Геополитические доктрины Р. Челлена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть геополитические доктрины Р. Челлена.
Для достижения цели были поставлены следующие цели:
изучить геополитику Германии и становление немецких школ;
изучить концепции Р. Челлена.

Содержание работы

Введение3

Геополитика Германии
Концепции Р. Челлена
Автаркия в представлениях Р. Челлена

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа (геополитика).docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

 

  1. Концепции Р. Челлена

Профессор истории  и политических наук, специализировался  на изучении системы управления разных государств, занимался политикой, националист. Считал Ратцеля своим учителем и  назвал его отцом геополитики, развил его учение.

Выделяя взгляды  Ратцеля на государство как на организм, считал, что, географическая среда – "тело государства", а  народ – душа. И то и другое надо изучать в неразрывном единстве. В своей книге (1916 г) "Государство как форма жизни" предложил формулу, по которой складывается мощь государства. Мощь государства составляют географические свойства, хозяйство, народ, форма государственного правления. Высказал мнение, что государство состоит из сфер6:

- государство как географическое  пространство.

- государство как народ.

- как хозяйство

- как общество, т.е. социальные  отношения.

- как управление, конституционное  и административное устройство.

Кроме физико-географических признаков государство, по мнению Р. Челлена, проявляются в четырех  других формах:

  1. в хозяйственной – эконополитика;
  2. как народ со своими национальными и этническими характеристиками – демополитика;
  3. как социальное общество различных классов и профессий – социополитика;
  4. в форме государственного управления со своей конституционной и административной структурой – кратополотика.

Ф. Ратцель  считал, что государство связано  с определенным участком земли, из которого оно «высасывает пищу», Р.Челлен же уже идет к борьбе « за существование», вводит теорию естественного отбора, т. е. стоит на позициях социального дарвинизма. Но «борьба за существование» у него является борьбой за пространство. И большие государства расширяют свое пространство за счет малых стран. Жизнеспособность государства, где пространство ограничено, подчинена политическому императиву: расширить свою территорию путем колонизации, объединения или различного рода завоевания. В таком положении была Англий, а в настоящее время находятся Япония и Германия.

Войны ведутся  для того, чтобы давать «излишним» народным массам работу и хлеб. А  правительства сильных государств не имеют свободного выбора. Они  подчинены суровому закону необходимости, который повелевает им заботиться о  благополучии своих ближних за пределами  границ. Другими словами, войны сопровождают рост государственного организма, и  люди бессильны перед этими фактами. Борьба за пространство для развития государственного организма подчиняется  вечным законам природа. И при «неизбежном росте государства» плохи дела у малых стран и народов, так как чем больше возникает великих государств, тем больше падает курс малых. Поэтому, как считает Р. Челлен, «малые государства… или вытесняются на периферию, или сохраняются в пограничных районах, или исчезают. И понятия справедливости или несправедливости здесь не должны применяться».

Итак, геополитика  у Р. Челлена выступает как  наука, исследующая фундаментальные  качества пространства, связанные с  землей и почвой, изучающая способы  создания империи, происхождения сран и государственных территорий. 7

В книге «Великие державы», изданной в 1910 году, Челлен пытался доказать, что малые страны в силу своего географического положения «обречены» на подчинение «великим державам», которые, опять_таки в силу своей «географической судьбы», обязаны объединить их в большие географические и хозяйственные «комплексы». Челлен указывал, что отдельные «комплексы»  такого рода – в частности, США, Британская империя, Российская империя – сложились еще в XVIII-XIX веках, тогда как образование европейского «комплекса» или единства составляет задачу Германии.

Это последнее  указание Челлена на «необходимость объединения Европы под эгидой Германии и было, в сущности говоря, основной идеей его геополитического учения. Челлен развил геополитические принципы Ратцеля применительно к конкретной исторической ситуации в современной ему Европе. Он довел до логического конца идеи Ратцеля о «континентальном государстве» применительно к Германии и показал, что в контексте Европы Германия является тем пространством, которое обладает осевым динамизмом и которое призвано структурировать вокруг себя остальные европейские державы. Будучи германофилом и сознавая слабость скандинавских стран перед лицом потенциальной внешней угрозы, он предлагал создать германо-нордический союз во главе с Германской империей.

