Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность учреждения дополнительного образования Республики Беларусь на примере ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».
Поставленные задачи:
рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей;
выявить основные формы культурно-досуговой деятельности детей;
дать определение дополнительного образования детей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕй
1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей………………………………………………………………………………5
1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей…………………………………………………………………………...….9

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….…16
2.2 Виды учреждений дополнительного образования……………………..20
2.3 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка………………………………………………………………….….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………....……………32

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра менеджмента Социально-культурной деятельности

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы культурно-досуговой деятельности»

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

 

 

 

Исполнитель:

студентка 411 «А» группы

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры менеджмента СКД

 

 

 

 

 

Минск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕй

1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей………………………………………………………………………………5

1.2 Основные формы и принципы культурно-досуговой деятельности детей…………………………………………………………………………...….9

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Система дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….…16

2.2 Виды учреждений дополнительного образования……………………..20

2.3 Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка………………………………………………………………….….24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………....……………32

 

ПРИЛОЖЕНИЯ….………………………………………………………………35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых дети имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами. 

Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребёнок попадает в совершенно другую среду, в которой он может выразить свой творческий интерес, раскрыть в себе новые возможности. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что  одной из наиболее значимых задач современного общества является  решение проблемы способа организации детьми своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени в детский период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития.

Такие белорусские и российские учёные как И.Н. Ерошенков [9], М.Б. Зацепина [11], А.Ф. Воловик [5], Е.А. Леванова, Н.Е. Щуркова [28], С.Б. Мойсейчук [17], А.Н. Малахова [15], О.А. Филистович [26], О.В. Рогачева [21], Е.И. Григорьева [7] занимаются вопросами развития личностных качеств ребенка в процессе культурно-досуговой деятельности.

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность учреждения дополнительного образования Республики Беларусь на примере ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».

Поставленные задачи:

  • рассмотреть понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей;
  • выявить основные формы культурно-досуговой деятельности детей;
  • дать определение дополнительного образования детей;
  • определить виды учреждений дополнительного образования детей;
  • рассмотреть созданные условия в учреждении дополнительного образования для развития творческого потенциала ребенка;

Объектом исследования является культурно-досуговая деятельность детей в учреждениях дополнительного образования.

Предметом исследования – система учреждений дополнительного образования Республики Беларусь на примере ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».

Методы исследования: анализ, сравнение, невключенное наблюдение.

База исследования: ГУО «Детская художественная школа имени И.Ф. Хруцкого г. Новополоцка».

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

 

1.1 Понятие и содержание культурно-досуговой деятельности детей

Культурно-досуговая деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития [7, с.37].

В контексте данной курсовой работы мы рассматриваем культурно-досуговую деятельность детей в возрасте от 7 до 12 лет. В этот период культурно-досуговая деятельность оказывает большое влияние на процесс развития личности ребенка; она предоставляет условия для духовного развития младшего школьника, укрепления нравственного и физического здоровья, развития творческих способностей ребенка, его саморазвития и самосовершенствования. Культурно-досуговая деятельность вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает интересы современного человека, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав и свобод человека.

Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д. Наука раскрывает приблизительно более сорока главных составляющих элементов досуга. Каждый элемент имеет свои формы, вариации, модели.

Дети относятся к группам населения, которые не имеют соответствующего уровня знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени, поэтому их досуг имеет стихийный характер. Как отмечает О.А. Филистович [26], досуг младших школьников существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих им психологических особенностей. Основные потребности этой возрастной группы – общение, выбор дела по интересу, эмоциональная разрядка и отдых, участие в личностно значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Эти потребности наиболее полно могут быть реализованы в досуговое время. В основе его содержания – не только отдых и развлечения, но и разностороннее развитие [23, с. 64].

Шмаков С. А. [27, c. 17] классифицирует досуговую деятельность детей по ряду принципов:

  • Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.
  • Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.
  • Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности в творческой деятельности.
  • Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.
  • Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

Досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Он является важным фактором физического развития детей, способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, а также признается значительным арт-терапевтическим средством в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с особенностями психофизического развития, в процессе культурно-досуговой деятельности ребенку гораздо проще преодолеть личные недостатки.

Культурно-досуговая деятельность детей младшего школьного возраста обладает следующими характеристиками:

  • имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
  • основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
  • способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности ребенка через добровольно выбранные формы культурно-досуговой деятельности; 
  • способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
  • стимулирует творческую инициативу детей;
  • способствует формированию ценностных ориентаций ребёнка;
  • формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе [1, с. 42].

Обеспечить целенаправленность процесса досуговой деятельности данной возрастной категории возможно при условии наличия педагога, ориентирующего свободное время детей на освоение культурных ценностей и предоставляющего им свободу в выборе занятий, исходя из их индивидуальных способностей, интересов и потребностей. Основная цель педагога - воспитание свободной, активно действующей личности дошкольника через приобщение к ценностям культуры, развитие творческого потенциала каждого ребенка. В этом случае культурно-досуговая деятельность детей предстанет как планируемый и специально организованный педагогический процесс, направленный на повышение культурного уровня ребенка[4, с. 6]. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

М. Б. Зацепина [11, с.7] справедливо пишет о том, что культурно-досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны, ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздника, самостоятельной творческой работы с художественным материалом. Однако сам по себе досуг не является показателем ценностей. Главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг формирует в характере ребенка такие качества, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Культурно-досуговую деятельность можно классифицировать: по форме (коллективная и индивидуальная), по способам осуществления (художественная - музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество - моделирование; коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынуждённый отдых в период интенсивной работы), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил) [10, с. 42].

Грамотная организация досуговой занятости детей рассматривается сегодня как альтернатива антисоциальному поведению. В силу своих возрастных психологических особенностей  дети готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. Когда нет положительной альтернативы, то свободное время может быстро заполниться вредными привычками. Именно поэтому основной задачей учреждений культуры должна стать организация культурно-досуговой занятости детей с учетом их досуговых предпочтений [23, с. 67].

В Республике Беларусь субъектами культурно-досуговой деятельности детей являются семья, школа, учреждения культуры и досуга, учреждения дополнительного образования. В Республике Беларусь давно создана и успешно функционирует государственная система организации культурно-досуговой деятельности детей. В эту систему включены учреждения дополнительного образования (комплексы и центры внешкольной работы, Дворцы детей и молодежи, туристско-экологические центры, центры эстетического воспитания, Национальный центр художественного творчества детей и молодежи и пр.), клубные учреждения (Дворцы и Дома культуры, Дома фольклора, центры ремесел, досуга и т.д.), кинотеатры, парки культуры и отдыха, спортивные и культурно-спортивные комплексы. В процесс организации культурно-досуговой деятельности также включены театры, библиотеки, музеи - на их базах проводятся детские спектакли, конкурсы, фестивали, экскурсии, мастер-классы, детские праздники и другие мероприятия.

Наиболее распространенными формами организации культурно-досуговой деятельности детей можно назвать:

  • кружки, студии, клубы, детские коллективы художественного творчества;
  • конкурсы, фестивали;
  • конкурсно-игровые программы;
  • тематические программы (недели музыки, театра, литературы и пр.);
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • игры-путешествия;
  • викторины;
  • театрализованные представления;
  • культурно-спортивные программы;
  • музыкально-развлекательные мероприятия (дискотеки);
  • мастер-классы для детей по различным видам ремесел и др. [23, с. 68].

Информация о работе Анализ деятельности учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа имени И.Ф.Хруцкого города Новополоцка