Геополитические аспекты, влияющие на развитие индийско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Целью, исследования является изучение перспектив развития сотрудничества в рамках Китай – Индия.
Задачами исследования являются:
Рассмотреть двустороннее сотрудничество Индии и Китая
Исследовать отношения Индии и Китая.
Определить уровень индийско-китайские отношения
Проанализировать геополитические аспекты, влияющие на развитие индийско-китайских отношений

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Индийско-китайские отношения на современном этапе ……………….5
2. Основные аспекты двусторонних индийско-китайских отношений….7
2.1 Экономические отношения …………………………………………7
2.2 Территориальный вопрос …………………………………………...9
3. Геополитические аспекты, влияющие на развитие
индийско-китайских отношений ……………………………………….12
3.1 Геополитический расклад сил в регионе …………………………12
3.2 Стратегические интересы Индии и Китая в АТР и
Центральной Азии …………….…………………………………..17
Заключения ……………………………………………………………………23
Список использованных литератур…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

курсач мекана.docx

— 874.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 3. Геополитические аспекты, влияющие на развитие индийско-китайских отношений.

3.1 Геополитический расклад сил в регионе .

Еще несколько месяцев  назад некоторые высшие чиновники  Индии, не колеблясь, называли Китай  потенциальным врагом номер один. И в 1998 году в Дели оправдывали  индийские испытания ядерного оружия наличием "прямой угрозы, исходящей  от Китая". Проблемы, существующие между  двумя странами, далеки от разрешения, однако визит Премьер министра Индии  в Китай подтверждает наличие  тенденций к нормализации индийско-китайских  отношений, объяснение которым лежит  намного дальше желания двух сторон укрепить экономические связи друг с другом.

Для Пекина речь идет о противовесе  американскому влиянию в регионе. Китайские стратеги не сомневаются, что в обозримом будущем Вашингтон  будет стремиться сдерживать рост могущества Китая, и передислокация американских войск в сторону Азии – лучшее тому доказательство. Сближение между  Дели и Вашингтоном, происходящее в  последние годы, также продолжает вселять беспокойство.

Активизация действий Индии  в АТР и Центральной Азии, подтверждает опасения Китая, относительно серьезности  намерений Нью-Дели выступать в  качестве регионального лидера.

Таким образом, новое руководство  Китая полностью пересмотрело политику в отношении Индии, исходя из необходимости  иметь на границе стратегического  союзника, связанного общей идеей  региональной безопасности, а также  экономического партнера, подписание двусторонних договоров с которым, позволит координировать его действия в регионе.

 Инициатива Китая по  нормализации индийско-китайских  отношений встретила поддержку  руководства Индии, преследующего  из намечающегося союза, собственные  интересы, заключающиеся в скорейшем  урегулировании кашмирского вопроса,  поддержка Индии в вопросах  региональной интеграции, а также  лоббировании ее интересов на  международном уровне.

Большую роль в налаживании  тесного индийско-китайского сотрудничества играют такие факторы, как индо-пакистанские отношения, новая политика России в  Азии и интересы, преследуемые США  в регионе.

Роль Пакистана С самого начала военно-стратегического сотрудничества Китая и Пакистана - со времен индийско-китайской  войны 1962 года, Пакистан играл роль сдерживающего элемента против гегемонистских устремлений Индии в регионе. Тесное китайско-пакистанское военное  сотрудничество осложняет проблемы безопасности Индии, мешает ей стать  региональным гегемоном в Южной  Азии и геополитическим соперником Китая.

Попытки Китая улучшить отношения  с Индией в начале 1990 г. перемежались с параллельными усилиями в отношении  поддержки ядерного и военного потенциала Пакистана. Китай превратился в  решающий фактор внешней политики Пакистана  и его политики в области безопасности, поскольку он поддержал позицию  Пакистана в отношении Кашмира, а позднее программу создания ядерного оружия и ракетную программу  этой страны.

Китай никогда не рассматривал Индию в качестве серьезной ядерной  угрозы. В восприятии Китая ядерное  соперничество с Индией состояло в предоставлении китайских технологий и содействии китайских специалистов в реализации ядерной программы  Исламабада.

Международное сообщество, в том числе постоянные члены  Совета Безопасности ООН, оказались  неспособными предотвратить обретение  ядерного оружия Индией и Пакистаном или добиться, чтобы они урегулировали  конфликт, вяло отреагировав на ядерные  испытания, проведенные этими странами в мае 1998 года, хотя, по сути, этим прозвучал  беспрецедентный вызов режиму нераспространения. Россия продолжает поставлять Индии  крупные партии вооружений и сотрудничать с ней в ядерной области, а  Соединенные Штаты буквально  накануне вспышки индийско-пакистанской конфронтации отменили эмбарго на поставки оружия обеим странам.

