Государственное управление в административно-политической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости модернизации государственного управления во всех сферах, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Для этого необходимо сначала детально изучить теоретические аспекты и правовую базу каждой области государственного управления. Ввиду этого в последнее время появляется все больше работ, посвященных данной проблематике.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности организации государственного управления в административно-политической сфере.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Сущность государственного управления
§1 Понятие и основные функции государственного управления 4
§2 Принципы и признаки государственного управления 8
Глава I I. Организация государственного управления в административно-политической сфере
§1 Основные направления государственного управления в административно-политической сфере 14
§2 Современные тенденции организации государственного управления в административно-политической сфере 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение                                                                                                              2                      

Глава I. Сущность государственного управления 

§1 Понятие и основные функции государственного управления                  4                                                                        

§2 Принципы и признаки государственного управления        8          

Глава I I. Организация государственного управления в административно-политической сфере

§1 Основные направления государственного управления в административно-политической сфере             14

§2 Современные тенденции организации государственного управления в административно-политической сфере                                                          24                                       

Заключение             27           

Список использованной литературы                      28 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости модернизации государственного управления во всех сферах, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Для этого необходимо сначала детально изучить теоретические аспекты и правовую базу каждой области государственного управления. Ввиду этого в последнее время появляется все больше работ, посвященных данной проблематике.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности организации государственного управления в административно-политической сфере.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1)определить понятие и  основные функции государственного  управления;

2)выделить принципы и  признаки государственного управления;

3)описать основные направления  государственного управления в  административно-политической сфере;

4)описать современные  тенденции организации государственного  управления в административно-политической  сфере;

5)на основе полученных  данных определить значение развития  данной сферы государственного  управления.

Объектом данной курсовой работы является понятие, принципы, признаки, направления и тенденции развития государственного управления в административно-политической сфере. Предмет данной работы – применение знаний о государственном управлении в данной сфере на практике.

Данная курсовая работа состоит  из 2 глав, 4 параграфов, введения, заключения и списка литературы, использованной для ее написания.

Для написания курсовой работы был использован ряд нормативно-правовых актов, таких как Конституция РФ от 12.12.1993, Указ Президента РФ "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" и другие, а также научная и учебная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность государственного управления

§1 Понятие и основные функции государственного управления

Управление - это различные  способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. При этом под управлением  чаще всего понимают воздействие, которое  имеет целевое назначение и при  котором объект поддается регулированию.1

Несмотря на многообразие видов управления, государственное  управление занимает приоритетное положение, поскольку наибольший управленческий потенциал сосредоточен именно у  государства.

Государственное управление относится к области социального  управления, предмет его деятельности - управление людьми и коллективами. «Государственное управление - очень  сложное многогранное общественное явление, характер, возможности и  действие которого определяются людьми».2

Предмет государственного администрирования - прежде всего методы управления, с  помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, то есть методы управления, позволяющие  достигать целей, отличных от цели коммерческой деятельности - получения прибыли.  К целям органа исполнительной власти, кроме специально определенных в  законе целей, можно отнести такую  общую цель - увеличение социального  капитала в обществе (повышения уровня доверия к власти). Так, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, подчеркивалось, что «эффективность государственного управления отражает качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой Правительством...».3

Государственное управление как определенного рода социальная деятельность понимается в широком  и узком значениях. В широком  смысле - это организующая, упорядочивающая  деятельность государства, государственное  регулирование различных общественных отношений путем деятельности любых  государственных органов всех ветвей власти, а также государственных  служащих. В узком (организационно-правовом) смысле - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства, связанная  с реализацией исполнительной государственной  власти как одной из ветвей государственной  власти, осуществляемая системой специальных  государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.4

Особенности, характеризующие  государственное управление:

а) государственное управление - это конкретный вид деятельности по реализации единой государственной  власти, имеющий функциональную и  компетенционную специфику, осуществляемый исполнительно-распорядительными органами государственной власти (органами управления);

б) суть государственного управления заключается в практически организующем характере этого вида деятельности (в желании; умении и способности органов управления организовать практическое исполнение общих предписаний и норм);

в) государственное управление - это подзаконная деятельность административного, исполнительно-распорядительного характера (органы управления осуществляют проведение в жизнь законов и других общих  предписаний президентской и  правительственной власти, используя  юридически властные полномочия; они  исполняют законы, распоряжаясь);

г) государственное управление - это исполнительная деятельность, имеющая непрерывный и циклический  характер, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного  руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.5

Глобальной целью функционирования системы Государственного управления является обеспечение оптимального качества жизни граждан на всей территории государства.6

Выделяют следующие функции государственного управления:

1. Правоисполнительная функция - предопределяется тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция  - является выражением наделения  субъектом исполнительной власти  полномочиями по административному  нормотворчеству.

