Геополитическая надстройка в Южном Федеральном Округе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

В 2000 году по указу президента Российской Федерации, в то время Владимира Владимировича Путина, была образована новая административно территориальная единица - Федеральный округ. Попытаемся разобраться, зачем же это было сделано. Ответ довольно прост: в нашей стране 83 региона, управление которыми сходится на одном человеке, а именно Президенте РФ. Он является гарантом конституционных прав и свобод человека, но как можно защищать их, если в подчинении 83 субъекта, а, как известно из теории управления эффективное управление будет тогда, когда в прямом подчинении не более 7-9 единиц. Исходя из этого, было создано сначала 7, а сейчас 8 Федеральных Округов: Приволжский, Уральский, Сибирский, Южный, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Центральный и Северо-Западный.

Файлы: 1 файл

Геополитика ЮФО.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Полпредом в новообразованном федеральном округе стал Александр  Хлопонин- губернатор Красноярского края, опытный менеджер и преуспевший бизнесмен. Полномочия Хлопонину при этом предоставлены уникальные - помимо должности полномочного представителя президента в федеральном округе, он станет еще и вице-премьером правительства РФ. То есть будет подчиняться и президенту, и премьеру, но при этом получит куда более мощные рычаги управления, чем обычные полпреды.

Есть несколько причин, почему руководство нашей страны решило поступить подобный образом. Во- первых, на самом высоком уровне наконец признали, что Северный Кавказ является отдельным регионом страны, в котором процветают преступность, коррупция, безработица и клановость. Во-вторых, Кремль прямо указал на то, что кабинетный полпред Владимир Устинов ситуацию в регионе не контролирует и максимум на что способен - это управлять самодостаточными Майкопом, Элистой, Краснодаром, Астраханью, Волгоградом и Ростовом-на-Дону.

В-третьих, от беспокойного Кавказа отделили (хотя бы на бумаге) стратегически важный олимпийский Сочи. С точки зрения имиджа это крайне важно - столица зимних Игр 2014 года по определению не может находиться на одной доске с Чечней, Ингушетией и Дагестаном.

А ситуация в регионах действительно крайне тяжелая, политическая нестабильность бьет все рекорды перекочевывая из одного субъекта в другой. И если силовыми методами удается «затушить» один регион так через небольшой промежуток времени он вспыхивает с новой силой по соседству. Так получается, что в 2010 году на Северном Кавказе выросло число терактов, их жертв и пострадавших - произошло 238 взрывов и 15 терактов с участием смертников - на 9 взрывов и на 1 теракт больше, чем в предыдущем 2009 году. В 2009 погибло 92 человека, пострадало 332, в 2010 году погиб 151 человек, ранения получили 656 человек.

При этом в Кабардино-Балкарии и Дагестане число взрывов  резко возросло - на 242% в КБР и  на 63% в Дагестане, а в Чечне  и в Ингушетии наблюдается  значительное снижение числа таких  происшествий - на 37 и 54% соответственно.

В Кабардино-Балкарии, ставшей  за 2010 год новым очагом напряженности  на Северном Кавказе, в 2010 году произошел 41 взрыв и 1 теракт с участием смертника.  Количество взрывов более чем  в 3 раза превысило показатель 2009 года, в течение которого из республики поступила информация о 12 взрывах. О терактах со смертниками в 2009 году в Кабардино-Балкарии не сообщалось вовсе.

Сложившуюся сейчас ситуацию лучше всего иллюстрирует  таблица:

В такой ситуации, говорить о какой бы то ни было стабильности не приходится если всего на 6 регионов приходится 238 террактов. Как в такой ситуации может развиваться предпринимательство, о каких инвестициях может идти речь если банд группы могут в одночасье все погубить.

