Отчет по музейной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 00:43, отчет по практике

Описание работы

Воронежский губернский музей был открыт 9 (21) сентября 1894 г. Первым его директором стал С. Е. Зверев. Музею предоставили три комнаты на втором этаже в старом здании Городской Думы. Ко дню открытия в нем было до 2400 предметов. В июле 1911 г. музей получил здание «Воронежского дворца». Однако начавшаяся Первая мировая война, Революции, Гражданская война не позволили осуществить задуманную перепланировку помещений. Сотрудникам музея пришлось перестраивать свою работу, и, в первую очередь, участвовать в спасении имущества, разоренных дворянских имений Воронежской губернии. Деятельность по пополнению фондов музея продолжалась и в 1930-егг.

Содержание работы

1. Вступительная беседа…………………………………………………………2
2. Основная часть:
А) Город Воронеж в конце XVII века ................................................................................................................................ 3
Б) Построение русского флота на реке Воронеж ............................................. 4
В) Кумпанства в Воронежском крае ................................................................. 7
Г) Государственное строительство кораблей в Воронеже ............................. 9
Д) Хозяйственное развитие Воронежа и края ........................................... 11
Е) Возникновение новых сел и деревень ................................................... 12
Ж) Образование Воронежской губернии ................ ………………………13
3.Заключение .......................... …………

Файлы: 1 файл

План экскурсии.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Кумпанства  в Воронежском крае.

 Кумпанства (компании) – это объединения  прежде всего землевладельцев  для совместного строительства,  в данном случае военных морских  судов для Азовского флота. Кумпанства создавались как светскими, так и духовными феодалами.

 Создание кумпанств  к 1697 г. было вызвано условиями  Боярского приговора от 20 октября  1696 г. и подтверждено указом  от 4 ноября 1696 г. Период организационного  оформления кумпанств продолжался с ноября 1696 г. по март 1697 г. За это время было создано, по данным дореволюционного историка С.И. Елагина, 52 кумпанства, а по данным современного историка Ю.М. Лавринова, 35 кумпанств. Церковные феодалы также были объединены в кумпанства.

 Из созданных к весне  1697 г., по данным Ю.М. Лавринова, 35 кумпанств, 17 кумпанств принадлежало  церкви. В отличие от многих  других епархий, Воронежская епархия  в конце XVII в. была одной  из самых молодых, но и она  оказалась тесно связанной со  строительством кораблей на воронежской земле.

Воронежская епархия  была открыта по решению церковного собора 1681-1682 гг. В 1682 г. монастыри и  церкви Воронежской епархии, как  и церкви и монастыри всей страны, помогали строить российский регулярный военный флот. Так, например, известно, что Покровский женский монастырь Воронежа лишился части своих крестьян, призванных к "государеву делу", а также вносил в казну средства на жалованье ратным людям и работным людям на верфи. Эпицентром российских событий конца XVII в. стал район воронежского мужского Успенского монастыря. Именно здесь царь велел заложить строительные площадки для создания морского флота. Верфь тянулась по обе стороны от монастыря. В 1700 г. царь перевел монахов Успенского монастыря в Алексеевский Акатов мужской монастырь, подальше от шума верфи, а Успенскую церковь объявил Адмирал­тейской. Успенская церковь и до этого уже была местом торжественных церемоний при спуске кораблей на воду. Так, 2 апреля 1696 г. после специального богослужения в Успенской церкви на воду был спущен первый воронежский корабль – галера "Принципиум", позже – многопушечный корабль "Апостол Петр". В 1700 г. – корабль "Предестинация", в 1703 г. - "Разженое железо", "Святой Георгий", "Святая Наталья" и многие другие корабли, построенные на воронежских стапелях.

Петр I много  раз посещал воронежскую Успенскую  церковь и, по легенде, даже пел на клиросе. Успенская церковь в  Воронеже и сейчас справедливо считается  единственным, из сохранившихся, памятником истории и культуры города, связанным с кораблестроением в конце XVII – начале XVIII в. Кумпанское строительство выполняло ведущую роль в создании Азовского флота вплоть до 1700 г.