3. Организационная функция  - проистекает из организационного  характера государственно-управленческой  деятельности, которая постоянно  поддерживается нормами административного  права.

4. Координационная функция  - имеет своей целью обеспечение  разумного и эффективного взаимодействия  всех элементов регулируемой  административным правом сферы  государственного управления.

5. Правоохранительная функция  - обеспечивает как соблюдение  установленного в сфере государственного  управления правового режима, так  и защиту законных прав и  интересов всех участников регулируемых  управленческих отношений.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Принципы и признаки государственного управления

Принципы государственного управления - это основоположные идеи, научные положения данного вида государственной деятельности. Выделяют такие группы принципов государственного управления:

а) социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность). Эта группа принципов характеризуется тем, что она распространяется на все сферы управленческой деятельности, а сами принципы закрепляются, как правило, в Конституции РФ;

б) организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный). Они являются базой  для определения и распределения  компетенции между органами государственного управления, создавая, таким образом, единый механизм государственного управления, который должен функционировать  эффективно, не допуская параллелизма и дублирования;

в) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления (нормативность  деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность  за принятые решения, оперативная самостоятельность). Данная группа принципов направлена на определение содержания деятельности конкретных органов государственного управления, обеспечение действенности  управленческих процедур, эффективность управленческих решений.8

Наряду с делением принципов  на группы наиболее часто предлагается их классификация на виды, а именно:

а) общесистемные: объективности  государственного управления; демократизма государственного управления; правовой упорядоченности государственного управления; законности государственного управления; разделения власти в государственном  управлении; публичности государственного управления;

б) структурно-целевые: согласованности  между собой целей государственного управления по основным параметрам; взаимодополняемости  целей, при которой одна цель содействует  другой; подчиненности частных, локальных  целей общим целям государственного управления;

в) структурно-функциональные: дифференциации и фиксирования функций  путем издания правовых норм и  закрепления управленческих функций  в компетенции органов государственного управления; концентрации, которая  обусловливает необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функций, чтобы его государственно-управленческое влияние действительно широко и  прочно направляло, организовывало и  регулировало объекты управления; комбинирования, направленной на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций  разных субъектов управления не допускала  дублирования и параллельности; достаточного разнообразия, которое требует, чтобы  управленческие функции относительно того или иного объекта управления по количеству и содержанию соответствовали  разным управленческим запросам последнего; соответствия управленческого влияния  реальным требованиям и запросам объектов управления;

г) структурно-организационные: единства системы государственной  власти, которая обеспечивает целостность, согласованность и действенность  государственно-управленческих процессов; территориально-отраслевой, обуславливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и услуг, сферы общественной жизни; разнообразия организационных связей, которые раскрывают вертикальные и горизонтальные организационные взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления; объединения коллегиальности и единоначалия, обусловленной спецификой организационного построения и порядком деятельности органов государственного управления;

д) структурно-процессуальные: соответствия элементов (методов, форм, стадий) управленческой деятельности органов государственного управления их функциям; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности  за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.9

Государственное управление имеет следующие признаки:

1. Государственное управление  представляет собой особый вид  деятельности по осуществлению  государственной исполнительной  власти, которая отличается от  деятельности по реализации законодательной  и представительной власти по  форме, методам и содержанию. Государственное управление - это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

2. Государственное управление  наряду с правоприменением осуществляет  административное правотворчество  (правоустановление).

Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления) правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (правоохранительную деятельность).

3. Государственное управление  осуществляется везде, где возникает  необходимость в обеспечении  исполнения законодательных актов,  а также защиты прав и свобод  граждан (признак всеобщности). Государственное  управление осуществляется в  важнейших сферах жизнедеятельности  государства и общества - хозяйственно-экономическое  строительство, социально-культурная  и административно-политическая  сферы (признак масштабности). Государственное  управление распространяется не  только на принадлежащие государству  объекты, но и на негосударственные  коммерческие и некоммерческие  организации; в последнем случае  имеет место государственное  регулирование посредством управленческих  регулятивных и контрольно-надзорных  процедур.

Информация о работе Государственное управление в административно-политической сфере