Роль национальной политической элиты в модернизации современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:58, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется деятельностью политических элит как социальных субъектов, изначально обладающих ресурсами и свободой в принятии стратегически важных решении и способных осуществлять целенаправленные управленческие воздействия на общество, приобретает особо важную роль в современных условиях модернизации.
Изменение состава и конфигурации политических элит, характер отношений между внутриэлитными группами, степень политической конкуренции, характер циркуляции политических элит, способы элитообразования и рекрутации политической элиты являются основными аспектами изучения внутриэлитной трансформации.

Файлы: 1 файл

роль политэлиты.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

- раскрыты критерии структурирования политической элиты, приводящие к образованию её типов и форм в политической реальности;

- выявлено, что особенности социального представительства выступают важным условием демократического типа политической элиты, являющейся показателем властного элитного позиционирования;

- определена необходимость создания системы специального образования как одного из основных каналов рекрутирования элиты; формирования модернизационной элиты, являющейся одним из основных условий политической реформы в России;

- установлен вывод о том, что процесс формирования модернизационной российской элиты еще не завершился; она не обладает необходимыми свойствами относительной сплоченности, целостности и единства, что приводит к неэффективности её функционирования.

 

Положения, выносимые на защиту:

1. Политическая элита представляет собой относительно интегрированную группу (или их совокупность), занимающую руководящие позиции в общественных институтах и влияющую на принятие властных решений. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа, и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольной массам. Основные теоретические подходы элитизма, развивающиеся в рамках дилеммы «элитизм-эгалитаризм», воспроизводящейся в различные исторические эпохи и развиваемой в социально-философском направлении, в современных элитологических исследованиях позволили сохранить многообразие научно-методологических и методических подходов и усовершенствовать их.

2. Политическая элита внутренне неоднородна, дифференцирована и различается на разных исторических этапах и в разных странах. На основе объема властных функции различаются: высшая политическая элита, принимающая значимые для общества решения и включающая в себя политическое руководство государства – президента, премьер-министра, спикера парламента, занимающих высшие посты в органах законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти; средняя элита, участвующая в подготовке и реализации решений и состоящая из парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров различных партии и общественных объединений; административная элита, предназначенная для исполнительной деятельности и не обладающая стратегическим влиянием на политику, включающая высший слой государственных служащих, занимающих руководящие должности в органах государственного управления, которая играет значительную роль в управлении государством и обществом. Одним из важнейших оснований структурирования элиты является степень институционализации политического влияния того или иного элитного сегмента.

3. Социальное представительство характеризует степень представления элитой различных социальных слоев и групп общества, что демонстрирует открытость элиты, возможность для представителей различных социальных групп общества стать полноправным её членом. Социальное представительство определяется рядом факторов: во-первых, на принятие решения политическим деятелем значительное влияние оказывает социальное происхождение; во-вторых, факт вхождения в политическую элиту может существенно изменять идеологические и ценностные ориентации; в-третьих, организационная принадлежность может рассматриваться как гарантия социального представительства различных слоев, групп общества в элите; в-четвертых, государственные и общественные институты - общественные движения, группы давления, система выборов, референдумов и опросов общественного мнения, СМИ осуществляют контроль за деятельностью элиты, предотвращая в значительной мере замкнутость и кастовость политической элиты.

4. Система элитного образования может сделать политику профессией честных, высокообразованных людей, интеллектуалов, что позволит значительно повысить уровень компетентности политических лидеров. В условиях модернизации страны политическая реформа в России необходима, как фактор: во-первых, формирования модернизационной элиты; во-вторых, создания механизмов вертикальной социальной мобильности; в-третьих, выработки эффективной модели управления модернизационным процессом. Формирование модернизационной элиты предполагает существенное обновление правящего слоя, создание в ядре элиты группы единомышленников, консолидированной на базе этики и идеологии в периоды разрушения старой и создания новой, так называемой модернизационной социальной реальности. Проблема определения политической роли национальных элит является одной из актуальных. Особенности формирования и пополнения национальных политических элит Карачаево-Черкесской Республики обусловлены историко-культурным контекстом, который определяет их тенизацию, традиционализацию, этнизацию. Этнополитические элиты сохраняют преемственность прежним канонам и ценностям политического управления в кадровых и профессиональных компонентах. Клановая принадлежность, этническое происхождение, протекционализм, клиентизм, патернализм сохраняются в качестве базовых каналов рекрутирования элит, определяя тем самым региональную специфику элитогенеза.

5. За постсоветские десятилетия российская элита претерпела существенные изменения. Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитарные группировки, находящиеся между собой в отношении конкуренции. Вместо стабильного правящего класса с сильными вертикальными связями между его слоями создано множество динамичных элитных групп, между которыми получили развитие горизонтальные и неформальные связи. Группировки, составляющие нынешнюю элиту, рыхлы и аморфны, имеет место ожесточенная конкуренция между ними. Сложившаяся внутри элиты расстановка сил не позволяет ни одной из них занять господствующее положение.