Кроме того, одними из базовых потребностей людей- это безопасность и защищенность. Люди живут в страхе, ведь в любой момент их жизнь может оборваться. Что же делает политическая подсистема в такой ситуации, да ровным счетом ничего. Все знают о проблемах, о их активно обсуждают, а по СМИ передают информацию об очередном разгроме террористической  группы, но все это крупицы, мало влияющие на истинное положение дел. Ведь год от года ситуация ухудшается.  Да возможно ситуация, с приходом Хлопонина и начнет переламываться в лучшую сторону, но пока об этом судить рано.

Но ресурс у нового полпреда довольно  большой ведь в каждом субъекте федерации ЮФО  действуют законодательные собрания, президенты республик, губернаторы, правительства. На уровне местного самоуправления    администрации, городские думы , главы городов и МО. И почти все являются либо членами пропрезидетской  партии « Единая Россия», либо поддерживающие, по крайней мере официально курс центра. То есть у нового полпреда не должно возникнуть никаких проблем с административным ресурсом, но к сожалению все это только на бумаге. В Южных регионах уровень  коррупции находится на высочайшем уровне, также процветает буйным цветом клановость кумовство.

В данном разделе  я  почти не затронул остальную часть  ЮФО, которую считается благополучной. Но сделал я это намерено. Да  и там есть проблемы и трудности с которыми обязана  работать политическая подсистема и по причинам не ведомым сразу она это не делает. Но все это менее значительно по сравнению с ситуацией сложившейся на Кавказе. Там сидит свой полпред, который уже упоминался ранее – Устинов (бывший генпрокурор России), но его активной деятельности не видно. Было просмотрено множество прессы, но упоминая о нем, о его действиях или хотя бы заявлениях почти нигде нет. Региона севера ЮФО живут в ожидании олимпиады 2014, получая огромные инвестиции, ценные кадры и новую инфраструктуру из центра.

 

3) Социальная подсистема

  Рынок труда и уровень жизни населения ЮФО характеризуются остротой проблем безработицы и низкими доходами населения. ЮФО относится к районам с высокой трудообеспеченностью. Это приносит негативное влияние на все стороны общества. По численности экономически активного населения ЮФО за 2007 год находится на третьем месте среди федеральных округов России, составляя 14,9 процентов; по численности безработных — на первом месте (1312 тыс. человек) с уровнем безработицы 5,3 процентов. Основными факторами высокого уровня безработицы на юге России являются: несоответствие темпов роста численности населения спросу на рабочую силу, наблюдавшееся на протяжении длительного времени в ряде республик Северного Кавказа. И занятость определенной части работников в теневых секторах экономики, о которых говорилось ранее.

Кроме того, задолженность по зарплате в ЮФО составляет около 3000 млн. руб. Одной из наиболее серьезных проблем в развитии социально-экономической сферы Южного федерального округа, является невыплата заработной платы. Об этом сообщили в пресс-службе аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. В Волгоградской области задолженность составляет более 500 млн. руб. Динамика статистических данных последних месяцев показывает рост задолженности по выплате заработной платы лишь в двух субъектах округа. В республике Ингушетия и в Астраханской области из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней. В остальных субъектах федерации Юга России, в том числе и в Волгоградской области, имеется тенденция к снижению суммы задолженности по выплате заработной платы. В соответствии с Конституцией РФ по фактам невыплаты заработной платы органами прокуратуры проводятся расследования.

Кризисные явления в  экономике северных и восточных  регионов с высокой долей в  производстве добывающих предприятий (кроме экспортно-ориентированного производства), центральных и южных  регионов с высокой долей машиностроения (в том числе оборонного назначения), легкой промышленности; последствия военных конфликтов, ухудшившие ситуацию на рынке труда ряда республик. Кроме того, проблема занятости населения в ЮФО более остро проявлялась на локальном уровне: в селах, малых и средних городах с концентрацией военной и легкой промышленности, на незавершенных стройках крупных предприятий, в некоторых горнорудных поселках и т. п. Предполагается, что по уровню общей безработицы в первой половине XXI в. будут лидировать республики ЮФО (Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Калмыкия).

