Конституция Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

Современная Конституция Японии была принята парламентом 24 августа 1946 г. и вступила в силу с 3 мая 1947 г., когда страна еще находилась под оккупацией вооруженных сил США и управлялась американской администрацией. Вопрос об отношении к действующей Конституции на всем протяжении послевоенной истории Японии был главным "водоразделом" для всех политических сил страны. "Гордость японского народа", или "пособие по самоубийству, именуемое Конституцией" - столь широк разброс мнений в японском обществе в оценке современной Конституции.

Файлы: 1 файл

япония.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1

Современная Конституция  Японии была принята парламентом 24 августа 1946 г. и вступила в силу с 3 мая 1947 г., когда страна еще находилась под оккупацией вооруженных сил  США и управлялась американской администрацией. Вопрос об отношении  к действующей Конституции на всем протяжении послевоенной истории  Японии был главным "водоразделом" для всех политических сил страны. "Гордость японского народа", или "пособие по самоубийству, именуемое  Конституцией" - столь широк разброс  мнений в японском обществе в оценке современной Конституции. Конституция, насчитывающая по возрасту немногим более 60 лет, из ныне действующих 178 конституций  мира является 15-й по старшинству. Однако, конституционные дебаты, ведущиеся  в настоящее время в Японии, имеют право на особое внимание. Парламентские советы по изучению Конституции  призваны стать широким официальным  форумом по изучению и обсуждению ныне действующего Основного закона. Принципиально важной особенностью статуса советов, отличающей их от постоянных комитетов Парламента, является отсутствие у них права законодательной  инициативы, т.е. подготовленные ими  документы не могут непосредственно  вноситься на рассмотрение Парламента в качестве законопроектов. В активное обсуждение проблем, связанных с  попытками ревизии Конституции, включились средства массовой информации Японии. Ведущие газеты страны по направленности своих передовиц сразу разделились  на два лагеря – "за" и "против" пересмотра. "Форварды" японской прессы "Иомиури симбун" и "Санкэй симбун" приветствовали шаги в направлении пересмотра Конституции, не менее популярные "Майнити симбун" и "Асахи симбун" заявили о своих опасениях, связанных с возможностью ее пересмотра. "Иомиури симбун" даже опубликовала собственный проект нового Основного закона, занявший несколько полос газеты. Таким образом, вопрос о реформе Конституции оказался в фокусе внимания общественности Японии, ее политиков, правоведов, миллионов обычных граждан. 
 
Конституция гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть. Формально Япония остается конституционной монархией, но отныне монарх не может влиять на принятие и осуществление законов. Народ осуществляет свою власть через демократически избираемый парламент и формируемые им и ответственные перед ним органы исполнительной власти. Естественно, что Конституция гарантирует гражданам буржуазно-демократические права и свободы - слова, совести, митингов, демонстраций, личную неприкосновенность и равноправие, независимость судебной власти и т. д. Важное значение для Японии имела ст. 9 Конституции, согласно которой Япония отказалась от права ведения войны как права нации, от обладания собственными вооруженными силами; Конституция не признает за японским государством права ведения войны. Таким образом, Конституция 1947 г. законодательно закрепила победу в Японии буржуазной демократии, а некоторые ее положения, как, например, ст. 9, значительно опередили свою эпоху. 
 
Выше упоминалось, что в современной Японии статус императора определяется Основным законом как символ государства и единства народа; император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти; все его действия в государственной сфере могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность. Исследователи справедливо сравнивают современную японскую монархию с английской. Консерваторы стремятся законодательно и идеологически поднять роль императора в обществе. Однако их усилия лежат пока целиком в идеологическом русле, их непосредственная цель - формирование общественного мнения с целью упрочения авторитета института японской монархии. В своей деятельности они апеллируют к традициям довоенной Японии. 
 
В Японии, как и в других странах мира, власть монарха обосновывалась "божественным провидением", "мандатом небес" и противопоставлялась власти, основанной на воле людей. Постулат божественного происхождения и личной "богочеловечности" императора наиболее непосредственно и полно выражается мифологией японской автохтонной религии - синто. Идеологическая традиция Японии всегда была акцентирована на уникальность японских институтов, включая монархию, подчеркивала их "внеисторичность". Усилия консерваторов, соответственно, нацелены на то, чтобы исподволь подготовить реставрацию традиций и институтов довоенной Японии. С 1967 г. в стране официально празднуется "День основания империи (Кигэнсэцу)"" - 11 февраля. Это мифологическая дата: якобы в этот день в 660 г. до н. э. на японскую землю сошел с неба первый легендарный император Дзимму-тэнно, внук богини солнца Аматэрасу-омиками, он основал государство и положил начало императорской династии, правящей Японией доныне. Таким образом, мифы синтоизма снова "воссоединяются" с государством. 
 
