Активация креативного мышления в творчестве дизайнеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность активации креативного мышления дизайнера .
Задачи исследования: рассмотреть уже существующие техники креативности, более подробно остановится на нескольких из них, экспериментально проверить и сравнить их эффективность в дизайнерской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Часть1 ……………………………………………………………………………..4
1.1Что такое креативность……………………………………………………….4
1.2.Все ли обладают креативным потенциалом………………………………...6
1.3.Как развить свою креативность……………………………………………..7
1.4.Техники развития креативности……………………………………………13
Часть 2…………………………………………………………………………... 16
2.1.Мозговой штурм……………………………………………………………..16
2.2.Морфологический анализ (Морфологический ящик)……………………..19
2.3.Сравнение методов…………………………………………………………..20
Вывод …………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Малюкова Ольга.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Активация креативного мышления в творчестве дизайнеров

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Часть1 ……………………………………………………………………………..4

1.1Что  такое креативность……………………………………………………….4

1.2.Все ли обладают креативным потенциалом………………………………...6

1.3.Как  развить свою креативность……………………………………………..7

1.4.Техники развития креативности……………………………………………13

Часть 2…………………………………………………………………………... 16

2.1.Мозговой штурм……………………………………………………………..16

2.2.Морфологический анализ (Морфологический ящик)……………………..19

2.3.Сравнение методов…………………………………………………………..20

Вывод …………………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

           Введение.

   В современном  постиндустриальном обществе ценность  креативных идей и инноваций  все более возрастает.  В результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Для большинства предприятий креативные идеи становятся решающим фактором в конкурентной борьбе. Предлагаемые продукты и услуги все больше похожи друг на друга. Выдержать конкуренцию возможно только развивая инновацию. Потому, в грядущую эпоху будут востребованы люди творческие, способные жить в непрерывно меняющемся мире, которые чувствуют себя комфортно при переменах, которым перемены нравятся, которые способны на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию.

    В  области дизайна эти процессы  становятся наиболее важными  так, как дизайнер должен работать не только согласно современным реалиям, но  также предвидя будущее. Без  креативности это невозможно.

Актуальность  и настоятельная потребность  практики в совершенствовании процесса развития творческого мышления  и обусловили выбор темы исследования — "Креативное мышление в творчестве дизайнера".

           Проблема исследования состоит в поиске путей активации креативного мышления  дизайнера.

Объектом  исследования стало творчество дизайнеров.

Предмет исследования – процесс поиска креативных идей в области дизайна.

Цель  исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность активации креативного мышления дизайнера .

Задачи  исследования: рассмотреть уже существующие техники креативности, более подробно остановится на нескольких из них, экспериментально проверить и сравнить их эффективность в дизайнерской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1. Что  такое креативность.

    Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

    На  бытовом уровне креативность  проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

    На  Западе креативностью обозначают  технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. Многие путают понятия творчества и креативности. Поэтому стоит внести ясность в сопоставление двух этих терминов.

 Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию, креативный процесс напротив, чаще всего направлен на будущее массовое производство и не ограниченное повторение. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.  Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.

   Знание  ответов на эти вопросы и  построение работы по соответствующим  принципам обеспечивает максимальный  эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность. Творчество всегда первично и фундаментально. Однако в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Креативный продукт – это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее, картина, которая будет вызывать восторг у посетителей, выбранных заранее. 

Говоря сейчас о креативности  мы практически  озвучиваем задачи современного дизайна. Ведь работа дизайнера заключается в том, чтобы найти наиболее удобный, простой и красивый способ решения поставленной задачи, не потеряв по дороге смысл. Дизайн является решением задач, а не творчеством.

    

1.2.Все ли обладают креативным потенциалом.

Каждый из нас  обладает врожденным творческим потенциалом. Понаблюдайте внимательно за маленьким ребенком во время игры. Он, без сомнения, найдет как минимум 20 различных возможностей для использования простого карандаша. Почему же нам, часто так трудно быть креативными?

    Оной  из причин становиться наше  школьное образование. В школе  от нас требуется, как правило, заучивать информацию  и четко воспроизводить ее. Сознание чего-то нового не входит в наши задачи. Понятно, что было бы абсурдом, если бы каждый ученик изобретал собственный алфавит или собственные математические правила. И все же врожденная креативность в школьные годы "засыпает".

