Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ. Перспективы развития федеративных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, в свою очередь выступающих как относительно самостоятельные государственные образования. Федеративные государства стали прогрессивной формой решения вопроса территориально-политической организации общества.
Разделение предметов ведения и компетенции – важный и необходимый элемент в определении федеративной природы государства с точки зрения разделения власти. Главное, составляющее природы федеративного государства – это взаимоотношения целостного, но сложноорганизованного объединения и его составных частей-субъектов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие и сущность федерализма как формы государственного устройства
Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации.
Экономические.
Политические.
Глава II. Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ. Перспективы развития федеративных отношений.
2.1.Проблема суверенитета
2.2.Проблема межнациональных отношений
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Региональная экономика курсовая.docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I. Понятие и сущность федерализма как формы государственного устройства

  1. Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации.
    1. Экономические.
    2. Политические.

Глава II. Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ. Перспективы развития федеративных отношений.

2.1.Проблема суверенитета 

2.2.Проблема межнациональных  отношений

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства  в такой форме, которая, обеспечивая  единство и согласованное функционирование государства как целостной организации  политической власти, допускает существование  и развитие в его пределах структурных  единиц, в свою очередь выступающих  как относительно самостоятельные  государственные образования. Федеративные государства стали прогрессивной  формой решения вопроса территориально-политической организации общества.

Разделение предметов  ведения и компетенции – важный и необходимый элемент в определении  федеративной природы государства  с точки зрения разделения власти. Главное, составляющее природы федеративного  государства – это взаимоотношения  целостного, но сложноорганизованного  объединения и его составных  частей-субъектов.

Российская Федерация  – это молодое федеративное государство, где процесс развития федеративных отношений имеет свои особенности  и протекает с осложнениями. На сегодняшний день стране приходится одновременно решать ряд серьезных  социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Нерешенность указанных проблем федерализма России определяет актуальность темы. Также важным этапом в строительстве прочного и стабильного федеративного государства в РФ является процесс разделения предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и субъектами федерации, однако, и здесь имеются определенные сложности.

 

Для достижения цели моей курсовой работы мне не обходимо решить ряд  задач:

  • изучить сущность и понятие федерализма в Российской Федерации;
  • определить Общие проблемы федеративного устройства;
  • рассмотреть Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и сущность федерализма как формы государственного   устройства

 

Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный»  имеют общий корень и происходят от латинского «feodus», что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза. Следовательно, исходный смысл федерации или конфедерации заключатся в том, что они создаются и функционируют на основе соглашения между субъектами, вступающими в определенный союз.

Переходя непосредственно  к понятию «федерация», то существует несколько трактовок данного  термина:

– это форма государственного устройства, предполагающая образование единого государства из нескольких государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью;

– это политико-правовой механизм, защищающий местные сообщества от тирании центрального правительства;

– это средство демократизации, поскольку позволяет населению участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти;

– это метод повышения  эффективности государственного управления.1

Конституционно правовой статус России как федеративного  государства определяется федеральной  Конституцией 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

При этом приоритетное значение в определении правового статуса  федерации, ее субъектов принадлежит  Конституции РФ. Федеративный договор  от 31 марта 1992 г. «исходит из исторического факта существования Российского государства» и ставит целью только перераспределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов.

Тексты трех Договоров  между федеральными органами власти и органами власти республик в  составе федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и автономной области, автономных округов (которые в совокупности и принято  называть Федеративным договором) были одобрены VI Съездом народных депутатов  России и вошли в текст Конституции  Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 г.

Федерализм в России является основой конституционного строя. В составе Российской Федерации находятся следующие субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская  Республика – Чувашия;

Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская  область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская  область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская  область, Калужская область, Кемеровская  область, Кировская область, Костромская  область, Курганская область, Курская  область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская  область, Новгородская область, Новосибирская  область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург  – города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Усть-Ордынский  Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский  автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.2

Конституции РФ, Федеральным  конституционным законом от 21.07.2007 №5-ФКЗ установлено, что с 1 марта 2008 года образуется новый субъект  Российской Федерации – Забайкальский  край – в результате объединения  Читинской области и Агинского  Бурятского автономного округа (статья 1), которые прекращают существование  в качестве субъектов Российской Федерации с 1 марта 2008 года (статья 4).3

Таким образом в настоящее время РФ включает 86 субъектов федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). 