Однозначная оценка процессов укрепления института монархии в Японии вряд ли возможна. С одной стороны, подобное продолжение и развитие послевоенного "обратного курса" вызывает тягостные воспоминания как в самой Японии, так и в окружающих ее странах о трагическом историческом прошлом. С другой стороны, огульное осуждение всего, что представляет собой монархические традиции Японии, было бы абсурдным: исторический опыт и Европы, и Азии свидетельствует, что на смену разрушенной монархии зачастую приходит не демократия, а анархия, а с ней - варварство и узурпация власти различными кликами. Пока реабилитация японской монархии происходит только в рамках государственно-идеологических функций, она способна играть роль важного социализирующего фактора современного японского общества. 
 
Другим узловым пунктом дискуссий по Конституции в Японии является девятая статья. Она образует отдельную главу "Отказ от войны", которая провозглашает, что искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается. 
 
Очевидно, что Основной закон страны стоит препятствием на пути тех сил, которые хотели бы вернуть вооруженное насилие в арсенал средств внешней политики Японии. Энтузиастами пересмотра Конституции и устранения из нее девятой статьи являются Либеральная партия и Либерально-демократическая партия Японии. В последнее десятилетие они в своей аргументации в пользу ремилитаризации Японии чаще всего ссылаются на опыт международных конфликтов последних лет, инцидент с вторжением северокорейского судна в территориальные воды Японии. Также популярен аргумент, используемый и центристскими партиями, Демократической и Комэйто, о необходимости участия Японии в миротворческих акциях ООН. Им оппонируют Социалистическая и Коммунистическая партии Японии, выступающие за сохранение действующей Конституции.

Парламент

 
 
Парламент состоит из палаты представителей и палаты советников. Обе палаты формируются из депутатов путем  всеобщих выборов. Парламент является верховным органом государственной  власти и единственным законодательным  органом государства. Выражение "верховный  орган" государственной власти отнюдь не означает, что он обладает господствующими  полномочиями над органами исполнительной и судебной властей. В политической системе, этим выражением подчеркивается, что парламент является единственным органом, связанным с народом  через выборы. Под выражением "единственный законодательный орган" подразумевается, что, в принципе, законодательными полномочиями обладает только парламент и что  законы принимаются только решением парламента. Конечно, не допускается  принятие законов, противоречащих Конституции. Как исключение по данному принципу, право принятия правил предоставлено  обеим палатам и Верховному суду, а право принимать постановления  – муниципалитетам. Исполнительными  органами могут устанавливаться  только те правила, принятие которых  им поручено на основе законов. Палата представителей формируется из 500 депутатов. Из них 300 депутатов выбираются из 300 малых избирательных округов, на которые разделяется вся страна, а остающиеся 200 депутатов – из 11 больших избирательных округов, пропорционально числу голосов, набранных каждой политической партией. Депутаты палаты представителей избираются на 4 года, но они могут быть смещены  до истечения срока. Палата советников формируется из 252 депутатов сроком на 6 лет. Из них 100 депутатов выбираются пропорционально числу набранных  каждой политической партией голосов, а оставшиеся 152 депутатов – из многомандатных округов, единицами  которых являются префектуры. Каждые 3 года переизбирается половина депутатов, и для этой палаты нет роспуска. 
 
Поскольку принята двухпалатная система, бывают случаи, когда мнения в двух палатах расходятся. Поэтому Конституцией определено, что Палата представителей имеет превосходство в принятии решений, как, например, вынесение резолюции по законопроектам, бюджету, или назначение премьер-министра. Основанием для этого считается то, что палата представителей теснее связана с народом. В парламенте имеется несколько вспомогательных органов, которые поддерживают его деятельность. Государственная парламентская библиотека является одним из этих органов, она предоставляет парламенту такие услуги, как оценка законопроекта, экспертиза законодательства, экспертиза правовой системы. Палата советников по замыслу творцов Конституции призвана играть роль стабилизирующего начала, умеряя и нивелируя колебания политического курса в нижней палате. Существо предлагаемых сторонниками реформы парламента преобразований заключается в том, чтобы ограничить прерогативы Палаты советников, перераспределив частично ее правомочия в пользу нижней палаты. В частности, круглый стол по определению будущего облика Палаты советников, действующий при этой палате, внес предложение о двух нововведениях. Первое, предлагается, чтобы законопроекты, отклоненные и возвращенные Палатой советников на доработку в нижнюю палату, при переголосовании в нижней палате принимались бы одобрением большинства не в 2/3 голосов, как предусмотрено ныне, а простым большинством. Второе, предлагается изменить порядок назначения премьер-министра с тем, чтобы его назначение осуществлялось не обеими палатами, как ныне, а исключительно нижней палатой Парламента. 