Китай проявил большую, в  сравнении с международным сообществом  активность, открыто выступая против появления возле его границ двух ядерных государств. Однако, этим возмущением  Китай, главным образом, пытался  оправдать увеличение своих военных  расходов на оборону. Дели ясно осознает, что главная угроза исходит, главным образом, не из Исламабада, а из Пекина: несмотря на значительный прорыв в области ядерных технологии, Индия, чья совокупная военная мощь значительно уступает мощи Китая, все еще находится в «невыгодном» положении в вопросах о средствах стратегического сдерживания для обеспечения собственной национальной безопасности. Все это создает предпосылки к увеличению гонки вооружений в южно-азиатском регионе.

Таким образом, участие Китая  в индийско-пакистанском противостоянии оказывает негативное влияние не только на развитие его отношений  с Индией, но и на безопасность внутри региона в целом.

На сегодня, Пакистан представляет собой больше этнополитическую угрозу, благодаря расположенным на его  территории базам исламских экстремистов, совершающих террористические акты, разжигающих национальные розни, тем  самым дестабилизирующих внутриполитическую ситуацию. Здесь прослеживается непоследовательность китайской политики по отношению  к Пакистану, откуда вооруженные  китайским оружием экстремисты  проникают в СУАР.

Все же, нельзя забывать, что  Пакистан остается тесно привязанным  к Индии и всей Южной Азии. Несмотря на спор вокруг Кашмира и соперничество  в военно-ядерной области, Исламабад  заинтересован в экономической  кооперации. Его судьба во многом зависит  от успеха интеграционных программ в  Центральноазиатско-Средневосточном  регионе - прокладки газо- и нефтепроводов  для транспортировки энергетического  сырья из Туркменистана в Пакистан через Афганистан и далее в  Индию.

 Не так давно Пакистан вслед за Индией заинтересовался деятельностью ШОС, выражая желание вступить в ряды ее членов. Вступление в организацию Пакистана и Индии в условиях их постоянной военной конфронтации, вышедшей сегодня на грань ядерного балансирования, все же с трудом сможет способствовать их сближению, учитывая тот факт, что Пакистан выступает как база поощрения и поддержки терроризма, включая трансграничный терроризм на территории Индии.

Россия-Китай-Индия .Ряд совместных деклараций, подписанных между Россией и Китаем, Россией и Индией четко обозначают новое внешнеполитическое направление России в Азии. Россия вновь заводит разговоры о "треугольнике" Москва-Пекин-Дели, утверждая при этом, что он не направлен против какой-то конкретной стороны, а всего лишь отражает общую заинтересованность трех его участников в том, чтобы создавать противовес американскому могуществу и заблаговременно направлять политику США в нужное для них русло. Первостепенная причина желаемого Россией объединения ясна. В идеале, есть определенные основания для того, чтобы укреплять трехстороннее сотрудничество на базе общности интересов этих стран в Азии.

• Все три государства, являясь ведущими державами азиатского континента (Россия как евразийская  страна), активизируют свою роль в формировании международного баланса сил и  установлении режима безопасности в  Азии.

• Необходима координация  действий России, Китая и Индии  в борьбе мирового сообщества против терроризма, сепаратизма и религиозного экстремизма, распространения наркотиков, а также в таких сферах, как  предотвращение экологических бедствий и борьба с их последствиями, установление барьеров против нелегальной иммиграции и т.д.

• Также, на первый план выступает  торгово-экономическое сотрудничество, в процессе которого стороны могут  реализовать свои прагматические интересы.

Тем не менее, несмотря на глобальные задачи, поставленные перед успешным развитием «треугольника», в действительности, перспективы данного трехстороннего сотрудничества зависят от таких  негативных для его развития факторов, как:

• Недоверие и наличие  широкого круга нерешенных вопросов в отношениях Индии и Китая.

• Значительный дисбаланс  между высоким уровнем достигнутых  политических отношений и «отстающего» торгово-экономического сотрудничества между тремя странами.

• Высокая роль США, отводимая  во внешнеполитических приоритетах  Китая и Индии, как экономического партнера, с одной стороны, так  и военно-стратегического, с другой.