К августу 1697 г. между кумпанствами были распределены лесные участки для бесплатного пользования на период кораблестроительных работ. Строительные площадки в пределах Воронежского края для создания кораблей кумпанствам разрешалось выбирать самим. Так, Гостиное кумпанство избрало для строительства своих кораблей берег р. Воронеж напротив с. Ступино. На строительных площадках Ступинской верфи гости построили 10 кораблей. На Рамонской верфи строили корабли кумпанства Т.Н. Стрешнева, Б.П. Шереметева, В.Ф. Долгорукова и Г.В. Тюфякина. В устье р. Хопра находились верфи кумпанств Б.А. Голицына, М.Г. Ромодановского и М.Б. Милославского. На Дону в Паншине городке строили свои корабли кумпанства Л.К. Нарышкина и Г.Д. Строганова. По одному кораблю строили в с. Чертовицком и в с. Коротояк. Кумпанства должны были обеспечить кораблестроение финансами, рабочей и тягловой силой, "сколько понадобится", строительными материалами.

Государственная власть, кроме отвода лесов, предоставляла  кумпанствам иностранных мастеров и специалистов, инструктировала  по ходу работ. Строительство велось медленно и не очень качественно. Тогда правительство пошло по пути частичного освобождения кумпанств от строительства с обязательной выплатой по 10000 рублей за корабль. Гости должны были заплатить по 12000 за корабль. В результате из 75 кораблей кумпанским методом были построены 64. Строительство остальных кораблей было передано подрядчикам. Кумпанства должны были не только выстроить корабли, но и снарядить их за свой счет. Сначала дело кумпанского судостроения шло успешно. К весне 1698 г. все требуемые суда были построены.

Посетив Воронеж  после возвращения из Великого посольства Петр I остался доволен построенными кумпанствами судами. Только некоторые  корабли, по замечанию приехавшего  ним адмирала Крюйса, царь велел  переделать. Но постепенно Петр I приходил к мысли о малой эффективности кумпанского метода строительства. 20 апреля 1700 г. царь издал указ, по которому: "Кумпанские корабли со всеми корабельными припасами против старых и новых росписей всех кумпанств принять в Адмиралтейский приказ". Кумпанства как особая форма кораблестроительные организаций были упразднены. Вместо них вводился единый государственный налог "на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег".

Государственное строительство кораблей в Воронеже.

  Поручив строить Азовский флот кумпанствам, правительство Петра I и само строило корабли. После ликвидации кумпанств государственный метод строительства военных кораблей стал ведущим. В Воронеже главным органом государственного кораблестроения стал "Государев (или Разрядный) шатер". Первый раз "Государев шатер" в Воронеже упоминается в документах еще весной 1696 г. Тогда он находился у пристани на дворе воронежского подьячего Ивана Моторина, где первое время жил царь. "Государев шатер" являлся походной канцелярией царя. Традиция создавать во время военного похода при главнокомандующем штаб (его и называли Разрядным, или Полевым шатром) существовала в России давно. В штаб входили: начальник походной артиллерии, казначей, дьяки, подьячие, судьи и приставы. Сначала для строительства кораблей в Воронеж из Разрядного приказа были присланы московские дворяне. В начале 1698 г. они были заменены воронежскими подьячими, контроль за которыми осуществлял воронежский воевода Д.В. Полонский. В конце 1698 г. воронежским кораблестроением занимались непосредственно воронежские дворяне А.Т. Михнев, А.П. Веневитинов и И.Е. Лосев. Основные вопросы воронежского кораблестроения находились в ведении А.П. Протасьева. Назначив его "партикулярным адмиралтейцем", Петр I велел ему построить в Воронеже Ад­миралтейский двор "для поклажи всяких запасов" и строительных материалов для 6 государственных кораблей и 20 бригантин. 24 июля 1697 г. А.П. Протасьеву было велено "ехать с Москвы на Воронеж к корабельному и иных морских судов делу". К августу 1698 г. Адмиралтейский двор в Воронеже был построен.

