Демография и выборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Основной инструмент демографии – статистика, и выражаются демографические данные в численной форме. Помимо этого демография как наука изучает взаимосвязь явлений, факторы, влияющие на демографические показатели (к примеру, изменение возрастной структуры населения в начале этого века связано с бумом рождаемости во второй половине восьмидесятых), а так же причинно-следственные связи между явлениями, относящимися к демографии.

Файлы: 1 файл

Демография.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Избирательные права граждан обеспечиваются рядом гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

 

2.2. Взаимосвязь электоральной и  демографической статистики

 

Предвыборный скачок фиксируется во всех субъектах Федерации за редкими исключениями. Объяснить его сегодня труднее, чем в 2000 году. На сей раз электоральная администрация даже не пытается апеллировать к «волне молодежи», якобы вступившей в избирательный возраст. Хотя, между прочим, на этот раз о молодежи был смысл поговорить: с 2003-го по 2007 год порог 18-летия преодолело обильное поколение, рожденное во второй половине 1980-х. Впрочем, это тема для отрезка в четыре-пять лет, но никак не для пяти месяцев.

ЦИК РФ все объясняет просто: была проведена сверка, уточнены списки. Появились новые избиратели.

Обратимся теперь к президентским выборам 2 марта 2008 года. Здесь все обстоит с точностью до наоборот. Парадоксальным образом на самых важных для России выборах численность избирателей за три месяца (с декабря по март) сократилась на 1,9 миллиона человек.

Аналогично объяснение электоральной администрации: сверили списки, обнаружили случаи двойного учета, привели в соответствие.

На практике это выглядит так. С декабря по март число избирателей в Москве сократилось на 174,4 тысячи. Если это естественный демографический процесс, необходимо поверить, будто темп утраты столицей взрослого населения составляет 700 тысяч человек в пересчете на год. Росстат, однако, зафиксировал для всей России убыток населения за год в размере лишь 478 тысяч. Рекорд принадлежит Санкт-Петербургу. Здесь недостача по сравнению с думскими выборами составила 386 тысяч человек. Между прочим, это 10 процентов от всего списка. Если пересчитать на год, получается 1,5 миллиона. Очевидно, речь идет о процессе не столько демографическом, сколько бюрократическом.

Если эти 386 тысяч - в самом деле лишние и правильно вычищены из мартовского списка, то как быть с декабрьскими выборами, когда они участвовали и голосовали. Уместно вспомнить, что при проверке подписей в поддержку кандидатов список считался недостоверным, если в нем обнаруживалось более 5 процентов брака.

По скорости исчезновения избирателей рядом с Петербургом стоит еще один электоральный гигант - Краснодарский край. В общероссийской житнице численность избирателей за три месяца упала на 216 тысяч человек.

Ситуация станет понятней, если вспомнить, что именно Санкт-Петербург и Краснодарский край оказались лидерами по приросту явки на президентских выборах в сравнении с думскими. Краснодарская администрация показала в марте прирост активности избирателей на 22,6 процента, петербургская - на 16,7. Москва тоже не намного от них отстала.

Еще один шаг к пониманию причин происходящего поможет сделать избирательное законодательство. На думских выборах мандаты между региональными партийными группами распределяются пропорционально абсолютному числу полученных на данной территории голосов. Лишние 174 тысячи голосов для Москвы эквивалентны двум дополнительным депутатским креслам в парламенте. Оттого эти тысячи и «самозародились» к декабрю. На президентских же выборах абсолютная численность избирателей никого не занимает - только явка в процентах как символ всенародной поддержки и знак лояльности региональных администраций.

Явку в процентах можно увеличивать двумя способами: или наращивая числитель дроби (число пришедших голосовать), или уменьшая знаменатель (число избирателей в списке). Проще второе.

Масштаб манипуляций со списками избирателей в последнем электоральном цикле вырос на порядок: если прежде (в условиях двух кавказских войн) без объяснений оставались колебания масштабом в сотни тысяч человек, то сегодня (в мирное время) они превышают 1,5 миллиона. Вырос и их относительный вклад. На федеральных выборах голосуют около 65–70 миллионов человек; 1,6–1,9 миллиона «мертвых душ» из них автоматически составляют около 2,5 процента.

Если в 1990-е годы манипуляции тяготели к глухой периферии и имели ограниченный характер, то теперь они смело используются в самых крупных и электорально значимых субъектах Федерации. При этом произошла «инверсия интересов». В 1990-х численность списков разбухала к президентским выборам и сокращалась к думским, что в целом соответствует приоритетам населения. Сейчас наоборот: на думских происходит рост, а на президентских падение. Это больше соответствует интересам бюрократического аппарата, который добивается выполнения нормативов.

Произошла консолидация прежде разрозненного административного ресурса региональных элит. Раньше они использовали манипулятивные возможности для поддержки конкурирующих в Центре политических сил и поэтому в значительной мере нейтрализовали друг друга. В результате у независимого большинства избирателей оставалось больше возможностей влиять на исход голосования. Сегодня административные ресурсы на местах сплоченно работают в одном направлении. Интегральная управляемость голосования заметно выросла.

