Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотрение и анализ деятельности региональных органов власти и управления по улучшению качества жизни населения. Задачи исследования – 1) рассмотрение теоретических основ уровня и качества жизни населения; 2) характеристика государственной политики в области регулирования уровня и качества жизни населения; 3) сущность и направления развития регионального регулирования уровня и качества жизни населения.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе использованы следующие методологические подходы, концепции, принципы: теория социальною статуса; теория социальных потребностей; социологические теории государственного управления и др.

Содержание работы

Введение 3
Раздел I. Теоретические основы уровня и качества жизни
населения 5
Раздел II. Государственная политика в области регулирования
уровня и качества жизни населения России 12
Раздел III. Региональный аспект регулирования уровня и
качества жизни населения России 20
Заключение 33
Список источников литературы 35

Файлы: 1 файл

Лыкова.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Первый блок показателей отражает состояние дел с реализацией  права человека на жизнь, здоровым существованием, продолжением рода, обеспечением достойной  старости. Благополучное решение  возникающих здесь проблем не просто формирует у человека чувство уверенности в завтрашнем дне, доверие к органам власти и управления, но является основой существования и развития личности.

Показатели первой группы дают представление  о том, в какой мере общество признает высшую ценность человеческой жизни, следовательно, разделяет важнейшую заповедь человеческой морали и нравственности, закрепленную во всех мировых религиях и гуманистических идеологиях. Улучшение этих индикаторов означает сохранение перспективы существования человека как биологического вида.

Второй блок показателей характеризует  удовлетворенность людей условиями  повседневного существования: бытом, питанием, работой, жильем, здравоохранением, образованием. Значение каждого из этих факторов для людей зависит от их потребностей и ценностных ориентаций. В сферах труда, обеспечения безопасности, сохранения здоровья, социального развития личности, духовной жизни реализуются главные жизненные стратегии человека.

Они представляют собой сложившиеся  способы и формы жизнедеятельности, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, достижение жизненных целей. Чувство удовлетворенности жизнью, ощущение социальной комфортности, следовательно, и качество жизни напрямую зависят от степени реализации жизненных стратегий, осуществления жизненных планов.

Третий блок показателей характеризует  состояние сознания людей. Качество жизни в данном случае связано  с понятиями духовного благополучия и надежды на будущее, которые  выражаются в обретении людьми смысла жизни, уверенности в будущем; в высоком уровне социально - психологического комфорта; отсутствии страхов за себя и своих близких. Эти состояния становятся реальностью только в условиях социальной стабильности, порядка, доверия к руководителю и к власти в целом.

В своей совокупности показатели характеризуют  качество жизни людей, а их динамика отражает его улучшение или ухудшение. Систематизированными показателями качества жизни являются:

- здоровье и продолжительность  трудоспособной жизни;

- воспроизводство населения;

- удовлетворенность жизнью;

- уровень агрессивности в обществе;

- стабильность и благополучие  семьи;

- защищенность детства;

- защищенность имущества и собственности;

- материальное благополучие;

- профессиональный успех и самореализация;

- уверенность в завтрашнем дне.

Все эти показатели могут быть измерены с помощью статистических данных и анализа общественного мнения. При этом для каждого существуют один или несколько интегральных индикаторов, позволяющих оценить  состояние и динамику показателя качества жизни (таблица 1).

Таблица 1

Индикаторы оценки качества жизни

Показатели качества жизни населения

Интегральные индикаторы оценки показателей

Здоровье и продолжительность  трудоспособной жизни        

Смертность, средняя продолжительность  жизни, продолжительность трудоспособности жизни          

Воспроизводство населения   

Уровень рождаемости, количество детей на одну женщину репродуктивного возраста                  

Удовлетворенность жизнью    

Самоубийства

Уровень агрессивности       

Убийства

Устойчивость семьи          

Соотношение количества браков и разводов

Защищенность детства        

Количество детей, оставленных  в родильных домах, число беспризорных детей

Материальное благополучие

Прожиточный минимум, уровень бедности, структура расходов    

Профессиональный успех  и     самореализация

Ощущение удовлетворенности  условиями труда, профессиональной карьерой, процент выпускников, устроившихся на работу по специальности                        

Защищенность имущества  и собственности

Уровень краж, грабежей и  разбоев

Уверенность в будущем       

Ощущение социальной защищенности, оптимистические представления о будущем, доверие к власти


 

Лишь система индикаторов всех трех блоков в полной мере характеризует  степень социальной комфортности и личного успеха. Личный успех выражается в индивидуальных достижениях человека, его личностном росте и способности собственными силами добиться признания окружающих.

При этом состояние индикаторов  качества жизни может и должно служить для оценки эффективности деятельности органов власти и местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов в регионе. В сущности это означает принципиальное изменение приоритетов управления - переход от функционального управления к социальному. При сохранении установки на обеспечение дальнейшего экономического роста и совершенствование инфраструктуры ведущей задачей становится содействие обеспечению личного успеха людей, обретению ими индивидуального счастья.

Эти цели, соответствующие конституционному положению о Российской Федерации как социальном государстве (статья 7 Конституции Российской Федерации), и отражает программа улучшения качества жизни населения.

Деятельность по улучшению качества жизни людей в данном случае включает в себя:

- создание благоприятных условий для расширения возможностей человека;

- активизацию самого человеческого  потенциала, формирование установки  на социальную активность и  мобильность;

- корректировку ценностно - целевых  ориентаций человека, управление  формированием разумных человеческих потребностей.

