связаны с поиском эффективных методик обучения и подготовки высокопрофессиональных певцов, солистов оперного жанра. Объем знаний, необходимых современному певцу, возрастает, поэтому за 4—5 лет он должен сформировать определенные качества личности, умения и навыки, требуемые от него в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка вокалистов КНР в условиях межкультурного сотрудничества расширяет представления о возможных подходах к освоению достижений других образовательных систем и позволяет обогатиться новыми идеями, знаниями, совершенствовать систему умений и навыков и т.д.

Научное решение задач, стоящих  перед системой музыкально-педагогического  образования, указывает на то, что  существует реальная потребность в  новых подходах и эффективных  методиках обучения будущих вокалистов. Вокальному искусству свойственна изменчивость тенденций и форм выражения творческих идей, методов достижения результатов творчества. Принятые в КНР образовательные программы, позволили принимать студентов как из других стран в Китае, так и китайским студентам выезжать за рубеж. Эти обстоятельства во многом способствовали демократическим изменениям в системе высшего образования вокалистов, так как создали условия для обучения китайской талантливой молодежи у известных в Европе мастеров, что закономерно привело к завоеванию престижных премий и наград на международных конкурсах вокалистов. Завершив вокальную карьеру, эти талантливые певцы становились учителями начинающих певцов в Китае. Отмечая положительные тенденции в совершенствовании процесса обучения вокалистов, следует отметить, что в последние годы вокальное образование в КНР испытывает потребность в методическом обновлении учебно-воспитательного процесса в вузе. Вместе с тем, в рамках традиционных методических подходов к решению проблем развития умений и навыков будущих вокалистов, отмечается снижение показателей обучения, что требует научного осмысления.

Современные тенденции развития требований к профессиональному мастерству певца неотделимы от его вокально-технической готовности к различным видам исполнительской деятельности. Это прежде всего сказывается на расширении репертуара современного певца, который должен быть ориентирован на произведения, мелодии которых более выразительны по интонации, диапазону, разнообразны по ладовому строению, что связанно с требованиями и конъюнктурой музыкальных предпочтений современного общества. Поиск эффективных методик обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов обусловлен противоречиями, которые в практической деятельности начинающего вокалиста связаны с техническими трудностями, касающимися репертуара певца, который ориентирован на произведения, где мелодии более выразительные по интонации, диапазону, разнообразны по ладовому строению, что связанно с требованиями и конъюнктурой музыкальных предпочтений современного общества. Другое противоречие возникает в процессе адаптации будущего вокалиста к требованиям обучения. Возникающие учебные трудности связаны с тем, что подготовка вокалистов имеет свои особенности.

Певческое искусство Китая сопряжено с эстетическими идеалами и духовными традициями, которые уходят своими корнями в глубокую древность и подчеркивают их самобытность. В них отражаются религиозные, обрядовые основы, культурные ценности, что находит отражение в системе вокального образования в Китае. На начальном этапе профессионального обучения вокалистов формирование певческих умений играет важную роль.

Современные образовательные  подходы к профессиональной подготовке специалистов в области певческого искусства в различных странах обнаруживают как общие схожие тенденции, так и скрытые резервы, что на новом этапе развития межнациональных проектов имеет особое значение. В истории развития вокального образования в целом и развития вокальной техники как основы высокохудожественного исполнения музыкального произведения, наряду с постановкой голоса, проявляющейся в исполнительской деятельности вокалиста, особое место занимает процесс формирования певческих умений в процессе освоения европейских и китайских традиций, что и обусловило выбор темы исследования.

Задача сохранения, распространения  и развития национальных вокальных  традиций, с одной стороны, а с  другой, приведение системы вокального образования в соответствии с  мировыми требованиями к исполнительскому мастерству певца, обусловливают необходимость организации профессиональной подготовки исполнителей в области вокального искусства.