Государственные корабли строились на самой крупной  верфи Воронежского края, которая  находилась в черте современного Воронежа на правом берегу одноименной реки. Воронежская верфь начиналась под воронежским посадом у Богословской пристани у реки Воронеж от двора воронежца посадского человека Андрея Ляпина, на огородах воронежских посадских людей и в других местах, протянувшись прерывистой полосой за пределы Чижовской слободы. Всего в Петровскую эпоху на Воронежской верфи было построено и спущено на воду 118 военных судов. В 1697 – 1700 гг. здесь планировалось построить только государственных 6 кораблей и 20 бригантин. Именно на Воронежской верфи чаще всего работал Петр I: строил, конопатил и мазал суда. 30 ноября 1698 г. Петр I лично заложил первый российский линейный корабль "Предестинация", оснащенный 58 пушками. Тогда же вместе с царем английский кораблестроитель О. Най заложил на Воронежской верфи 56-пушечный корабль под название» "Черепаха". Строительству кораблей в Воронежском крае способствовали природные богатства как самого края, так и близлежащих районов. Струги, морские лодки, бревна, брусья, бруски, пластины, плоты заготавливались и строились в "угожих" воронежских, ольшанских, добренских, тульских, веневских, оскольских, усманских, козловских, белоколодских лесах. Недостающие породы деревьев привозились из лесов дальних, например "рязанских городов": Вологды, Нижнего Новгорода. Всюду были взяты на учет "припасы из дубового, соснового, липового, кленового, березового, елового, ясеневого, вязового леса". Заготавливались "самые добрые и прямые и несуковатые" материалы. Затем их складывали в "стопы". Потом "на подводах" "зимним путем" и по рекам "плавным путем" летом доставляли к строительным площадкам.

Правительство обязывало кумпанщиков и заготовителей  относиться к лесам по-хозяйски. Для охраны лесов назначались  специальные "надсмотрщики". Регулярные правительственные мероприятия по охране и разработке лесов в конце XVII – начале XVIII в. привели к созданию в 1703 г. специального Приказа Лесных дел, во главе которого тогда был поставлен стольник князь Л.Ф. Долгорукий. В 1719 г. лес "по Дону, Воронежу, Осереди, Бузулуку, Битюгу, Хопру до казачьих городков" был объявлен "заповедным". Не последнюю роль в выборе Воронежского края в качестве территории для строительства Азовского военно-морского флота сыграло также наличие здесь удобных речных путей. Воронежский край орошается реками бассейна Дона. Дон (на древнегреческом языке – Танаис) – одна из длинных рек Восточной Европы. Длина реки 1870 ки­лометров. Впадает Дон в Таганрогский залив Азовского моря и является прямой дорогой, идущей с территории Воронежского края, в конце XVII в. покрытого сплошь лесами, до Азова. Кроме Дона, в пределах современной Воронежской области пять рек, которые имеют протяженность свыше 200 километров и 227 рек протяженностью от 10 до 200 километров. В конце XVII – первой трети XVIII в. все эти реки были гораздо полноводнее, чем сейчас. В период весеннего половодья по ним могли плавать суда, можно было сплавлять лес.

Непосредственными строителями  воронежских кораблей были "работные люди". Работные люди Гостиного кумпанства были на 100 % наемными. За их работу им платилось жалованье. В дворянских кумпанствах работные люди состояли из крепостных крестьян членов кумпанских объединений. Жалованье на государственных верфях не платили. Работные люди выполняли самую тяжелую работу: вырубали и возили лес к строительным площадкам, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие подсобные работы. Тяжелый труд, плохое питание, нищенское жалованье, антисанитарные условия проживания и массовые болезни заставляли работных людей бежать с лесозаготовок, строительных площадок и других работ.

Другую группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, столяры, мастера оружейного дела, угольного  жжения и смоляного варения. Это  были "мастеровые люди", как наемные, так и крепостные. В отличие от работных людей, живших чаще всего при лесозаготовках в хижинах, сделанных ими же самими, мастеровых размещали обычно на постой по дворам воронежских жителей или отводили для них специальные помещения для жилья на территории верфей. Мастеровые люди получали жалование. Значительную роль, особенно на первых порах, при строительстве кораблей на воронежской земле играли иностранные мастера. Петр I высоко ценил их теоретические знания и практический опыт. Петр I подыскивал иностранных мастеров за границей через своих доверенных лиц, заключал с ними трудовой договор, обычно сроком на 1-2 года, и платил жалование. Жалование у них было значительно выше, чем русских мастеров. Самое высокое – 30 рублей в месяц – имели мастера корабельного дела. Вместе с высоким жалованием и странные кораблестроители получали ряд других льгот, а именно: бесплатный проезд в Россию и к месту работы, бесплатное проживание, бесплатные дрова, свечи, лечение. Среди иностранных мастеров, работавших в Воронежском крае в конце XVII – начале XVIII в., особенно выделялись голландец Крюйс и англичанин Най.