 Таким образом, ни Индия, ни Китай еще не готовы к полновесному сотрудничеству не только между собой, но и с Россией в рамках планируемого «треугольника» . Однако, не отрицается, что в перспективе, дальнейшая заинтересованность России в трехсторонней кооперации может способствовать большему сближению Индии и Китая на базе общей заинтересованности в экономической и военной кооперации, а также обеспечении региональной безопасности.

Присутствие США в регионе  .Усилия России в развитии кооперации в южноазиатском регионе будут оставаться более или менее безуспешными до тех пор, пока политическое и экономическое сотрудничество между КНР и РФ и Индией и РФ будет уступать их двусторонним отношениям с США.

При угрозе, создаваемой  военным присутствием США в регионе, они остаются основным экономическим  партнером Китая, чья экспортная политика существенным образом зависит  от рынков США. Также, значительная доля американских инвестиций присутствует и в экономике Индии.

Снятием санкций и возобновлением поставок вооружений в Индию, в рамках коммерческого проекта, поставив этим самым под угрозу своего стратегического  союзника в Азии – Пакистан, США  преследовали две цели: снижение российского  присутствия на азиатских рынках и поддержание нестабильности в  Кашмире.

Последнее объясняется тем  фактом, что при урегулировании противоречий между Китаем и Индией, США могут  встретиться с могучей азиатской  коалицией, объединенной идеей региональной безопасности, противоположной стремлению США закрепиться в геополитически важном для них регионе.

Таким образом, присутствие  США на индийском полуострове объясняется их державными амбициями: недопущение в регион России и сдерживание растущего политического и экономического влияния Китая, как в регионе, так и в мире.

3.2 Стратегические интересы Индии и Китая в АТР и Центральной Азии.

Интересы Индии и Китая, государств, претендующих на роль лидеров  в азиатском регионе, пересекаются в таких стратегически важных районах, как АТР и Центральная  Азия.

АТР .В 50-60-е гг. основной доминантой внешней политики Индии и Китая стало стремление обеспечить безопасность государства и укрепить свой внешнеэкономический потенциал путем распространения своего идеологического, экономического и военно-политического влияния на периферию.

Малые государства Южной  Азии, прежде всего Бангладеш, Бутан, Непал и Мьянма, составляют своего рода «буферное геополитическое  пространство» между двумя региональными  гигантами.

Политика Индии в отношении  приграничных государств сводилась  к патерналистскому подходу, который  находил свое выражение в приравнивании  их национальных интересов к своим  собственным. Такой подход не мог  не вызвать негативной реакции со стороны стран Южной Азии, заинтересованных в сохранении собственного политического суверенитета, чем не преминул воспользоваться Китай, налаживая со своими новыми партнерами серьезное военно-экономическое сотрудничество.

Образование в 80-х годах, не без участия Китая, Ассоциации регионального сотрудничества стран  Южной Азии (СААРК), в которую вошли  Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и Мальдивы, дало Индии  повод считать, что одна из целей  данной организации – ослабление индийского политического влияния, поскольку попытку сплотить страны Южной Азии вокруг Индии следовало  бы осуществлять не на многосторонней , а на двусторонней основе. К тому же во время визита президента Индии в КНР в мае 2000 г., китайской стороной был озвучен проект создания в рамках межрегионального сотрудничества экономического «четырехугольника», объединяющего китайскую провинцию Юньнань, Мьянму, Бангладеш и северо-восточные штаты Индии. Однако, Индия, опасаясь усиления позиций КНР в Бенгальском заливе, предпочитает решать вопросы сотрудничества с ним в рамках Регионального форума АСЕАН. Индия не оставляет надежды использовать АСЕАН как часть противовеса растущей китайской мощи, призывая страны Восточной Азии сплотиться вокруг Индии и Японии, чтобы не допустить абсолютного преобладания Китая в АТР. Центральная Азия За последние пять лет Китай сделался одним из главных актеров в "большой игре" - наступлении на нефтяные и газовые месторождения в богатой энергоносителями

Центральной Азии и в регионе  Каспийского моря. Китай намного  расширил и другие связи со всеми  пятью республиками Центральной  Азии (Узбекистаном, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Туркменией), а  также Азербайджаном. Он заключил договоры о границах со всеми соседними  государствами Центральной Азии, укрепил с ними торговые связи, увеличил объем инвестиций, в обмен на требование не оказывать никакой поддержки  уйгурским националистам и исламским  фундаменталистам, попытки которых  превратить китайскую провинцию  Синьцзян в независимое государство  создают угрозу для национальной безопасности Китая.

Информация о работе Геополитические аспекты, влияющие на развитие индийско-китайских отношений