Выявление подходов к формированию певческих умений, позволит расширить  возможности высшего профессионального  образования и определить методическое обеспечение. Уточнение подходов к профессиональной подготовке вокалистов заслуживает более внимательного изучения в условиях международных программ, предусматривающих получение профессионального вокального образования представителями различных стран. История становления вокальных школ связана с решением ряда важных вопросов: становление певческого голоса, развитие вокальной техники как основы высокохудожественного исполнения музыкального произведения. Вокальные школы различных стран мира за последние десятилетия сохраняют и преумножают традиции певческого искусства, основой которых являются самобытные условия формирования профессиональных умений студентов. Признанные мастера бельканто и сегодня служат примером для начинающих вокалистов. Национальные традиции китайской и русской вокальных школ имеют немало возможностей для обогащения вокальной педагогики в целом и, в частности, методики формирования певческих умений вокалиста. Манера звукообразования неразрывно связана с музыкой данной эпохи, но вместе с тем несет в себе традиции прошедших времен. Репертуар певца всегда содержитмузыкальные произведения различных эпох, требующие от него умений звукообразования и работы всего голосового аппарата в целом, то есть определенной исполнительской культуры, которая формируется в процессе профессионального образования. Изменение исполнительской эстетики требует совершенствования певческих умений, которые он должен сформировать в процессе обучения в высшем учебном заведении, что в дальнейшем позволит певцу быть востребованным в профессиональном плане. Европейские и китайские традиции певческого искусства имеют многолетнюю историю, в которой отразились имена таких известных исполнителей и педагогов как Ф.И. Шаляпин, В.Г. Шушлин и др.

Развитие вокальной техники  как основы высокохудожественного  исполнения музыкального произведения, наряду с постановкой голоса, проявляющейся  в исполнительской деятельности вокалиста, где особое место занимает проблема формирования певческих умений в процессе освоения европейских  и китайских традиций, что и  обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности  проблемы

Проблема формирования певческих  умений является предметов исследования различных ученых Китая и России. Историко-философские труды А.И. Арнольдова, В.В. Краевского; труды по истории культуры Востока Л. Бычковой, В. Бычкова, Ван Минхэ, Н.И. Горбунова, Г.В. Драча, Т.Н. Ливановой, Б.А. Тураева, Д.Г. Редера и Е.А. Черкасовой; Фань Вень Ланя, Шан Цзасяна, Ши Вэй Чжэн, Ян Иньлю позволили определить ведущие направления развития вокального искусства и его синкретичность. Культурологические аспекты проблемы наукознания (B.C. Библер) и профессионального развития специалиста представлены в трудах А.А. Аронова, Т.И. Баклановой, Ян Мина, Ян Шугана; значение духовных идеалов в развитии личности вокалиста - в исследованиях Л.С. Зориловой; вопросы профессионального мастерства — в основе трудов Н.К. Баклановой, Люй Чихун, Ма Да,Цзан Цзясян, Цюй Баогуэй.

Специфика национальных музыкальных  систем раскрывается в работе К.Е. Яснина; музыкальных инноваций — в  исследовании А.К.Андреева; развитие системы  вокального образования в КНР - в  трудах Ли Жун, Ли Цюань, Сян Янь Шэн.

Основы европейских вокальных  традиций рассмотрены в трудах Р.И. Грубера, Ли Вэй Бо, Г. Маркези, Цзян Цинь, Чжэн Баохуа, Л. Ярославцевой; О. Быкова, Пан Дэньсюн, Ши Сян Фэн. На основе воспоминаний Россини, П. Доминго, Д. Верди и других рассматривались подходы к подготовке вокалистов, вопросы вокальной педагогики и истории оперы, что представлено в работах А.К. Андреева, В. Багадурова, И. Назаренко, Г. Маркези, В.А. Цукермана.

Среди китайских исследователей проблемами развития вокальных традиций занимались Го Кэ Цзянь, Го Цзян Минь, Дун Вэй  Сунн, Инь Чжао Сюй, Ли Сяо Эр, Лю Яли, Хоу Яан Сян, Цзао Цзе, Чжо Шилань, Чжао Янь, Чжан Хайпинь, Чжан Чжихай; особенностями  развития вокального искусства в  Китае - Бай Нин, Ван Юйхэ, Ли Хуань, Лю Давэй, Мао Хуэй, Чжи Сунь,

Цзинань, Тяо Сяо Линь, Фэн Вэньчи, Чжан Лэй, Чжан Сяон, Чжао Мэйбо, Чжан Цянь.

Понимание дидактических основ формирования певческих умений рассматривалось на основе работ Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, А.А. Вербицкого, В.А, Канн-Калика, И.Я. Лернера, Лю Даваэй, Лю Лан, Н.Д. Никандрова, А.Ю. Петрова, В.И. Черниченко, Чжан Вэй, Чжан Сяо Янь, Чжан Юй Вень, Ши Вэй Чжэн.