Колебания численности избирателей связаны не с демографическими процессами, а с динамикой политических интересов электоральной администрации. Электоральная статистика противоречит демографической. Все очевиднее она отражает не реальные процессы, происходящие в российском обществе, а представления бюрократии о том, как эти процессы должны происходить.

Выборы все больше напоминают советский образец, к которому инстинктивно стремится класс победившей номенклатуры. Итогом станут утрата доверия граждан к избирательной системе и разрушение политической коммуникации между властью и населением. Если выборы организованы так, что действующая элита их в принципе не может проиграть, значит, процесс перераспределения власти пойдет каким-то иным путем: заговор, переворот, «оранжевый» вариант - предсказать невозможно. Любой механизм, кроме электорального, который на глазах утрачивает доверие.

Все в той или иной мере причастные к законотворческому процессу представители власти - президент и парламентские партии, - вне зависимости от идеологии и иных политических обстоятельств, едины в оценке демографической ситуации как проблемной и требующей проведения специальных мер по ее улучшению.7

В то же время, исходя из расстановки политических сил в Государственной Думе пятого созыва, логично заключить, что определяющая доля ответственности по формированию семейно-демографической политики возлагается на политическую партию «Единая Россия». Именно этой политической силе, являющейся в прямом смысле партией власти и уже не впервые получившей большинство депутатских мест в высшем законодательном органе, отводится исключительная историческая роль по разработке и утверждению правового обеспечения, играющего стратегическую роль в демографическом развитии страны.8

Нельзя не учитывать и высокое значение в формировании мер по преодолению демографического кризиса партии «Справедливая Россия». Имея в разы меньшее представительство в Думе, чем у единоросов, эта политическая сила будет разумно использовать возможность реализации своих планов через верхнюю палату Федерального Собрания, возглавляемую лидером «Справедливой России». Одним из подтверждений верности суждения является законопроект «Об основах государственной поддержки семьи в РФ», подготовленный Советом Федерации и содержащий ряд предвыборных тезисов партии Сергея Миронова.

Весомым обстоятельством, с точки зрения формирования семейно-демографической политики, видится и председательство члена одноименной фракции Елены Мизулиной в профильном думском комитете - по вопросам семьи, женщин и детей. В целом же, проанализировав содержание предвыборных политических текстов, приходится признать, что ряд конструктивных идей, предложенных в предвыборный период, в настоящий момент пока еще остается в декларативном виде.

Кроме того, в подавляющем большинстве предложений основное внимание направлено на финансово-материальный аспект, выступающий, по нашему убеждению, лишь как вспомогательный инструмент при активизации репродуктивного потенциала населения. Решающую же роль в нелегком деле преодоления депопуляции должны сыграть позитивные ценностные трансформации и духовно-нравственное оздоровление российского общества. 
Заключение

 

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Население (народонаселение) - основное понятие демографии.

Основным инструментом демографии является статистика, и именно статистика. демографические данные часто требуются для эффективного проведения избирательной кампании. Статистика может подсказать, какая основная возрастная группа потенциальных избирателей, национальность, каково социальное положение. После анализа этих данных можно будет более эффективно построить избирательную компанию.

Данные по демографии региона можно получить в Госкомстате, организациях статистики, из печатных изданий.

Среди научных направлений демографических исследований следует выделить политическую демографию, занимающуюся изучением комплекса социально-политических последствий демографических процессов как в стране, так и в мире в целом.9

В условиях коренных изменений, происходящих в России, возрастающей роли выборных органов разного уровня большое значение имеет состав (национальный, возрастно-половой, образовательный и др.) электората избирательного корпуса. Известно, что молодежь менее консервативна (в смысле постоянства своих взглядов), чем лица старших возрастов. Особенности своего отношения к кандидатам имеют мужчины и женщины разного возраста и образования. Свои отличия в восприятии социальной реальности у отдельных национальностей связаны с их бытовыми и историческими традициями. Все эти факторы, конечно, не главные в поведении избирателей на выборах, но сама тактика проведения избирательной кампании, формы и методы агитации обязательно должны учитывать специфику демографического состава населения.

К демографическим характеристикам целевых групп избирателей, обычно относят: пол, возраст, образование, национальность, род занятий и некоторые другие или их комбинации.10

Демографические характеристики можно получить из отчетов государственных статистических служб. Эти характеристики желательно соотнести с результатами предыдущих голосований и процентами принявших участие в выборах по округу, причем желательно анализировать проценты участия и результаты голосований по отдельным населенным пунктам, по территориальным избирательным комиссиям, если это достаточно большие города, или по отдельным избирательным участкам, если есть возможность достать такую информацию. Анализ предыдущих голосований будет эффективным, если информация будет представлена в электронном виде.

Основные вопросы, на которые следует получить ответы в ходе такого анализа:

- каковы проценты избирателей, принявших участие в выборах;

- за каких кандидатов по политическим  позициям и характеристикам имиджа  они голосуют;

- насколько стабильно они голосуют  за этих кандидатов.

Ответы на эти вопросы следует по возможности получить для отдельных населенных пунктов, территорий, обслуживаемых территориальными избирательными комиссиями, и избирательных участков. Избиратели, с высоким процентом участия в выборах, постоянно голосующие за кандидатов, похожих на нашего, могут быть отнесены к его целевым группам, распределенным по населенным пунктам.

Информация о работе Демография и выборы