Необходимость разработки и осуществления  программы улучшения качества жизни  населения Белгородской области  определяется:

- близостью идеи потребностям  и интересам абсолютного большинства  белгородцев, которые стремятся  перейти от жизни на грани выживания к жизни, достойной человека и его семьи;

- наличием условий, позволяющих  использовать федеральные и региональные  ресурсы не только для экономического  роста, но и для человеческого  развития;

- исключительной значимостью задачи  устойчивого развития региона, которая не может быть решена без достижения высокого качества жизни населения;

- необходимостью региональной  объединяющей идеи, своего рода "компаса", определяющего перспективное направление  социально - экономических преобразований;

- необходимостью формирования и развития институтов гражданского общества, повышения их роли в самоорганизации и самодеятельности жителей.

Эффективное решение проблемы улучшения  качества жизни возможно лишь на программно - целевой основе.

Программа улучшения качества жизни населения представляет собой технологический план, обеспечивающий движение региона по пути совершенствования всех групп индикаторов, характеризующих жизнедеятельность людей. Это долгосрочный процесс, путь, степень продвижения по которому зависит от эффективности солидарных усилий органов власти и управления, граждан и институтов гражданского общества.

Признание необходимости разработки и осуществления программы улучшения  качества жизни населения Белгородской области не является основанием для  выдвижения утопических по своей сути проектов. Эта идея и соответствующий документ исходят из существующих реалий, которые выступают в качестве естественных ограничителей для определения программных целей. К числу данных ограничителей относятся:

- имеющиеся в распоряжении органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и всего населения социальные ресурсы;

- общая ситуация в России, которая  в экономическом, политическом, правовом  и духовном отношениях сказывается  на развитии региональных процессов;

- состояние политико - управленческого пространства в области, характеризующегося решающей ролью государства в принятии решений и неразвитостью институтов гражданского общества.

Следствием этого является преобладающая  ориентация населения в решении  жизненных проблем не на собственные силы, но на внешнюю помощь и поддержку.

Ожидаемые эффекты от реализации программы улучшения качества жизни:

1. Социально - демографический.  Стабилизация демографической ситуации  в области, увеличение продолжительности  жизни.

2. Социальный. Постоянное и устойчивое снижение доли малоимущих в обществе, увеличение представительства среднего класса, то есть тех, кто за счет своего труда и доходов от собственности способен обеспечить достойное человека существование. Сохранение социальной стабильности в регионе.

3. Экономический. Обеспечение устойчивого  роста экономического потенциала  области не только за счет  инвестиций, но, прежде всего, вследствие  активизации человеческого фактора  экономического развития.

4. Политический. Повышение уровня общественно - политического единства региона, активизация гражданского политического участия населения, формирование и развитие институтов гражданского общества.

5. Духовный. Преодоление большинством  населения чувства социальной  растерянности, дискомфорта, обретение душевного благополучия и веры.

6. Геополитический. Сохранение  и повышение авторитета региона  как одного из субъектов Российской  Федерации, успешно реализующих  эффективную стратегию устойчивого  развития.

Одновременно с предложенной программой улучшения качнства жизни, в 2010 году продолжается областной конкурс "За вклад в реализацию программы улучшения качества жизни населения Белгородской области".

Основная программа области  является формулой по созданию среднего класса на Белгородчине - она помогает жителям региона реализовать свой потенциал в различных сферах деятельности. Конкурс же нацелен на то, чтобы поощрить тех, кто уже достиг успехов в работе, общественной деятельности, творчестве.

Областной конкурс был впервые  проведен в 2007 году, по итогам трех лет стали победителями и получили крупные денежные призы 27 человек. Это руководители среднего звена, инвалиды, учителя школ, врачи, школьники, участковый, священник,  плотник. В этом году расчет также сделан на простых жителей области, рядовых сотрудников предприятий и учреждений.

Белгородцы смогут проявить себя по семи различным номинациям: «Обеспечение безопасности белгородцев», «Социальная  ответственность и забота», «Гарантия  труда и доходов», «Доступное и  комфортное жилье – жителям Белгородчины», «Качество медицины и здоровый образ жизни», «Развитие образования и науки», «Культура, нравственность, духовное благополучие».

Выдвижение кандидатур может осуществляться посредством самовыдвижения или  по ходатайству органов государственной  власти области, органов местного самоуправления, предприятий, политических партий, общественных организаций, действующих на территории области.

В области создана Некоммерческая Организация  «Ассоциация «Качество Жизни». НО «Ассоциация «Качество Жизни»  - это добровольное, некоммерческое самоуправляемое объединение предприятий и физических лиц, которые работают в сфере производства и оборота пищевой продукции.

Деятельность ассоциации направлена на улучшение качества жизни населения. Ассоциация была создана в январе 2006 года при поддержке Правительства Белгородской области и Государственного учреждения «Белгородское качество». В основу ее деятельности легло использование мирового опыта в области сертификации продукции.

 

Заключение

 

Подведем итоги выполненной  курсовой работы.

Реформы 90-х привели к кардинальным изменениям в сфере социально-трудовых отношений и уровне жизни населения.

Значительное влияние на снижение реальных доходов населения и  рост бедности оказали гиперинфляция  и обесценивание основных видов  доходов населения - заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, а также сбережений граждан. Снижение объемов производства и закрытие многих предприятий привело к значительному сокращению рабочих мест и высвобождению работников, росту явной и скрытых форм безработицы. В результате около четверти населения страны находятся за чертой бедности.

Произошли существенные изменения  в области региональной концентрации денежных доходов. Она резко усилилась доходов в городах-мегаполисах Санкт-Петербурге и особенно Москве при весьма тревожном положении в ряде других регионов. Ярким свидетельством социального бедствия являются интегральные показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения России.

Еще одним, по мнению большинства специалистов главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни населения России, является низкий уровень заработной платы. Проблема Российской бедности заключается не в том, что бедными являются безработные граждане, за чертой бедности находится и работающее население.

Информация о работе Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России