Социокультурные аспекты  профессиональной подготовки специалистов в вузе изложены в работах В.И. Авратинер, Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, А.Г. Казаковой, Н.Ф. Спинжар, В.М. Чижикова, Ян Хун. Понимание личности вокалиста и специфики восприятия музыки определяются исследованиями Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.П. Зинченко, Д.А.Леонтьева, А.К. Марковой, Цзинь Тэминь, Цзоу Чанхай. Значимость побуждений личности в процессе формирования певческих умений представлена у В.Г. Асеева.

Особенности личностного и интегративного подходов к процессу формирования умений в работах Б. Бернса, Г.Л. Ильина, О.С Орловой, А.В. Усовой, И.С. Якиманской.

Психолого-педагогические аспекты  профессионального обучения специалистов, в том числе специалистов в  области вокального искусства рассматриваются  в работах Л.Л. Бочкарева, П.Я. Гальперина, А.Л. Готсдинера, Д.А. Леонтьева, Е.А. Климова, Г.Н. Неустроева, В.М. Розина, К. Салимовой, Н.М. Таланчука, Н.Ф.Талызиной, Тан Линь, Б.М.Теплова, У Вуэнь Кань, Ян Хань Цзин. Понимание психологии искусства и творческой профессиональной деятельности вокалиста рассматривается на основе работ А.Л. Гостдинера, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Г.В. Иванченко, Г.М. Цыпина. Методические подходы к организации музыкальной подготовки в вузах культуры - в работах Е.В.Балаганской, Г.В. Иванникова, Ж.Д.

Кривенко; прикладные педагогические исследования — Е.В. Бережковой; фонетические особенности обучения пению иероглифа - Хан Бо Жун, Чао Синь Цзань, методика - В.Ф. Иванникова, Шинь Сяна, Цзоу Бэньчу, Юй Дуган; развитие голоса - В.В. Емельянова.

Проблемы исполнительства  и формирования певческих умений у будущих вокалистов по-разному  представлены в различных исследованиях, связанных с вопросами становления  системы высшего образования  — в трудах Е.П. Ильина, Чжан Цюань, Чжан Вый, Го Шэн Цзиня, Ши Вэйч Жэня, Цзю Чихун; проблемы вокальной педагогики - Сюе Ляна, Лю Лана, Чжоу Сло Яня, Шин Сяна, Ли Сяо Эра, Сюй, Цзинь Тэминь, Цзяна Чжзи.

Диссертационные исследования по различным проблемам профессиональной подготовки вокалистов и музыкантов были выполнены И.Ю. Алиевым, Л.А. Аухадеевой, А.А. Алферовым, Е.В. Балаганской, Л .А. Безбородовой, В.М. Гапоненко,

О.Е.Плехановой, М.Б. Сидоровой, В.В. Емельяновым, А.В. Филипповым.

Проделанный анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что  проблема формирования певческих умений у будущих вокалистов в процессе обучения в вузе разработана недостаточно. Поэтому актуальность данной проблемы и недостаточная ее разработанность  обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка вокалистов в вузах КНР.

Предмет исследования — формирование певческих умений у вокалистов в  процессе профессиональной подготовки в вузах КНР.

Цель исследования - выявить педагогические условия и разработать методику формирования певческих умений у  вокалистов в вузах КНР.

Гипотеза исследования состоит  в предположении, что формирование певческий умений у вокалистов в процессе обучения в вузе будет эффективным, если будут реализовываться личностно ориентированный и интегративный подходы; если в процессе формирования певческих умений выделены компоненты: вокально-техническая готовность, анатомо-физиологические знания, система контроля и самоконтроля доступные педагогическому воздействию в процессе целенаправленного обучения по специально разработанной методике. Также необходимо учитывать национальные особенности формирования певческих умений.

Задачи исследования: уточнить понятие «певческие умения», выявить его сущность и содержание; определить показатели сформированности певческих умений у вокалистов в вузах Китая; определить компоненты формирования певческих умений у студентов вокального факультета высшего учебного заведения КНР; выявить оптимальные педагогические условия формирования певческих умений у студентов вокального факультета; разработать и апробировать экспериментальную методику формирования певческих умений у вокалистов в процессе профессиональной подготовки в вузах КНР; осуществить сравнительный анализ эффективности разработанной методики.

Информация о работе Анализ подходов к формированию певческих умений будущих вокалистов в вузе