1.3 Порядок избрания  премьер-министра

 
 
Сходные тенденции просматриваются  и в вопросе о порядке избрания премьер-министра страны – это еще  одна тема конституционных дебатов. Согласно Конституции 1947 г., демократически избираемый двухпалатный Парламент  выдвигает из своих рядов премьер-министра, который формирует Кабинет. Большинство  министров также должны быть назначены  из числа депутатов Парламента. Кабинет  несет ответственность перед  Парламентом. Если нижняя палата парламента выносит вотум недоверия Кабинету, то либо сама палата подвергается роспуску, либо Кабинет уходит в отставку. 
 
Сегодня в Японии звучат предложения ввести порядок избрания премьер-министра посредством всеобщих выборов, а заодно расширить полномочия премьер-министра. Подобные предложения трудно считать последовательно демократическими: они не лишены двусмысленности. Демократические права граждан должны быть уравновешены их ответственностью, а также быть увязаны со способностью граждан принимать компетентные решения, т. е. их правовой дееспособностью в самом высоком смысле слова. Предлагаемое в Японии нововведение, на первый взгляд, - широкая и непосредственная демократия - может иметь следствием ослабление контроля над исполнительной властью со стороны политических партий, профсоюзов, массовых организаций, т. е. кадров профессиональных политиков, и, наоборот, расширит возможности манипуляции массовым сознанием со стороны финансовых и масс-медийных магнатов. В целом общество может получить в результате подобной реформы административную власть более далекую от интересов граждан, чем сегодня. 
 
Таким образом, в правовой и социально-политической жизни современной Японии обнаруживается глубоко парадоксальное явление: процветающая страна с высокоразвитой рыночной экономикой и устоявшейся либерально-демократической системой общества и государства, находящаяся в зените своего процветания, ставит в повестку дня формирование более традиционной, авторитарной общественно-политической системы. Анализ данного феномена необходим, чтобы объективно оценить глубину и силу этой тенденции, ее перспективы на будущее.

равовая система Японии в целом характеризуется гражданским, демократическим характером, она смогла обеспечить прогрессивное развитие страны в послевоенный период, в настоящее время она совершенствуется чтобы идти в ногу с переменами в обществе и мире. Гражданские правоотношения, семейные и имущественные, регулируются на основе Гражданского кодекса, принятого в 1898 году и существенно ревизованного в 1947 г., ряда "специальных законов", а также обновлённого гражданско-процессуального кодекса, принятого в 1996 году и вступившего в действие в 1998 г. По мнению некоторых учёных, в Японии ещё недостаточно развито обобщение норм регулирования экономических отношений. Новый процессуальный кодекс должен значительно ускорить судебное рассмотрение гражданских дел. 
 
Торговый кодекс Японии действует с 1889 года, он неоднократно пересматривался и дополнялся "специальными законами", поскольку сферы бизнеса постоянно обновляются и расширяются. 
 
Единого кодекса законов о труде в стране не существует, регулирование трудовых отношений, коллективных и индивидуальных, основывается на множестве законов. В Японии сравнительно развита система социального обеспечения - пенсионного, здравоохранения, благосостояния. 
 
Действующий Уголовный кодекс вступил в силу в 1908 году, многократно ревизовался. Некоторые преступления предусмотрены не УК, а "специальными законами" (их около 30), а также уголовно-правовыми нормами неуголовного законодательства и нормативными актами местного значения. По уровню преступности Япония считается одной из самых благополучных стран мира. 
 
Уголовно-процессуальное законодательство отличается широким применением непринудительных мер на стадии расследования. Однако судебное разбирательство в стране характеризуется затяжным характером.

 