Указанные два принципа организации  субъектов федерации (национально-территориальный  и территориальный) – также существенные характеристики федеративного устройства России. Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами – экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия – и это хотелось бы подчеркнуть – создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации.

1.1 Экономические

В соответствии с ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся «вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами»,4 а по п. 6 ст. 11 Договора Российский Федерации с Татарстаном от 15 февраля 1994 г. эти вопросы уже отнесены к исключительному ведению Татарстана!

Нельзя не заметить весьма опасных тенденций поэтапного наращивания  договорного неравноправия субъектов  Федерации.

Так, например, Республика Саха - Якутия в 1993 г. подписала с Россией  соглашение, в соответствии с которым  в ее исключительную собственность  передается 11 % добываемого золота, 20% алмазов.5

Однако при этом было забыто о том, что именно Россия открыла  богатые сибирские месторождения  и вложила огромные людские и  материально-финансовые средства в  их освоение.

В 1993 г. Татарстан навязал  России подписание трех межправительственных соглашений. Одно из них предоставляет  Татарстану право экспортировать продукцию  военных заводов, которые никогда  ему не принадлежали; другое - дифференцирует собственность, расположенную в  Татарстане, на три категории:

    • на принадлежащую Татарстану полностью;
    • на подлежащую совместному использованию;
    • на находящуюся в ведении России, как правило данные предприятия являются убыточными.

По Договору от 15 февраля 1994 г. Татарстану предоставлено право  распоряжаться добычей нефти и газа, определять перечисления в федеральный бюджет, которые не превышают 1-2% от налога на прибыль, тогда как другие республики перечисляют в настоящее время 10%, а края и области - 50%.6

Неравноправие субъектов  неизбежно будет сказываться  и уже сказывается на неравноправии  граждан. И это логично, так как  если кому-то выделено больше нефти, газа.

Многие договоры, которые  подписаны субъектами федерации  с Россией, не отличаются принципиальностью  и идентичностью.

Так, например, в одних  договорах акцент делается на то,

    • что республики являются государствами в составе Российской Федерации или являются субъектами Федерации (см. договоры с Кабардино-Балкарской Республикой от 1 июля 1994 г.7; с Республикой Бурятия от 29 августа 1995 г.8);
    • в других этот вопрос обходится молчанием (см. Договор с Республикой Коми от 22 марта 1996 г.);
    • в-третьих виден недвусмысленный вывод о том, что республика не является субъектом Федерации (см. Договор с Республикой Татарстан).

По-разному в договорах  Федерации с республиками решаются вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, лесными  и другими природными ресурсами.

В ряде договоров все это  отнесено безо всяких оговорок к исключительному  ведению республик (см. Договор с  Республикой Татарстан), в других - содержатся самые различные оговорки (см. Договор с Республикой Башкортостан).

Привилегии и льготы, выторгованные  некоторыми субъектами Федерации, позволяют  им не участвовать в равной мере с другими субъектами в решении  общероссийских дел.

Независимо от желания  или нежелания федеральных властей  созданный прецедент неизбежно  будет распространяться и на другие субъекты.

1.2 Политические

Можно ли говорить о политическом равноправии субъектов Федерации, когда республики, например, наделены правом иметь свои конституции, а другие субъекты - лишь уставы?

О политическом неравноправии  свидетельствуют и претензии  республик на верховенство своих  законов по отношению к федеральным. Например, в ст. 59 Конституции Республики Татарстан зафиксировано: «Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан».9

Политическое неравноправие  граждан проявилось в момент самоопределения  республик и при решении вопроса  об их названии. Так, в ст. 69 Конституции  Республики Башкортостан говорится: «Республика  Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации  на самоопределение...».10

Здесь надо напомнить, что  башкиры составляют менее 22% населения  республики.

Статья 1 Конституции Тывы закрепляет за республикой право  свободного выхода из состава Российской Федерации, а п. 11 ст. 62 предоставляла  этой республике право решать вопросы  воины и мира. Невольно возникает  вопрос: с кем и зачем собиралась воевать Тыва?!

 

Стоит процитировать ряд  положений Конституции Республики Татарстан, с которыми принципиально  невозможно согласиться, так как  они явно противоречат принципу равноправия  субъектов Федерации и самому федерализму. Так, в ст. 61 записано: «Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российский Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения», а ст. 62 идет еще дальше: «Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права...». По Конституции Татарстана все органы государственной власти этой республики не имеют никакого отношения к органам государственной власти России.

Информация о работе Механизм реализации основных принципов федерализма в РФ. Перспективы развития федеративных отношений