   Другой  причиной нам служат стереотипы  навязанные обществом. Массовая  культура, телевидение создает   свои системы ценностей, дает  стандартные визуальные  образы, которые совершенно не заставляют  нас думать.

    Иногда  причиной оказываемся мы сами, когда мы боимся сделать ошибку. Здравый смысл не дает сделать  что-то по-настоящему креативное. А порой нужно пойти на определенный  риск, важно только верно оценить  его.

 

Если каждый человек имеет врожденный креативный потенциал, пусть и немного растерянный, значит, есть возможность его восстановить и повысить.

 

 

 

            

 

 

1.3.Как  развить креативность.

   Многие  ученые, психологи, занимались изучением  творческого мышления и креативности.

   Попытка  выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки). Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается "пластичность". Полюсом, противоположным пластичности, является ригидность, которая проявляется в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, затруднении переключаемости, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, стереотипности мышления и т. д. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.

В.П. Эфроимсон  обнаружил такой факт как высокий  уровень уратов в крови, а также  такой биологический признак  как высоколобие креативных людей.

Л.И. Полтавцева также отметила взаимосвязь темперамента и творческих способностей: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость - от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.

Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть вероятно менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией - более продуктивен творчески.

Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.

1. О врожденности  способностей заключают также  на основе повторения их у  потомков выдающихся людей. Однако, подобные факты не являются  строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

2. Более строгие  факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик.

Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.

С другой стороны  влияние среды изучается многими  учеными. Так, показательны результаты кросскультурных исследований (Торранс).

1. Характер культуры  влияет на тип креативности  и процесс ее развития.

2. Развитие креативности  не определяется генетически,  а зависит от культуры в  которой воспитывался ребенок.

3. Не существует прерывности  в развитии креативности. Спад  в развитии креативности может  быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.

4. Спад в развитии креативности  можно снять в любом возрасте  путем специального обучения.

Давид Огилви при  описании характеристик креативных людей ссылался на исследования Калифорнийского Института по оценке индивидуальности, которые выявили, что представляют собой креативные люди. В частности он приводил следующие их характеристики:

 1. Особенно наблюдательны и ценят точные наблюдения больше, чем другие;

2. Любят говорить себе  правду, но выражая полуправду делают это ярко: с расстановкой акцентов и кажущейся    диспропорцией в утверждении они ищут возможности указать на то, чего обычно не замечают;

3.  Видят не только  то, что видят все, но также  и то, чего другие не видят; 

4. Имеют врожденные большие возможности мозга и способны держать в голове сразу множество идей и сравнивать их между собой, в то время как другие не умеют этого делать;

5. Имеют энергичный склад ума и обладают исключительными запасами психической и физической энергии;

6. Имеют больше контактов,  чем большинство людей в своей  неосознанной жизни: фантазиях  мечтах, воображаемом мире и, их  внутренний мир, таким образом,  более сложен.

Другой специалист - К. Лонгмэн - в качестве "общего для  высоко креативных людей" перечисляет следующее:

1. Возможно самой важной их характеристикой является жадное любопытство или любознательность. В мире существует мало такого, что их бы не интересовало. Они могут интересоваться экологией Северных Лесов и поведением подростков на дискотеках, читать книги по огромному разнообразию тем. Они всегда ищут понимания вещей новым способом и не нервничают по поводу того, что полученные ими данные не совсем точны.

2. Наряду с любопытством, креативные люди имеют живое воображение. Они могут быстро генерировать большое количество идей: например, могут придумать 17 слов, рифмующихся со словом синтаксис, сделав это за минуту-другую. Еще более важно, что их воображение, позволяет им видеть новые связи между вещами, а любопытство ведет их к открытиям. Они дают необычные ответы на вопросы и оригинально интерпретируют события, что не всегда нравится учителям. Такая комбинация любопытства и воображения приводит высоко креативных людей к тому, что они делают меньше простых черно-белых различий, чем другие люди. Имея больше информации и больше способностей к предположениям, они могут видеть почти любой вопрос в серых оттенках. Их индивидуальные таланты также ведут к тому, что они отдают предпочтения сложным, а не простым ситуациям: им скучно то, что легко понять.

Информация о работе Активация креативного мышления в творчестве дизайнеров