Первую мировую  войну Челлен интерпретировал как  естественный геополитический конфликт, возникший между динамической экспансией Германии («страны Оси») и противодействующими  ей периферийными европейскими (и внеевропейскими) государствами (Антанта). Различие в геополитической динамике роста  - нисходящей для Франции и Англии и восходящей для Германии – предопределили основной расклад сил. При этом, с его точки зрения, геополитическое отождествление Германии с Европой неизбежно и неотвратимо, несмотря на временное поражение в переменной войне. 8

 

  1. Автаркия в представлениях Р. Челлена

В своих  геополитических работах Челлен уделял много внимания проблемам  автаркии, т.е. экономически самодостаточного пространства. Интерес к автаркии был обусловлен двумя факторами  или предпосылками: во первых, определение  государства как хозяйства, (причем Челлен использовал слово hushold, которое  не столько означает народное хозяйство, сколько домашнее хозяйство; и отсюда, конечно, аналогия «народного дома», как  семьи).

«Дом» - это геополитическое пространство — «Семья» же-это народ. Пространство и народ органически слиты. Государство же- это внешняя форма органической общности народа и геополитического пространства.

Такие понятия  как «свободная торговля» и «открытые  двери» являются идеологическими лозунгами  империализма, которые были приняты  на вооружение сперва Британской Империей, затем и США. «Свободная торговля»  и «открытые двери» — это идеология  империализма господствующих морских  сил. Эти идеологические установки-геополитическое  кодовое название для проникновения, разрушения и захвата экономики  других народов.

Когда Британская Империя говорила о «свободной торговле», то коварный Альбион имел ввиду не свободу, а колониализацию, которой, с присущей англо-сакскому менталитету  аморальности, приписывались атрибуты свободы.

Проведение  политики «открытых дверей» —  по существу военные действия. Когда  государственный секретарь Хай, под влиянием геополитиков Брукса Адамса и Тэрнера, а также и президента Теодора Рузвельта, провозгласил в  своих двух нотах (1899,1901гг.) политику открытых дверей» США, он тем самым  объявил войну сперва Азии, а потом и всей Евразии.

Понятие автаркия имеет глубокие корни, прежде всего, в немецкой экономической  мысли. Йоган Готтлиб Фихте развил свою систему экономически самодостаточного, планированного, закрытого государства, осмысляя последствия континентальной блокады Наполеона. 50-лет спустя Фридрих Лист разработал теоретические установки против принципов «свободной торговли» Манчестерской школы. Ответом на «империализм свободной торговли» стала система тарифа Листа, целью которой было сделать Германию экономически независимой.

Для Челлена вопрос самодостаточности не столько экономическая, как политическая проблема. Государство, которое зависит от импорта, никогда не может быть независимым, считает Челлен. Необходима политика «закрытых дверей», ибо империалистическая политика «открытых дверей» морских сил (Великобритания) есть война иными средствами, средствами экономики. В этом плане тарифная система не что иное, как контратака. Экономическая политика для Листа является мощным политическим оружием.

Здесь, кстати, можно заметить, что Хаусхофер, под  влиянием Челлена, считал, что геополитика  и военная геополитика - идентичны, т.е. экономика-военная проблема. Челлен сформулировал понятие «естественной сферы влияния» в противовес понятию политики «открытых дверей» англо-сакского империализма. «Естественная сфера влияния - это, по существу закрытое экономическое пространство, которое обеспечивает самодостаточность. Впоследствии это понятие было разработано Карлом Шмиттом, который назвал его «Гроссраум», а генерал Хаусхофер «пан-регионом». Под влиянии Челлена находились также Горбах, Екерман, Нойман, для которых «Срединная Европа» (Mitteleuropa) в геополитическом плане одновременно являлась закрытой сферой влияния и интегрированным автарктическим экономическим пространством.

Государство, писал Челлен - дом и сердце граждан. Государство ищет или стремится защитить интересы народа. Защищая эти интересы, оно защищает свою экономическую систему, которую народ создал в своем родном пространстве. Государство действует как органический механизм или как домашнее хозяйство. Доктрина государства как «домашнего хозяйство» или «народный дом» - и есть его, государственная, экономическая политика.

