Проблемы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.

Файлы: 1 файл

курсовая работа на тему проблемы занятости населения.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

2. Развитие и поддержка  малого бизнеса. Известно, что  наибольшее число рабочих мест, в том числе для социально  уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого  предпринимательства в таких  формах, как индивидуальная трудовая  деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских хозяйств. Кроме того, в практике многих стран применяется такая форма содействия самозанятости, как выдача субсидий отдельным гражданам для открытия собственного дела; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга, в составлении бизнес-плана и т.п.

3. Расширение масштаба  профессиональной подготовки и  переподготовки кадров. Это позволяет  решить сразу две задачи: сократить  предложение рабочей силы и  обеспечить массовую её переподготовку для работы в изменившихся условиях движения экономики. При этом необходимость адаптации рынка труда к растущей инновационности воспроизводственного процесса, например, развитию биоиндустрии и нанотехнологий, и другим признакам «супериндустриализации» вынуждает  страны пересмотреть свою политику в системе образования и переподготовки.

4. Организация общественных  работ. Это направление рассчитано  главным образом на безработных,  охваченных наиболее острыми,  застойными формами безработицы. Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального (регионального) хозяйства, его социальной, транспортной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного иностранного и отечественного капитала в регионы.

Реализация этих направлений  возможна методами как прямого, так  и косвенного регулирования рынка  труда. К прямым методам можно  отнести: законодательно - правовые акты и инструкции, регулирующие деятельность участников социально-трудовых отношений, формирование государственных программ занятости с указанием конкретных источников их финансирования, организацию соответствующих структур содействия занятости с определением их конкретных функций. К косвенным мерам относятся налоговая, денежно- кредитная, амортизационная политика государства. Все они одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.

Инструментом многослойной системы политики регулирования  рынка труда стали разработанные  на различных уровнях программы  содействия занятости населения, каждая из которых представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработных.

На основе анализа  современного состояния рынка труда в России в перспективе можно выделить несколько направлений и задач государственного регулирования рынка труда:

Во-первых, конечной целью  реформирования социально-трудовых отношений  в  экономике России должно стать  формирование цивилизованного рынка  труда, который характеризуется, прежде всего, значительной степенью регулируемости.

Во-вторых, необходимо повышение  эффективности работы государственной  службы занятости населения путем  проведения целенаправленных мер по совершенствованию технологии ее работы. Основной целью здесь выступает сохранение государственной службы занятости населения в качестве одного из определяющих институтов при проведении эффективной социально-экономической политики.

В-третьих, при проведении активных мероприятий на рынке труда, стратегическими целями для государства здесь являются:

– создание эффективной  многофункциональной системы профессионального  обучения и переобучения безработных  граждан, незанятого и занятого населения, гибко реагирующей на изменения  спроса на рабочую силу, а также обеспечение подготовки высококвалифицированных работников и тем самым повышение конкурентоспособности национальной экономики;

– совершенствование  действующего законодательства в сфере  занятости населения с целью  недопущения развития негативной трудовой мотивации у безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости;

– повышение эффективности  использования бюджетных средств  на реализацию политики занятости путем  разработки механизма оценки эффективности  программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения участия безработного гражданина в конкретной программе.

В целом же повсеместное развитие активной политики занятости  в целях эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы должно являться основным приоритетным направлением государственного регулирования рынка труда в России.

Занятость населения  составляет необходимое условие  для воспроизводства рынка труда, так, как от нее зависит уровень жизни людей, издержки общества на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности актуальны для экономики любой страны, решение которых призван решать рынок труда. Без реального функционирования рынка труда невозможна структурная перестройка российской экономики. В то же время он сам не может функционировать без взаимодействия с рынком капиталов, жилья, без решения вопросов, связанных с особенностями воспроизводства рабочей силы наемного работника в переходный к рынку период и т.д. Происходит институциональное оформление рынка труда; создана государственная служба труда и занятости, функционируют биржи труда; активную политику проводят законодательные и исполнительные органы власти России, но полноценного рынка труда в России пока еще нет.

Глава 2. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России

2.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 

Государственную политику занятости можно определить как  часть социально-экономической политики развития страны, нацеленную на взаимосвязанное  с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.

Важнейший принцип реализации государственной политики занятости  – это ее комплексность, предполагающая интеграцию в единую систему всех уровней – федерального, регионального и местного. По поводу соотношения различных уровней в единой системе существуют различные мнения. Согласно одному из них, необходима четкая субординация центра и регионов с разграничением их компетенций. Каждый уровень самостоятельно обеспечивает гарантии в пределах своей компетенции и из своих ресурсов.

Такой подход не позволяет  в полной мере учесть динамику конъюнктуры  на региональных рынках труда и ограничивает уровень решения проблемы весьма различающимися материальными возможностями отдельных административно-территориальных единиц.

