Геополитика России на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

В различных теориях и геополитических моделях Россия указывалась на геополитических картах в составе осевой области планеты (Хартленд). Характерной чертой сегодняшней России стало ее ослабление во многих областях мировой политики, но, все же, Россия остается крупной ядерной державой. Россия переживает трудный период развития в направлении к демократии, гражданскому об¬ществу с его приоритетом прав человека над правами государствен¬ной бюрократии.

Файлы: 1 файл

Геополитика России на постсоветском пространстве.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Западное Причерноморье. В этом секторе главная проблема для России — возможность пользования проливами между Черным и Средиземным морями. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море — турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Запреты для России пользоваться проливами — это нарушение международной конвенции, принятой в Монтре (Швейцария), согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.  

Кавказский сектор. Он стал зоной столкновения интересов России и США. Для России здесь необходимо решить две главные проблемы:  

≈ достичь политической стабильности в северокавказских автономиях и обеспечить целостность России;  

≈ интегрировать в сферу геополитического влияния России новые кавказские государства, вместе взятые и порознь (православная Грузия, шиитский Азербайджан, монофизитская Армения).  

 Решение этих проблем осуществляется  в крайне неблагоприятных условиях усиления американской экспансии. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой ее ответственности. Грузия активно стремится в НАТО. США провозгласили Каспийский регион зоной своих национальных интересов. Азербайджан заявил о возможности создания на его территории американских и турецких военных баз. Не соответствуют российским интересам, особенно ее урало-сибирским нефтеносным районам, некоторые конкретные проекты.  

 Проект ТРАСЕКА  должен соединить Среднюю Азию  с Центрально-Восточной Европой  и далее с Европейским Союзом и НАТО.   

 Проект ТРАСЕКА - это возрождение евроазиатского шелкового пути, которое расшифровывается как ТРАнспортный Коридор Европа – Кавказ – Азия. Принят на конференции в Брюсселе в мае 1993г. В настоящее время государствами-участниками ТРАСЕКА являются Армения, Болгария, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Румыния, Таджикистан, Туркмения, Турция, Украина.  

 Этот проект увязывают с  освоением нефтяных месторождений  Каспия и Прикаспия и с предполагаемыми  нефтепроводами, альтернативными нефтепроводу Баку—Новороссийск. Проект ТРАСЕКА имеет явный геополитический вызов России, поскольку экономически он вряд ли целесообразен из-за множества таможенных рубежей, необходимости многократных перегрузок с наземного транспорта и наоборот. Другой проект нефтепровода Баку—Джейхан через Турцию во многом также имеет геополитический характер, хотя экономически он целесообразен. Откровенно антироссийский характер имеет объединение ГУАМ (Грузия—Украина-Азербайджан—Молдова), постепенно трансформирующееся в оборонное соглашение. В 1999 г. к этой оси присоединился Узбекистан, который, правда, после событий в Ферганской долине, затем вышел из альянса.   

Средняя Азия и Казахстан. После провозглашения суверенитета в бывших республиках СССР рост национального самосознания здесь происходил в самых разных формах, часто в этом регионе он сопровождался острыми этническими конфликтами. Затем возникли проблемы внутриполитического и межгосударственного характера, проявляемые часто как приграничные столкновения. Благодаря близости с Афганистаном, в этом регионе проходит самый короткий наркотрафик. На эти деньги содержатся оппозиция, а также террористы.  

 Нельзя забывать о возможных  претензиях исламистов на внутренний  восток России — Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ.  

 Большую геополитическую активность  в регионе Закавказья и Средней  Азии проявляет Турция. Утверждение  здесь Турции абсолютно неприемлемо  для России. Однако геополитика  взаимодействия диктует в этом  случае развивать сотрудничество  и взаимопонимание с Турцией как черноморской державой. Эта линия уже сейчас согласуется с проектами российско-турецких газопроводов: уже прокладываемого «Голубого потока» и проектируемого через Западную Грузию и Армению.  

Второй уровень. Это уровень глобальных вызовов, формируемых взаимодействием с государствами дальнего зарубежья. Пока на них Россия просто не в состоянии ответить. В отношении стран дальнего зарубежья Россия придерживается стратегии сбалансированной равноудаленности, предполагающей преимущественно политику, следующую за событиями.  