Вопрос 2

Исполнительная власть принадлежит  кабинету министров. Как было сказано  выше, премьер-министр выдвигается  парламентом. В течение продолжительного времени премьер-министром назначался лидер политической партии, имевшей парламентское большинство, но в 1993 году, несколькими политическими партиями впервые был создан каолиционный кабинет. Кабинет министров несет коллективную ответственность перед парламентом. Кабинет формируется из государственных министров и возглавляется премьер-министром. Премьер-министр и другие министры должны быть гражданскими лицами. Термин "гражданское лицо" предполагает, что это лицо, не бывшее в прошлом профессиональным военным или носителем милитаристской идеологии, и не состоящее на службе в силах самообороны. Кабинет министров является коллегиальным органом. Поэтому решения принимаются единодушно на совещании, называемом "заседанием кабинета". Единодушное принятие решений обосновывает солидарную ответственность кабинета министров перед парламентом. Присутствие возражающего министра означает разобщенность кабинета, и это может стать поводом для привлечения к ответственности перед парламентом Заседания кабинета министров проводятся в закрытом порядке. Имеются регулярные заседания, проводимые 2 раза в неделю, чрезвычайные заседания и заседания с обходом, где решения принимаются без совещания, а в результате опроса каждого министра. Кабинет министров выполняет нижеследующие функции: общее ведение государственных дел (исполнение общих административных дел); добросовестное проведение в жизнь законов и скоординированное выполнение государственных дел; проведение внешней политики; заключение международных договоров; организация и руководство государственной службой (исполнение формальностей связанных с государственными служащими); составление бюджета и представление его парламенту; принятие постановлений (издание правительственных указов); принятие решении об амнистиях; предоставление советов императору и одобрение его действий, относящихся к делам государства; выдвижение председателя Верховного суда и назначение других судей; роспуск палаты председателей. Премьер-министр, как глава кабинета министров, может назначать министров, смещать их по своему усмотрению, а также обладает правом согласия на привлечение министров к судебной ответственности. Помимо этого, премьер-министр обладает правом представительства кабинета и правом контроля административных органов, т.е. ему поручены широкие полномочия с целью обеспечения сплоченности кабинета.

ри кабинете министров имеются секретариат, юридическое управление, государственная палата по делам кадров и совет национальной обороны, которые созданы с целью оказания поддержки его деятельности. Секретариат кабинета министров выполняет такие работы, как упорядочение принятых решений, общая координация, сбор информации. Функции секретаря выполняет государственный министр. Юридическое управление занимается экспертизой и составлением законопроектов и постановлений. Государственная палата по делам кадров занимается руководством кадрами государственной службы. Все лекторы, исключая меня, принадлежат к государственной палате по делам кадров. Совет национальной обороны является органом, рассматривающим вопросы обороны. 
 

2.4 Органы исполнительной  власти Японии. Канцелярия премьер-министра  и министерства

 
 
Административный аппарат страны имеет систематичную структуру  и состоит из органов исполнительной власти, осуществляющих, под общим  контролем кабинета министров, определенную уполномоченную деятельность. В соответствии с Законом о структуре государственного административного аппарата, органы исполнительной власти центрального правительства  включают канцелярию премьер-министра, министерства, советы и управления и организационную структуру, сфера  деятельности которых определена законодательством. Законы устанавливаются парламентом. Это означает, что кабинет министров  не может изменить эту структуру  по своему усмотрению. 
 
Законы, определяющие структуру органов исполнительной власти и их сферы деятельности, называются учредительными законами. В этих учредительных законах определено только общее содержание деятельности каждого органа, что обеспечивает гибкий подход в новых ситуациях. С другой стороны, это иногда становится причиной возникновения борьбы за полномочия между министерствами. Канцелярия премьер-министра, а также министерства, учреждены в качестве органов, осуществляющих административные функции под общим контролем кабинета министров, а советы и управления созданы, как независимые учреждения при министерствах и канцелярии. Главой канцелярии премьер-министра является премьер-министр, который назначает глав министерств из состава государственных министров. 
 
Тот факт, что государственные министры совмещают свои функции с функциями министра того или иного министерства, обеспечивает тесную взаимосвязь между кабинетом министров, министерствами и управлениями. Однако с другой стороны, часто указывается тот факт, что когда государственный министр занимает пост министра того или иного министерства, он начинает представлять только интересы своего министерства. К тому же, по парламентско-кабинетной системе, принятой в стране, кабинет министров в значительной мере зависит от политической ситуации в парламенте. Продолжительность существования кабинета составляет в среднем 2-3 года, что является сравнительно коротким сроком. Поэтому министру приходится идти в отставку именно тогда, когда он начинает привыкать к работе главы министерства, и он не может в полной мере проявить себя как руководитель. Министр того или иного министерства проводит общее руководство по деятельности своего органа и контролю служебных обязанностей служащих. Кроме того, он наделен правом составления законопроектов и правительственных указов, принятия нормативных актов и выдачи указаний нижестоящим органам. Теоретически, все министерства находятся на равных правах, но на практике считается, что исходя из своей истории и содержания полномочий, Министерство финансов, МИД, Министерство внешней торговли и промышленности и Министерство по делам самоуправления располагаются на более высоком уровне, по сравнению с другими министерствами и ведомствами. Такие министерства, как Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности, Министерство самоуправления, Министерство строительства, Министерство транспорта и Министерство здравоохранения и соц.обеспечения, имеют характер министерств, определяющих направления политики, и естественно, что они обладают мощными полномочиями и крупным бюджетом. Можно сказать, что среди вышеуказанных министерств, Минфин, определяющий размер бюджета каждого министерства, по своей сути стоит выше других министерств.

Информация о работе Конституция Японии