 Безработица в Чечне  и Дагестане носит массовый  характер, а уровень жизни в  регионах округа в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а  в Ингушетии — в четыре раза. По данным на 2004 год, среднемесячная зарплата на одного работника в среднем по России составляла 6739 рублей, в среднем по Южному федеральному округу — 4648 рубля (в том числе в северокавказских республиках — 3 — 3,5 тысячи). Существенно выше были средние заработки в Чечне — 4586 рублей в месяцданным на 2004 год, долги по зарплате в среднем по России составляли 160 % к фонду оплаты труда предприятий-должников, в Южном округе в целом — 210 %, в Дагестане — 445 %. Младенческая смертность в 2003 году в Ингушетии была самой высокой в России: 27 на тысячу новорождённых (среднероссийский показатель — 12,4). Продолжительность жизни (ожидаемая при рождении) на Кавказе составляла 68—75 лет, тогда как в среднем по стране — только 65 лет

По данным Росстата на начало 2008 года, самый высокий уровень безработицы из российских регионов был в Чечне (53 %) и Ингушетии (47,3 %). В Дагестане, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии уровень безработицы составлял от 17 % до 20 %. В марте 2008 года директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер заявил, что «на юге действительно ужасное положение, там преобладает теневая занятость и колоссальная бедность, которая и плодит преступность по всей стране. Там просто необходимы властные рычаги для создания новых рабочих мест и организация сезонных работ. Проведение Олимпиады пойдет, конечно, региону на пользу, но было бы наивно полагать, что ее проведение автоматически избавит южные регионы от проблемы безработицы прежде всего из-за низкой квалификации его жителей»

По итогам 2008 года, среднемесячная зарплата в Южном федеральном  округе составила 11734 рубля (в среднем  по России — 17290 рублей),[3] уровень безработицы  в округе снизился до 10,2 % (в Чечне  — до 35,5 %). А Калмыкия по данным Росгосстата заняла последнее место по доходам населения.

Заключение.

 

Со стороны социально-экономического блока правительства РФ есть серьезная  недооценка проблем Южного федерального округа. Многие  обязательства федерального центра по развитию Южного федерального округа пока не реализуются. В  регионе наблюдаются серьезные социальные проблемы, недостаточно финансируются образование и наука. Кроме того, нерешенным остается вопрос развития транспортной инфраструктуры в ЮФО. Без развития транспорта сложно привлечь инвестиции в этот важный регион, одной из точек роста экономики в Южном федеральном округе должно стать развитие туризма. Это  позволит улучшить социально-экономическое положение на Юге России, Северном Кавказе.

Возможно с разделением округа на 2 и приходом к власти Александра Хлопонина ситуация будет улучшаться. Но ему предстоит очень тяжелая работа, так как ЮФО расположен на стыке 2 цивилизаций и нельзя реализовывать схемы применимые к Европейской части России. Нужен индивидуальный подход к проблемам каждого региона.

Кроме того следует отметить природные богатства, которыми располагает  ЮФО. Но надстройка совсем не может  грамотно использовать их из-за рассогласования  между подсистемами. Каждая подсистема работает себе в угоду, а не на благо  другой.  И если главной подсистемой в иерархии должна быть социальная, то в ЮФО она занимает последнее место.  И это на фоне взрывоопасной ситуации во всем округе.

Список используемой литературы.

 

  1. Мешков О.К. Геополитика (для специалистов государственного и муниципального управления): Учебник. СПб., СПбГПУ, Факультет безопасности ИВТОБ, 2005.
  2. Геополитические подсистемы федеральных округов РФ и других государств планеты глазами студентов факультета Комплексной безопасности. СПБ НПО «Страегия будущего», 2008
  3. http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/182170
  4. http://lenta.ru/articles/2010/01/20/hlop
  5. http://Kremlin.ru
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%D4%CE

 


Информация о работе Геополитическая надстройка в Южном Федеральном Округе