Государственная модернизация в сфере ЖКХ в Чувашской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:52, практическая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Файлы: 1 файл

ИСЭиПП.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА   И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов

На тему: «Государственная модернизация в сфере ЖКХ в Чувашской Республике»

 

 

 

Специальность:  государственное и муниципальное управление

Специализация: управление и    экономика

Выполнили: студентки группы 09-Г-11

II курса очного обучения

 

 

                                                               Научный руководитель:

                                                     К.и.н., доц. Малышкин А.П.

 

 

Чебоксары 2011

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

ЖКХ города - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют в ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность для местных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария.

       Актуальность данной темы определяется тем, что от состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит качество жизни населения в нашем регионе.

         В то же время эта отрасль находится в сложном положении, эффективность работы предприятий ЖКХ остается низкой.

Целью нашей работы является рассмотрение государственной модернизации в сфере ЖКХ в Чувашской Республике.

Перед собой мы ставим следующие задачи:

1)Рассмотреть систему ЖКХ;

2)Выявить положительные и отрицательные стороны в этой сфере;

3)Проанализировать задачи отрасли на 2011 год;

4)Внести свои предложения по улучшению системы ЖКХ в Чувашской Республике;

 

Объект исследования: жилищно-коммунальное хозяйство в Чувашской Республике.

Предмет исследования: социально-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения социальных гарантий и повышения качества жизни населения при переводе жилищно-коммунальной сферы в безубыточный режим функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство Чувашии на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, организацию работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территории.

Роль координатора всех происходящих в жилищно - коммунальном хозяйстве процессов выполняет Министерство градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики, которое осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими министерствами, руководствуясь нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии.

Важным органом в структуре ЖКХ Чувашии является муниципалитет, который действует не только на основании нормативных правовых актов, но и в соответствии с Законом "Об основах организации местного самоуправления", дающим муниципалитетам широкие полномочия в различных сферах экономики, в том числе жилищно - коммунальном хозяйстве. Муниципальные власти являются собственниками практически всех локальных монополий ЖКХ, и полномочия по управлению указанными монополиями принадлежат им. Локальные монополии предоставляют свои услуги либо напрямую потребителям (юридическим лицам), либо через управляющие компании и подрядные организации физическим лицам.

Только четкая система управления (управляемости) ЖКХ с прозрачными, одинаковыми для всех правилами позволит эффективно развивать ЖКХ Чувашской Республики.

У жилищно-коммунального хозяйства имеются сильные и слабые стороны. К сильным сторонам можно отнести:

1)стабильный рынок услуг

2)устойчивая привязка объектов ЖКХ к территории

3)возможность получения «живых денег»

4)социальное значение отрасли

5)высокая фондоемкость

К слабым сторонам:

1)высокий процент износа инженерных коммуникаций

2)высокая капиталоемкость траслевых инвестиций

3)низкая рентабельность производства услуг

4)несвоевременность поступления бюджетных дотаций

5)жесткая регламентированность

Помимо сильных и слабых сторон сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет возможности и угрозы.

Возможности:

1)увеличение емкости рынка жилищных и коммунальных услуг

2)расширение занятости в отрасли

3)развитие новых форм самоорганизации и общественной инициативы населения

4)развитие местного самоуправления

5)приток на жилищный и коммунальный рынок предприятий различных форм собственности

Угрозы:

1)увеличение риска техногенных аварий

2)обвальный рост тарифов на услуги

3)неплатежеспособность населения

4)ухудшение технического состояния инженерных сооружений

 

Структура органов управления ЖКХ представлена в Приложении 1.

Предоставлением жилищно-коммунальных услуг занимается 344 организации различных форм собственности. Коммунальные услуги оказывают 222 организации различных форм собственности:
- 101 организация предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению

- 13 организаций предоставляют услуги по электроснабжению

- 56 организаций предоставляют услуги по теплоснабжению

- 1 организация предоставляет услуги по газоснабжению;
- 8 организаций предоставляют услуги по утилизации ТБО

- 43 многоотраслевых предприятий
 

Инвестиционные программы действуют в г. Чебоксары – ОАО «Водоканал», ГУП «БОС»; г. Новочебоксарск – МУП «Водоканал», ГУП «БОС»; Шемуршинский район -МУП «Коммунальник»; г. Алатырь – ООО «Вода», ООО «Сети», г. Шумерля  - МУП «Водоканал».