Арктический сектор. К Арктике прилегают территории пяти государств: России, США, Канады, Дании (Гренландия) и Норвегии. Россия и Норвегия оспаривают несколько десятков тысяч квадратных километров в Баренцевом море, потенциально богатых залежами газа и нефти. На участке шельфа, именуемого российскими геологами «поднятием Федынского», по прогнозам имеются запасы природного газа, равные крупнейшему Штокмановскому месторождению, а нефти — равные запасам Тимано-Печорского месторождения. В 1997 г. Россия ратифицировала Морскую конвенцию ООН. Проблема состоит в том, что Морская конвенция ООН (1982 г., вступила в силу в 1994 г.) не имеет секторального принципа определения статуса. Чтобы ее решить был принят Федеральный закон «Об Арктической зоне Российской Федерации».  

Центральная и Восточная Европа. В этом регионе Россия потерпела наибольший геополитический и геоэкономический урон. На всем протяжении истории государства Центрально-Восточной Европы, имея промежуточное положение, сильно зависели от изменчивого баланса европейских сил. Сейчас за счет стран Центрально-Восточной Европы происходит расширение НАТО.  

Китай. С этой страной Россия имеет одну из наиболее протяженных границ — около 4200 км. Некоторые эксперты полагают, что прогресс Китая в экономике может представлять угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока. Разрыв демографического потенциала между двумя государствами — на порядок: в 2000 г. в России насчитывалось 145 млн человек, а в Китае — около 1,3 млрд.  

 Геополитические интересы Китая  пока преимущественно направлены  не в сторону России и Казахстана, а в Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Юго-Восточной Азии, где он пытается закрепить свои прочные позиции государства-лидера, используя такой благоприятный фактор, как широкое распространение здесь хуа-цяо — многочисленных и предприимчивых китайских диаспор. В перспективе с ростом индустрии КНР потребуются огромные ресурсы промышленного сырья, в результате чего будет осуществляться поворот в сторону сырьевых ресурсов близлежащих районов России — Сибири, Дальнего Востока, а также Казахстана и Центральной Азии, потому что другие ресурсные районы мира уже геоэкономически поделены.  

Россия — Япония. Эти отношения упираются в проблему Курильских островов (конкретно — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хибомаи). В 1875 г. Россия в процессе сложных переговоров уступила Японии группу островов на юге Курильской гряды взамен Япония признала право России на весь остров Сахалин, который до того был под совместной юрисдикцией.  

 Однако в результате русско-японской  войны 1904—1905 гг. Япония получила половину Сахалина (южнее 50° с.ш.). В 1945 г. СССР по договору с союзниками в Ялте (1943) вступил в войну с Японией и занял ее «северные территории». В настоящее время Россией не отрицается наличие территориальной проблемы между двумя государствами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий японской стороны, а как возможный акт доброй воли ради упрочения добрососедских отношений и заключения мирного договора.   

Россия — США. В геополитическом плане своими действиями США последовательно действуют в русле разрушения геополитических основ положения России как великой державы. Политика односторонних уступок М.С. Горбачева и далее Б.Н. Ельцина привела к значительным потерям России. США и Запад в целом практически ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распад системы союзнических связей и вывод больших контингентов войск из Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств.   

 Евразия стала центром геополитических  и геоэкономических интересов США. Россия в этих планах теперь не выступает как равноправная держава, как это было во времена сотрудничества Рейгана и Буша с Горбачевым, а как «нормальная» страна, какими для США являются Великобритания, Германия, Япония, не помышляющие об отходе от американского геополитического кода. Россия нужна Соединенным Штатам по ряду причин, но в первую очередь как противовес Китаю.  

 Расширение НАТО на восток  является формой давления на Россию. США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе в частности. Такие действия воспринимаются Россией как ущемление ее государственных интересов.   

Россия — Европейский Союз. С 1994 г. В данном случае речь идет об экономической сфере в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. На первый взгляд, ЕС установил для России значительные торговые льготы: около 80% российского экспорта (главным образом энергоносители) ввозятся беспошлинно, еще 10% попадает под общую систему преференций. При этом России предоставлено право защищать свой рынок от импорта некоторых товаров до момента вступления в ВТО. Как следствие средневзвешенный тариф ЕС в отношении России не превышает 1%, тогда как в России этот показатель остается на уровне 16—18%. Хотя рынок ЕС широко открыт для экспорта топливно-сырьевых товаров из России, на практике меры по «индустриализации» российского экспорта продолжают наталкиваться на дискриминационные ограничения. 