Другой поход предполагает «многослойное» построение системы  социальной поддержки, когда каждый из уровней дополняет остальные. При этом федеральный уровень  гарантий не может быть ниже установленных законодательством минимумов, а региональный дополняет его с учетом местной специфики.17 Взаимная увязка национальной (федеральной) политики в области занятости, определяющей цели и направления регулирующего воздействия государства на рынок труда, и региональных программ, конкретизирующих меры государственной поддержки применительно к своей социально-экономической ситуации, должны вести к более эффективным результатам.

Важным условием эффективного выполнения программ содействия занятости  населения является реализация действенного механизма социального партнерства, включающая конструктивное взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти всех уровней, с работодателями и общественными объединениями.18

Основным исполнителем государственной  политики занятости являются службы занятости населения. При этом определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит центрам занятости населения, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность центров занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.

Востребованность службы занятости  на современном рынке труда подтверждается данными бывшего Минтруда России, функции которого в части вопросов занятости населения переданы Федеральной службе по труду и занятости.  Так, ежегодно в службу занятости обращаются 15 - 16 млн. чел., регистрируется с целью поиска работы 5,5 - 6 млн. чел., непосредственно при содействии службы занятости находят работу 3,8 - 4 млн. чел.19

Одновременно, положительная динамика наблюдается в количестве вакансий, заявляемых в органы службы занятости  работодателями различных форм собственности. Так, за период с 2000 по 2006 годы число предприятий и организаций, контактирующих со службой занятости, выросло с 53 тыс. до 123 тыс., а число заявленных вакансий – с 2,7 до 4,6% списочной численности занятых на данных предприятиях (с 328 тыс. до 818 тыс.).20

Однако, несмотря на высокую эффективность  государственной службы занятости, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью. Преимущественно  это рабочие места, требующие  низкой квалификации.

Органы государственной службы занятости сегодня находятся в очень трудном положении. Им поручают выполнение все большего числа функций, но одновременно выделяют все меньше средств. Они должны добиваться равновесия  между спросом и предложением на рынке труда, включая требования к квалификации; предвидеть появление новых вакансий и специальностей, в том числе вследствие структурной перестройки, и помогать трудящимся и центрам профподготовки заранее готовиться к этому; содействовать людям, находящимся вне рынка труда, в получении работы или пособий; корректировать или сглаживать последствия экономической политики, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности производства, что в то же время крайне отрицательно сказывается на уровне занятости.21 

В основу осуществления  политики занятости положены компоненты, соответствующие международной практике и российскому законодательству и условно разделенные по степени воздействия на состояние рынка труда на активный (стимулирующий) и пассивный (компенсационный) типы воздействия государства на рынок труда.

«Пассивная политика», ориентированная  на материальную поддержку безработных  и предоставление простейших услуг  по подбору рабочего места через  государственные органы по вопросам занятости – наиболее «экономичный»  путь с точки зрения государственных расходов. Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы не ослабеет, расширится длительная безработица и сопровождающая её социальная изоляция, потеря трудовой мотивации не имеющих работу.

Поэтому неотъемлемой частью политики занятости выступает совокупность активных мер, включающих организационные, правовые и экономические методы, способствующие снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированные на обеспечение полной, продуктивной и свободной избранной занятости.

Как следует из описанного выше механизма  реализации политики занятости, только комплексное применение «активных» и «пассивных» мер позволит обеспечить эффективную реализацию целей и  задач этой политики.

Основными направлениями реализации политики занятости в соответствии с комплексом тактических задач, которые необходимо решить для достижения стратегической цели эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы, стоящими перед органами службы занятости и других социальных партнеров на рынке труда на среднесрочную перспективу являются:

1. Обеспечение социальной поддержки  безработных граждан, для чего  необходимо реализовать такие  программы компенсационной политики  занятости, как выплата пособий  по безработице, стипендий и материальной помощи в период обучения граждан по направлению службы занятости.

2. Повышение эффективности трудоустройства  граждан, ищущих работу. Достижение  положительных результатов здесь  возможно посредством реализации  таких программ активной политики занятости, как:

- информирование населения и  работодателей о положении на  рынке труда;

- профориентация граждан, психологическая  поддержка и социальная адаптация  безработных граждан с целью  оказания содействия в выборе  сферы деятельности, повышении мотивации к труду и т.д.;

- профессиональное обучение безработных  граждан с целью повышения  профессиональной мобильности и  конкурентоспособности безработных  граждан на рынке труда;

- организация временного трудоустройства  граждан, ищущих работу, в том числе применение гибких форм занятости (например, общественных работ).

3. Развитие организации временного  трудоустройства молодежи, что предусматривает  реализацию программы «Первое  рабочее место», которая включает  проведение стажировок безработных  граждан из числа выпускников учебных заведений на предприятиях с целью их адаптации на рынке труда.

4. Поддержка малого предпринимательства  путем оказания всестороннего  содействия развития самостоятельной  занятости безработных граждан.

Информация о работе Проблемы занятости населения