Научно-теоретическая  и практическая значимость диссертационного исследования состоит в совершенствовании понятийного аппарата анализа элит и их роли в модернизации. Внимание к политическим предпочтениям, идеологии и ценностям российской политической элиты дает возможность лучше понять особенности её политического поведения. Углубленная разработка данной проблемы способствует более целенаправленному выстраиванию политики элит в отношении модернизации страны. Практическая значимость исследования определяется новизной полученных эмпирических данных, позволяющих более полно судить о современном состоянии российской политической элиты, о её роли в политической модернизации. Положения, высказанные в диссертации, могут быть использованы в исследовании проблем российской политической элиты, решении задач её эффективного функционирования, обеспечения её целенаправленной и результативной управленческой деятельности в рамках государственно-административных органов власти и оптимизации отношений элит с гражданским обществом. Выводы исследования могут быть использованы в практической работе органами государственной власти, занимающимися вопросами кадровой политики и образования. Материалы исследования могут использоваться в научно-методических работах по соответствующим направлениям, а также в подготовке и ведении учебных курсов по политологии в вузах и структурах поствузовского образования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены и апробированы диссертантом на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе: межрегиональной научно-практической конференции «Терроризм: состояние и проблемы противодействия» (г. Черкесск, 2005 г.); региональной научно-практической конференции «Рациональные пути решения социально экономических и научно-технических проблем региона» (г. Черкесск, 2006 г.); IV Всероссийской научно-практической конференции «Власть и воздействие на массовое сознание» (г. Пенза, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Динамика социально-территориальной структуры современного российского общества» (г. Волгоград, 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: проблемы, поиски решения» (г. Омск, 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Политическая наука на юге России: итоги двадцатилетнего развития» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.).

Основные положения и  выводы диссертационного исследования отражены в 9 публикациях общим объемом  более 2,5 п.л., в том числе в 2 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией РФ.

Диссертация обсуждена на кафедре политологии и истории  Карачаево-Черкесской государственной  технологической академии г. Черкесска  и рекомендована к защите по специальности 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии.

Структура и объем  диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 177 страницах, библиографический список включает в себя 268 наименовании.

 

 

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во  введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности, формируется цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту, описываются теоретико-методологические основы исследования, освещается теоретическая и практическая значимость работы, указывается её апробация, кратко оценивается структура работы.

В первой главе «Политическая элитология и её анализ современного состояния российской политической элиты», состоящей из трех параграфов, анализируются методологические предпосылки политической элитологии, её статус в системе гуманитарного знания, методологические основы и допустимость системного анализа политической элиты.

В первом параграфе первой главы «Политическая элита как объект научного анализа» значительное место уделяется политической элите, выступающей основополагающим субъектом политического процесса, формирующей цели и перспективы современной России, принимающей стратегически важные решения и использующей ресурсы государственной власти для их реализации.

В результате социального  и психологического отбора в каждой крупной социальной и профессиональной группе происходит дифференциация людей по качеству и уровню выполняемых ими социальных и профессиональных ролей.

Элита - это социальная общность, объединенная близостью установок, стереотипов и норм поведения, обладающая единством (порой относительным) разделяемых ценностей. При этом стандарты поведения реальные и декларируемые, могут весьма и существенно различаться. Степень внутренней сплоченности элиты зависит от степени её социальной, этнической однородности, доминирующих моделей рекрутирования элит, преобладающего стиля политического лидерства.

Политическая элита определена как внутренне сплоченная, составляющая меньшинство общества социальная категория  являющаяся субъектом подготовки и  принятия или влияния на принятие  и неприятие важных стратегических решений и обладающая для этого необходимым ресурсным потенциалом. Властные ресурсы и система ценностей являются главными параметрами выделения политической элиты, которые, в свою очередь, зависят от конкретных исторических, институционально – культурных особенностей.

Первые классические теории элит, основанные на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики были созданы  в конце ХIХ – начале ХХ вв., теоретиками политической социологии (В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс).

Основного оппонента в  дискуссии К. Маркса упрекали в не объективности в научном смысле этого слова, в жертвовании логикой  в угоду интересам рабочего класса, хотя в свою очередь современники упрекали элитистов в том, что  они жертвуют фактами ради идеологической поддержки правящего класса (Р. Миллс).

Российские философы и  социологи обращались, прежде всего, к ценностной трактовке элиты. Так, Н.А. Бердяев говорит о духовной национальной аристократии, П.А. Сорокин  о дворянстве. И в том и в другом случае элита – это не просто высшие слои общества, это в первую очередь наиболее образованные, духовно богатые, высоконравственные слои общества.

Американский  политолог Р. Миллс, анализируя элиту  США середины ХХ в., определил ее как группу статусов и стратегических ролей. Он включил в неё «тех, кто занимает командные посты». Элиту составляют, по мнению                 Р. Миллса, государственное руководство, корпорации и армия.

Представление о современной элите как замкнутой  касте сформулировал французский  политолог Р.- Ж. Шварценберг.

Природу элиты  в обществах советского типа пытался  выявить социолог и политический деятель Югославии середины ХХ в. М. Джиллас. По его мнению, после социалистической революции к власти приходит новый политический класс, состоящий из бывших революционеров и государственной бюрократии. Основой класса является Коммунистическая партия. Природа нового  политического класса не экономическая, как в западных странах, где элита обладает властью благодаря наличию собственности как средства производства, а политическая. В свою очередь, обладая монополией на политическую власть, этот класс подчиняет себе национальную собственность.

Современные российские политологи рассматривают элиту  как движущую силу политического  развития.

Предметом элитологии является исследование элиты, ее состава, законов ее функционирования, прихода  ее к власти, ее роли в социальном процессе, причин ее деградации и ухода с исторической арены.

Существование политических элит в обществе обуславливается  действием ряда объективных тенденций. Общество, как все сложно организованные системы, нуждается в профессиональном управляющем воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых. Ему необходимы люди, обладающие социальными знаниями, навыками, опытом, способные осуществлять управленческие функции. Кроме того, политическое неравенство в обществе является результатом неравенства психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности заниматься политикой для разных социальных групп и индивидов. Следует учитывать и то, что управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, а близость к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей. Это обстоятельство заставляет многих людей стремиться во властные институты. Наконец, существование политической элиты обусловлено пассивностью широких слоев населения, которые, занимаясь решением собственных повседневных проблем, обычно предпочитают держаться подальше от политики.

Информация о работе Роль национальной политической элиты в модернизации современного российского общества