 

2. Геополитика постсоветского пространства

Геополитическое влияние России на постсоветском пространстве   

 После распада СССР  постсоветское пространство стало  зоной конфликта интересов ведущих стран мира. К тому же каждая из новых независимых стран СНГ страдает от серьезных внутренних проблем, отличается внутренней нестабильностью. Все они имеют границы, которые являются либо объектом претензий соседей, либо зонами этнических и религиозных конфликтов. Если первоначально Содружество Независимых Государств геополитически преследовало одну важную цель — обеспечить мягкий передел пространства бывшего СССР, то сегодня оно представляет собой искусственное образование с весьма эфемерными структурами.  

 Россия пока слишком слаба  политически, чтобы полностью закрыть это пространство для внешних сил, и слишком бедна, чтобы разрабатывать богатства Евразии исключительно собственными силами. Если геополитике СССР в Евразии был присущ дух наступления и экспансионизма, то геополитика постсоветской России носит оборонительный характер.   

 Попытки России сохранить  свое влияние в постсоветском пространстве сталкиваются с интересами крупнейших мировых держав: с ЕС и США — на западе, с Турцией, Ираном и Китаем — на востоке. В это соперничество косвенным образом вовлечены Пакистан и Индия.   

 Через евразийское  постсоветское пространство проходят  важные транспортные пути, которые  способны соединить промышленно  развитые районы Запада с богатыми полезными ископаемыми, но весьма удаленными районами Евразии на востоке. На постсоветском пространстве сосредоточены огромные запасы газа, нефти, золота, никеля и других цветных металлов. В Центральной Азии и бассейне Каспийского моря хранятся запасы природного газа и нефти, превосходящие месторождения Кувейта, Мексиканского залива и Северного моря. Поэтому таким важным является вопрос о прокладке трубопроводов и средств коммуникаций через Евразию. Если основные трубопроводы будут по-прежнему проходить по территории России к российским терминалам в Новороссийске на Черном море, то большинство районов постсоветского пространства останется в политической зависимости от России, и Москва при этом будет занимать сильные позиции, решая, как делить новые богатства Евразии. И, наоборот, если новые трубопроводы будут проложены через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через Турцию, а другие протянутся через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакой российской монополии в доступе к богатствам Евразии.  

 Первостепенный интерес США, по мнению З. Бжезинского, состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство, а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ. Америка заинтересована в разработке богатств Евразии, в прокладке новой сети нефтепроводов и транспортных путей, которые соединят регионы Евразии непосредственно с крупными центрами мировой экономической деятельности через Средиземное и Аравийское моря так же, как и по суше. Для этого США необходимо ограничить стремления России монополизировать ресурсы на постсоветском пространстве. Стратегия противодействия России вынуждает США создавать альянсы с бывшими союзными республиками. Бжезинский называет несколько геополитических центров СНГ, которые заслуживают мощнейшей геополитической поддержки со стороны Америки. Это Украина, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан. Хотя роль Киева по замыслу З. Бжезинского является ключевой, в то же время Казахстан (с учетом его масштабов, экономического потенциала и географически важного местоположения) также заслуживает американской поддержки и длительной экономической помощи. Бжезинский подчеркивает, что со временем экономический рост в Казахстане мог бы помочь перекинуть мосты через трещины этнического раскола, которые делают этот среднеазиатский «щит» столь уязвимым перед лицом российского давления.  

 Для реализации  своих планов в постсоветском  пространстве США действует в  нескольких направлениях.   

 Во-первых, препятствует интеграционным процессам в СНГ, поддерживая сепаратистские националистические устремления новых независимых государств.   

Во-вторых, активно используются экономические рычаги: под предлогом содействия в становлении рыночной экономики создаются благоприятные условия для проникновения американского капитала в постсоветское пространство.   

 В-третьих, всячески поощряется интеграция постсоветских государств в мировое сообщество, международные политические и финансовые организации, участие в диалоге по безопасности и сотрудничеству с целью активного противостояния российским геополитическим интересам в постсоветском пространстве.   

 В долгосрочном  плане предусматривается соединение  линий электропередачи и газопроводных  систем республик Закавказья, прикаспийских  стран Центральной Азии, Ирана и Турции и создание транспортно-экономического коридора из Центральной Азии в Европу — так называемого «Великого шелкового пути» в современном варианте.  

Информация о работе Геополитика России на постсоветском пространстве