Национальные интересы России в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:42, реферат

Описание работы

Категория «национальный интерес» является одной из основных и наиболее распространенных в системе понятий геополитики. Сама сфера межнациональных отношений нередко рассматривается, как своеобразное поле социального конфликта и взаимодействия различных национальных интересов, в рамках которого и осуществляется (или не осуществляется) их реализация.
Объектом исследования данной работы являются национальные интересы России на современном этапе развития общества с точки зрения современной социологической науки.

Содержание работы

Введение..………………………..……………………………………....…...……3
1. Понятие и сущность национальных интересов государства………………..5
 понятие национальных интересов государства …….…………...…………..5
 средства и методы реализации национальных интересов .………………..10
2. Национальные интересы России на современном мире………………...…14
 национальные интересы во внутренней политике....………………………14
 национальные интересы в сфере международных отношений..............…..19
Заключение.………………………………………………………….…...……....24
Источники и литература....…………………….………………….…………….25

Файлы: 1 файл

Национальные интересы.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Геополитика

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ»

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение..………………………..……………………………………....…...……3

  1. Понятие и сущность национальных интересов государства………………..5
  • понятие национальных интересов государства …….…………...…………..5
  • средства и методы реализации национальных интересов .………………..10
  1. Национальные интересы России на современном мире………………...…14
  • национальные интересы во внутренней политике....………………………14
  • национальные интересы в сфере международных отношений..............…..19

Заключение.………………………………………………………….…...……....24

Источники и литература....…………………….………………….…………….25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Категория «национальный  интерес» является одной из основных и наиболее распространенных в системе понятий геополитики. Сама сфера межнациональных отношений нередко рассматривается, как своеобразное поле социального конфликта и взаимодействия различных национальных интересов, в рамках которого и осуществляется (или не осуществляется) их реализация.

Объектом исследования данной работы являются национальные интересы России на современном этапе развития общества с точки зрения современной социологической науки.

Предметом исследования представленной работы является политика, проводимая со стороны российского государства по защите своих национальных интересов в современных условиях.

Согласно Конституции  Российской Федерации Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, а также как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Поэтому именно Президент России выстраивает и определяет национальные приоритеты и интересы страны, стратегию ее развития и взаимоотношений с другими странами. Долгое время основой внешне- и внутриполитического курса России была Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 году. Однако Россия уже совсем другая и перешагнула переходный период, который был в 90-е годы ХХ века.

За прошедшие годы изменилась не только Россия, но и весь мир, существенно изменилась обстановка в мире, изменились угрозы. Ряд угроз  потерял былую актуальность, но появились  и новые. Кроме того для развития внутренних и внешних конкурентных позиций России требовалось уточнение государственной политики, в которой обеспечение национальной безопасности на долгосрочную перспективу должно было быть взаимоувязано с устойчивым социально-экономическим развитием страны. Основы такой политики были представлены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», которая была утверждена в качестве основополагающего документа 13 мая 2009 года.

Отличие данного документа  от предыдущей Концепции национальной безопасности заключается в том, что, во-первых, Концепция на момент её принятия в 1997 году формулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения национальной безопасности, уточнялся порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, а также оценки их результативности в такой сложной области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности. По сути, Стратегия это своего рода анализ сильных и слабых сторон России, ее возможностей и угроз со стороны внешнего мира.

Ещё один момент, немаловажный в сегодняшней жизни России, Стратегия  – это открытый, публичный документ, это документ, который имеет общенациональный характер, и, как отмечал Президент  России Д.А. Медведев, «не может быть реализован только усилиями власти, в достижении целей и приоритетов Стратегии необходимо участие всего общества».

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА

 

Понятие национальных интересов государства

 

Национальные  интересы - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества. Национальные интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества.

Данные стремления граждан воплощаются в концепцию (доктрину) национального интереса, конкретное содержание которой также  определяется преимущественно объективными параметрами, такими, как:

- геополитическое положение государства на мировой арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредственную угрозу для национально-государственных интересов страны;

- положение  в системе международных экономических  отношений, степень зависимости  от внешних рынков, источников сырья, энергии и т.д.;

- общее состояние  системы международных отношений,  преобладание в ней элементов  соперничества или партнерства,  силы или права.

При изучении национальных интересов государства четко  просматриваются два ее аспекта: внутренний, основанный на осознании общности (с точки зрения нации в целом) интересов различных социальных слоев и групп, и внешний. Большинство современных западных исследователей концентрируют свое внимание на внешнеполитической стороне национально- государственных интересов. Общность или сопряженность национальных интересов воспринимается ими, как нечто данное и само собой разумеющееся. По всей видимости, это является отличительной особенностью стабильных, уравновешенных социально-экономических систем, а также «органических» этапов исторического развития общества. Здесь сказываются также глубокие традиции гражданского общества и политическая культура, требующие от любой политической силы и движения безусловного следования сложившимся представлениям о национально-государственных интересах страны. Иначе у них просто нет шансов на сколько-нибудь массовую поддержку и влияние.

Ситуация, наблюдаемая  в современной России, принципиально  отличается от описанной выше. Наша страна переживает процесс радикальных преобразований при отсутствии четко зафиксированного их вектора. Состояние общественных умов крайне хаотично и подвержено достаточно беззастенчивому манипулированию. Ни о гражданском обществе (в строгом значении этого слова), ни о политической культуре в нашей стране говорить вообще не приходится. Но все это как раз и, придает проблеме изучения национально-государственных интересов России особую актуальность, причем при рассмотрении ее внутреннего и внешнего аспектов акцент должен быть сделан на внутреннем - на осознании реальности неких общих интересов, стоящих выше интересов различных классов, социальных слоев и групп.