Хозяйственное развитие Воронежа и края.

  Деятельность воронежских верфей оказала большое влияние на хозяйственное развитие Воронежа и всего Воронежского края. Рост населения вызвал дополнительную потребность в хлебе, а это способствовало расширению посевов сельскохозяйственных культур. Строительство военных судов предъявляло спрос на металлические изделия, обработанную древесину, смолу, канаты и паруса. В результате возникли лесопильные, кожевенные заводы, смоловарни и кузницы, парусные и канатные предприятия. Некоторые из были переведены из Москвы. В это время в Воронеже уже разработана местная сырьевая база, и предприятия могли на нее опираться. Например, из местной конопли вырабатывались грубые сорта парусины. Сельское хозяйство давало для производства канатов пеньку, овечьи стада – шерсть, крупный рогатый скот – кожу. На предприятиях было занято немало рабочих. Все эти предприятия обслуживали в первую очередь судостроительные верфи и с их ликвидацией, как правило, исчезали. Исключение составляли суконные и кожевенные заводы. Их продукция одевала и обувала солдат и матросов, обслуживала другие нужды государства. Они не были непосредственно связаны с кораблестроением и поэтому работали в Воронеже и крае долго и после петровского времени.

 Возникновение  и развитие местной промышленности, способной в столь короткие  сроки удовлетворить огромные  потребности государства в предметах  промышленного производства, еще  раз подчеркивает величие и особенности воронежского кораблестроения.

Возникновение новых сел и деревень.

 Первый и  Второй Азовский походы резко  повлияли на военно-политическую  обстановку на юге и юго-востоке  России. В истории хозяйственного  освоения обширных русских земель, оказавшихся за Белгородской чертой, начинается новый этап. Русские люди и украинцы селятся впереди черты. В районе бывших воронежских ухожьев возникают села и деревни. Разные районы Воронежского края заселялись по-разному. Например, земли, расположенные к югу от pеки Tихая Сосна и юго-востоку от реки Битюг, с середины 90-х гг. XVI в. захватываются острогожскими помещиками. Существовавший к этому времени Острогожский уезд превращается в район крупного помещичьего землевладения. Бассейн реки Хворостани закрепляется в качестве вотчины воронежского Покровского монастыря. Район Прибитюжья (бассейны рек Битюга, Икорца и Осереди) становится народной вольницей. Без царского разрешения, самовольно здесь селятся беглые мелкие служилые люди – русские и украинцы. К осени 1698 г. они основали здесь 18 населенных пунктов.

 Однако царское  правительство России не могло  допустить, чтобы "привольные" земли заселялись свободно. Уничтожив  в 1699 г. поселения беглых в  Прибитюжье, правительство решило  поселить здесь дворцовых крестьян. Привыкшие к мирной сельской жизни в центральных районах страны, откуда они были выселены, дворцовые крестьяне не могли сразу приспособиться к пограничной жизни. Здесь нужно было быть не только пахарем, но и воином. Правительство не обратило внимание на гибель дворцовых крестьян в Воронежском крае. В 1704 г. в Прибитюжье переселяют еще одну большую группу дворцовых крестьян. Но и на этот раз большая часть населения погибла. Царский указ об основании на Битюге Битюцкой дворцовой волости находился под угрозой срыва. Тогда местные воеводы снова разрешили беглым служилым людям селиться здесь. К 1710 г. в Битюцкой дворцовой волости насчитывалось 15 сел. На Битюге это были Бобров, Мечетка, Коршево, Щучье, Чигла, Тойда, Анна, Курлак, Садовое, Борщево, Шестаково, Тишанка. На Икорце - Нижний Икорец (или Никольское), Средний Икорец (или Яблочное) и Верхний Икорец (или Городецкое). Все они сейчас входят в разные районы Воронежской области. Административным центром битюцких дворцовых сел был Бобров, в котором находилась съезжая изба во главе с управителем.

 

Образование Воронежской губернии.

Информация о работе Отчет по музейной практике