Гражданское общество и его отношения с социальным государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

. Основной задачей контрольно-курсовой работы является исследование отношений гражданского общества и социального государства, а также оценка этих отношений на современном этапе. Данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как российское государство, формально определённое в конституции как правовое и социальное, пока находится только на стадии формирования гражданского общества и социального государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и сущность гражданского общества 4
2 Понятие и сущность социального государства 9
3 Правовое социальное государство и гражданское общество 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

Социальное государство.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

 Главная  задача социального развития  российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Таким образом, поставлена задача построения такого государства, которое отвечало бы всем мировым критериям достойной и свободной жизни человека. Пока же наша страна находится лишь на начальном этапе такого социального развития. Однако следует иметь в виду, что решение проблем социального государства возможно при наличии политической воли руководства государства и, прежде всего, законодательного органа, который должен установить минимальную заработную плату не микроскопическую, а выше минимального прожиточного уровня, как это сделано во всех цивилизованных странах. В равной мере это относится и к пенсиям, которые в среднем в два раза ниже минимального прожиточного уровня.

Говоря  о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему  присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства  налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно  выделить специфические направления деятельности социального государства –  специфические функции, к которым относятся:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  2. охрана труда и здоровья людей;
  3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  10. забота о сохранении мира в обществе.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать  вывод, что социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

Становление социального государства – это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

Социальное  государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества – стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.  

3 Правовое социальное государство и гражданское общество

В последнее  время многие авторы в качестве устойчивого  признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.

В целом  гражданское общество отдает приоритет  правам и свободам человека, повышению  качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество невозможно без правового государства, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

Конструктивным  ответом на несовершенство правового  государства в его классическом либеральном варианте явились теория и практика социального государства. Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу "хлеба и зрелищ".

Деятельность  современного социального государства  многогранна. Это перераспределение  национального дохода в пользу менее  обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Социальное  государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества – стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.

Их единство состоит в том, что оба они  призваны обеспечивать благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека.

Противоречия  же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.

В отличие  от социализма советского типа, который  пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения  благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни  демократические государства стремятся  найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы – на социальном принципе.

Современное государство активно вмешивается  в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии, планирование общественного развития.

Социальное  государство – организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития. В настоящее время социально ориентированное государство сталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства "всеобщего благоденствия".

Теперь  сформулируем некоторые проблемы создания социального государства в России:

  • Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
  • в России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
  • отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
  • не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
  • отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
  • снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное");
  • существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
  • в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
  • в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

Тем не менее, несмотря на трудности, развитие социальной государственности – единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное  государство – это более высокая ступень государственности, государство, служащее интересам общества.  Объектом социальных устремлений государства является человек, его многообразные социальные потребности и интересы, его социальный комфорт и социальное самочувствие. С этой точки зрения, социальная защита человека в самом широком плане и представляет объект воздействия социального государства.

Правовым  является такое государство, в котором  установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).

Социальное  государство нужное явление потому, что оно обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями не доводятся до социальных взрывов, социальных потрясений. В такой стране человек признаётся высшей ценностью. Социальное государство и правовое государство – единое целое в том смысле, что социальное государство это сторона правового государства.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».
    2. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997.
    3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: ИНФРА-М, 2000.
    4. Григорьева И.А. Человек в социальном государстве: согласование интересов. – Спб.: Издательство СпбТУ, 2006.
    5. Григорьева  И.А. Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека. – Санкт- Петербург, 2005.
    6. Волгин Н.А., Грищенко Н. Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. – М.: Дашков и К, 2003.
    7. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. – Москва, 2002.
    8. Нечаева Е. Г. Социальное государство: правовое понимание и практика. – Москва, 2007.
    9. Бочаров Н. П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997.
    10. Родионова О.В. Социальная функция современного государства. – Москва, 2007.

Информация о работе Гражданское общество и его отношения с социальным государством