С изменением объективных  реальностей, потребностей общества в  сфере международного общения может  меняться и содержание национальных интересов. В действительности же при определении конкретного содержания национальных интересов необходимо исходить из существования в объективной реальности, как относительно стабильных (меняющихся лишь в течение десятилетий), так и переменных, подверженным частым сменам, величин.

Наиболее сложно найти «формулу» национального  интереса для общества, меняющего концепцию собственного развития или же расколотому по социальному, этническому или географическому признаку, иначе говоря, для общества, где не сложился или разрушился консенсус большинства по коренным вопросам его жизни и развития. Смена строя - переход от тоталитаризма к демократии, например, хотя может и не сказываться на геополитическом положении государства, также вызывает пересмотр взглядов на содержание его национальных интересов. Так, для тоталитарного государства свойственно стремление к максимально высокой степени контроля над всеми сферами жизни общества, в том числе и экономической.

Безопасным  и стабильным считается лишь такое  развитие, которое обеспечивается собственными ресурсами, на базе полной (или частичной) автаркии. Переход к демократии и рыночной экономике, как правило, порождает стремления к открытости, участию в международном разделении труда, формированию отношений взаимозависимости в экономической сфере с другими государствами, которая в тоталитарном обществе воспринимается как односторонняя зависимость, угроза национальной безопасности. Проблема здесь состоит в том, что концепция национального интереса формулируется и может быть реализована только, как общенациональная доктрина, разделяемая и поддерживаемая большинством общества. Однако на практике такой полный консенсус труднодостижим по следующим причинам.

Во-первых, в  оценке объективных параметров и  реальностей, лежащих в основе определения национальных интересов, неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологические мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соответственно, у оппозиции проводящемуся курсу всегда есть возможность поставить под сомнение адекватность избранной доктрины объективному содержанию национальных интересов.

Во-вторых, на политический выбор государства влияют различные  группы давления, отражающие объективно существующие в большинстве обществ расхождения в определении внешнеполитических приоритетов государства, содержании его национальных интересов. Подобные расхождения присущи и нормально развивающимся странам, они связаны, например, со спецификой интересов различных социальных, половозрастных, этнических, конфессиональных групп, различных фракций деловых кругов, особенностями развития отдельных регионов внутри государства и т.п.

Общенациональное  согласие достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития государства, скажем ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы. Для определения степени целеустремленности действий государства на международной арене важна не только его абсолютная мощь (военная, экономическая), но и показатели наличия у него «национальной стратегии», опирающейся на четкое понимание национальных интересов, а также «национальной воли» - способности общества разделять и поддерживать понимание этих интересов.

Проблема соответствия национальных интересов, в том виде в каком они определяются государством, действительным интересам общества стала особенно острой в XX веке, который дал немало ярких примеров того, как попытки реализовывать найденную формулу национального интереса приводили к неудачам, а то и катастрофам. Одним из ярчайших примеров стал – СССР, измотавший свои силы в "холодной войне", в значительной мере порожденной его стремлениями обеспечить единоличное торжество в мировом масштабе тех идей и принципов, на которых строилось само советское общество того времени.

Противоречия между объективными интересами общества (нации, народа) и концепцией национальных интересов (или доктриной, на основе которой определяется внешнеполитическая и военно-политическая стратегии) в некоторых случаях выступают продуктом субъективных просчетов правительств. Чаще, однако, речь идет о причинах, связанных с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем идеологией.

СССР, сложившийся не как  обычное государство, ориентированное  на обеспечение собственных интересов, а как база «мировой революции», руководимая КПСС, которая всегда исходила из того, что прочность советского строя находится в прямой зависимости от развития революционных процессов во всем мире, также был обречен на противостояние с другими государствами, народы которых не разделяли социалистических ценностей. Иначе говоря, интересы СССР в том виде, как они официально формулировались и реализовывались, несмотря на то, что они несколько десятилетий разделялись и принимались советским обществом, объективно были иллюзорными. Следование курсом, основанным на «пролетарском интернационализме», усугубляло противостояние в «холодной войне» с США, что подрывало и уровень жизни советского населения, и шансы на его повышение, увеличивало степень опасности, связанной с ядерной угрозой и для СССР, и для всего мира.

Можно заключить, что общество, природа которого порождает интересы, в принципе не реализуемые или же чреватые наступлением национальной трагедии, в основе своей нежизнеспособно. Представляется далеко не случайным, что попытка пересмотреть понимание интересов СССР на мировой арене, предпринятая М.С. Горбачевым, в конечном счете, завершилась распадом государства и крахом самой советской политической системы. Эта попытка исходно была не связана с пересмотром курса советской внешней политики, на уровне деклараций речь шла лишь об изменении средств реализации ее целей (без гонки вооружений, без военного противостояния блоков и т.д.).

И все же, важно подчеркнуть, что национально-государственные интересы неотделимы от всей истории страны, сколь бы древней и противоречивой она не была, от сложившихся на протяжении веков культуры, традиций, системы ценностей и духовного склада ее населения.

Информация о работе Национальные интересы России в современном мире