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения. Достижение целей реформы, создание новых объектов инженерно-технических сетей невозможно без привлечения значительных частных инвестиций в отрасль. Государственные и муниципальные органы власти предпринимают шаги по демонополизации жилищно-коммунальной сферы и повышению ее инвестиционной привлекательности. В коммунальный сектор и в жилищную сферу начали приходить крупные и мелкие компании-операторы. Был запущен процесс привлечения частных коммерческих инвестиций. Уже сегодня доля частных компаний на рынке жилищно-коммунальных услуг в республике составляет более 60% от общего числа предприятий.

Жилищный фонд в Чувашкой республике в большей степени так же является частным.

 

Справка о реализации программ в субъекте Российской Федерации (Чувашия) на 2011 год

Выделено средств на региональные программы, всего          3 476 279 645 руб.

в том числе:

1. капитальный ремонт ветхого жилья                               2 166 369 433 руб.

— выделено Фондом ЖКХ                                                  1 495 574 968 руб.

—выделено в порядке софинансирования                         670 794 465 руб.

  

2. переселение граждан из аварийного жилья                   628 676 086 руб.

— выделено Фондом ЖКХ                                                  1 041 410 851 руб.

— выделено в порядке софинансирования                        152 645 885 руб.    

 

 3. переселение граждан с учетом стимулирования

рынка жилья                                                                           585 810 115 руб.

— выделено Фондом ЖКХ                                                  476 866 000 руб.

— выделено в порядке софинансирования                         108 944 115 руб.

 

 

 

 

 

П Л А Н
мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Чувашской Республики на 2009–2011 годы

1.Профессиональная подготовка (переподготовка) руководителей ТСЖ на безвозмездной основе

2.Проведение разъяснительной работы с населением и оказание помощи собственникам помещений в многоквартирных домах по созданию и регистрации ТСЖ

3.Создание ТСЖ не менее чем двадцати процентах многоквартирных домов к 2011г.

4.Оказание методической помощи органам местного самоуправления при определении границ земельных участков и передаче в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах земельных участков

  5.Осуществление контроля за выполнением объемов и перечня работ и услуг по содержанию, ремонту многоквартирных домов, предоставлением коммунальных услуг

   6.Создание коммерческих организаций коммунального комплекса, действующих на территории муниципального образования, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло,  водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, и доведение их доли к 1 января 2011 г. – до 80%

    7.Разработка и утверждение  инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.


       Содержание и ремонт жилищного фонда - одна из важнейших отраслей жилищно-коммунального хозяйства республики, на которую приходится около 20% оказанных отраслью услуг.

Еще одним этапом реформирования жилищно-коммунального хозяйства стало создание товариществ собственников жилья (ТСЖ).

       Проводимая реформа ЖКХ невозможна так же без решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов. Энергосбережение - это базисный тезис, который лежит в основе реформирования ЖКХ. Утвержденные нормативы позволили провести лимитирование потребления ТЭР(топливно-энегретические ресурсы) бюджетными организациями и проводить мониторинг их энергопотребления путем статистического наблюдения по введенной в 2000 году квартальной форме республиканского наблюдения за их потреблением организациями, финансируемыми из республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов. Следующим этапом в упорядочении энергопотребления в республике должна стать методология разработки топливно - энергетического баланса организаций ЖКХ.

Приоритетным направлением программы энергосбережения является повышение эффективности производства и потребления ТЭР на основе внедрения апробированных и сертифицированных технических средств и технологий в ЖКХ - это модернизация источников тепла, системы распределения и транспортирования электрической, тепловой энергии, водоснабжения, повышение эффективности использования энергетических ресурсов при выработке тепловой энергии, питьевой воды при их использовании в жилищном фонде и бюджетной сфере. Экономия от энергосбережения будет рассматриваться как ресурс возвращения возможных инвестиций в развитие комплекса ЖКХ, внедрения энергосберегающих технологий, имеющих своей целью снижение потребления ТЭР и создание системы учета ресурсов, максимально приближенных к потребителю и позволяющей четко определить объем потребления и уровень потерь по всей технологической цепочке от производителя до потребителя.

Полное оснащение жилищного фонда приборами учета потребления энергоресурсов является важным моментом в энергосбережении. Социальный эффект от энергосбережения должен привести к смягчению социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов, к повышению качества услуг, предоставляемых населению, их соответствию принятым стандартам.

Наряду с работами на объектах инженерной инфраструктуры должна осуществляться модернизация жилищного фонда, которая приведет к снижению потребности в услугах, связанных с тепло- и водоснабжением, что повлечет уменьшение объема затрат на модернизацию некоторого количества сетей и сооружений. Аналогичная ситуация будет складываться при внедрении альтернативных локальных источников тепловой энергии, что снизит потребность в модернизации части котельных и тепловых сетей.

 

 

Важнейшие задачи отрасли на 2011 год:

Информация о работе Государственная модернизация в сфере ЖКХ в Чувашской Республике