Челлен  подчеркивает, что приблизительно в 1890 году Британская империя разработала  доктрину «открытых дверей», которая  и являлась доктриной завоевания рынков, т.е. структурной колонизации  других стран.

Для своего существования Великобритания зависела от свободного доступа к территориям  стран, которые были объектом политики «открытых дверей». Поэтому господство над морями являлось жизненно важным политическим императивом Великобритании. Для поддержки морского господства ей необходимо было не допустить возникновения  какого-либо соперника. Как Британский адмирал Фишер писал:» Тот, кто  господствует над океанами, тот господствует над миром».

С типично  англо-сакским ханжеством свое господство над морями Великобритания назвала  «принципом свободы мореплавания», незыблемом в международном праве. Сама островная сущность Великобритании, главной империалистической силой  того времени, геополитически требовала  проведения политики «открытых дверей», т.е. постоянной войны средствами экономики.

Антитезисные  принципы «Открытые двери» и «Народный  дом» не могут сосуществовать, ибо  проведение политики «открытых дверей», по существу есть блокада, направленная на разрушение народного хозяйства. «Народный дом«- это закрытые двери. Здесь, и в дальнейшим, Челлен развивал мысль об экспансии Срединной  Европы по меридиану, а конкретно, по железнодорожной линии от Берлина  к Багдаду.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Говоря  в общем, в работах Челлена  содержатся, по сути дела, все принципиальные положения геополитики. Как и  Ратцель, он считал, что на основе внестороннего  изучения индивидуального государства  могут быть дедуцированы некоторые  самые общие принципы и законы, подходящие для всех государств и  для всех времен. Одним из них  является сила государства. Государства  возвышаются, потому что они сильны. Челлен считает, что сила – более  важный фактор для поддержания существования  государства, чем закон, поскольку  сам закон может поддерживаться только силой. В силе Челлен находит  дальнейшее доказательство своего главного тезиса, что государство есть живой  организм. Если  закон вводит нравственно- рациональный элемент в государство, то сила дает ему естественный органический импульс. Утверждением, что государство есть цель сама в себе, а не организация, служащая целями улучшения благосостояния своих граждан, Челлен явно противопоставлял свой взгляд либеральным концепциям, сводящим роль государства к второстепенной служебной роли, к роли «пассивного полицейского». 9

Р. Челлен хотел, чтобы государство, его руководители, научились думать геополитически. Пространство было частью государства, но не только; по существу именно пространство создавало государство. Как немецкий геополитик Отто Маулл писал: «Пространство выражает себя посредством формирования государства. Государство не только существует в пространстве, но оно вырастает из и формируется в пространстве». Геополитик Вильгельм Волц подчеркивал, исходя из работ Челлена: «Каждое пространство имеет свой народ; и история учит нас, что пространство обуславливает историю, когда пространство и народ сосуществуют. Народ делает пространство своим, но то же пространство формирует народ». 10

 

 

 

 

Список литературы

 

а) книги

    1. Нуриддинов, Р. Ш. «Геополитика» : учеб. пособие для дистанц. обучения и самост. работы студентов / Р. Ш. Нуриддинов. – Новосибирск : СибАГС, 2007 . – С 42-43
    2. Тихонравов Ю. В. «Геополитика». / Учеб. пособ. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – С 88

б) неопубликованные источники

1 http://www.whiteworld.ru/rubriki/000108/002/01090303.htm

2 http://politology.vuzlib.net/book_o135_page_24.html

3 http://politology.vuzlib.net/book_o135_page_24.html

4 http://politology.vuzlib.net/book_o135_page_24.html

5 http://politology.vuzlib.net/book_o135_page_24.html

6 http://works.tarefer.ru/20/100024/index.html

7 Нуриддинов, Р. Ш. «Геополитика» : учеб. пособие для дистанц. обучения и самост. работы студентов / Р. Ш. Нуриддинов. – Новосибирск : СибАГС, 2007 . – С 42-43

8 Тихонравов Ю. В. «Геополитика». / Учеб. пособ. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – С 88 – 90

9 Тихонравов Ю. В. «Геополитика». / Учеб. пособ. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – С 88

10 http://www.whiteworld.ru/rubriki/000108/002/01090303.htm


Информация о работе Геополитические доктрины Р. Челлена