Дальневосточный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Первый опыт региональных научных исследований связан с именами Иоганна Тюнена, Альфреда Вебера, Вильгельма Кристаллера, Августа Леша и Вильгельм Лаунхардта.
Благодаря их исследованиям сегодня региональная наука развивается по трем направлениям, которые были предложены ими:
• локационное или "размещенческое", ставящее своей задачей отыскать ключ к наиболее выгодному месту размещения предприятия;
• собственно региональное, стремящееся найти оптимальные размеры и структуру хозяйства данного региона;
• комплексное, пытающееся связать единой теорией локационные и региональные проблемы хозяйства.
Рассмотрим более подробно предложенные ими теории размещения производственных сил.

Содержание работы

1. Научно - обоснованные подходы к размещению производственных сил 3
1.1 Теория сельскохозяйственного штандорта Й.Тюнена (теория изолированного предприятия) 3
1.2 Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта 5
1.3 Теория промышленного штандорта А. Вебера 7
1.4 Теория центральных мест Кристеллера 11
1.5 Подходы к построению общей теории размещения 12
2. Машиностроительный комплекс России 16
2.1 Машиностроительный комплекс - основа НТП и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 16
2.2 Особенности размещения и территориальная структура машиностроительного комплекса Росии ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………18
2.3 Проблемы и перспективы развития машиностроения 22
3. Дальневосточный экономический район 28
3.1 Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района 28
3.1.1 Особенности географического положения и его влияние на развитие района 28
3.1.2 Природно-ресурсный потенциал 30
3.1.3 Население и социальная обстановка Дальнего Востока 32
3.2 Основные производственные силы Дальневосточного экономического района 34
3.2.1 Важнейшие отрасли Дальнего Востока 34
3.2.2 Транспортные пути Дальнего Востока 36
3.3. Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.docx

— 170.54 Кб (Скачать файл)

Агломерируемые производства должны размещаться в заштрихованном сегменте. Выбор точки размещения внутри сегмента осуществляется с учетом транспортного фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.

А.Веберу первому удалось  разработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа. Однако А.Вебер, так же как и его предшественник В.Лаунхардт, не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия.

1.4 Теория центральных  мест Кристеллера

Данная теория представляет собой первую теорию о размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве.

Центральными местами  В.Кристаллер называет экономические  центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В.Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники, а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания (рис.5).


 

 

 

 

 

Рис. 5 Размещение зон обслуживания и населенных пунктов согласно теории В.Кристаллера

Теория В.Кристаллера  объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.).

Каждое центральное место  имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.

Тип иерархии определяется по числу центральных мест следующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных  одному центральному месту данного уровня. Любой центр всегда имеет зависимое от него одинаковое количество поселений, занимающих более низкую ступень.

Функции поселений различны, каждое из них имеет свой радиус влияния и притяжения. В соответствии с этим возможны и разные способы территориальной организации систем расселения, при которых создаются наиболее благоприятные условия выполнения тех или иных их функций.

Теория центральных мест В.Кристаллера хотя и носит крайне абстрактный характер, но позволяет сформулировать общие представления о целесообразности расселения на той или иной территории. Ее можно рассматривать как теорию, дающую эталон системы расселения, с которым следует сравнивать складывающиеся в реальности системы расселения с целью выявления направлений их совершенствования. Известны также примеры практического применения теории центральных мест к решению конкретных проблем территориальной организации хозяйства и расселения в различных странах.

1.5 Подходы к построению  общей теории размещения

Начала теории размещения производства, заложенные И.Тюненом, ВЛаунхардтом, А.Вебером, получили интенсивное продолжение в первой половине XX в. при формировании обшей теории размещения.

В этом процессе можно выделить три основных направления:

• построение чистых теоретических  конструкций, продолжающих традиции классиков;

• создание более общих  теорий, охватывающих новые факторы, условия, аспекты;

• конструирование общей  теории размещения на основе моделей  пространственного экономического равновесия.

Первый подход к построению общей теории размещения базируется на размещении производства или же определения точных правил экономического поведения хозяйствующих субъектов при размещении производства по территории. Пример такого рода чистой теории — выявление оптимального размещения производственных фирм, которые при определенном спросе стремятся минимизировать транспортные издержки на единицу площади. Эту проблему, опираясь на идеи В.Кристаллера, поставил и решил А.Леш. Суть найденного им решения состоит в следующем: фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской решетки, и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пределах своего правильного шестиугольника.

Основу второго подхода составляет переход от рассмотрения отдельного изолированного промышленного предприятия к анализу совокупности взаимосвязанных предприятий. Этот подход объединяют теории сельскохозяйственного и промышленного штандартов. Для этого теоретического направления характерны переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и производственных) к максимизации прибыли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики.

Научной основой третьего подхода в развитии теории размещения является классическая модель общего экономического равновесия, точнее, ее логико-математическая структура. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные теории размещения и включать математическое описание условий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения, образования цен на продукты и факторы производства и многое другое.

Создателем первой теории пространственного экономического равновесия является АЛеш.

А.Леш рассматривает экономический  регион как рынок с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией. Идеальная форма региона — правильный шестиугольник.

А.Леш дал математическое описание рыночного функционирования системы производителей и потребителей, где каждая экономическая переменная привязана к определенной точке пространства. Основными элементами уравнений модели равновесия являются функции спроса и издержек.

Состояние равновесия, по А.Лешу, характеризуется следующими условиями:

    1. местоположение каждой фирмы обладает максимально возможными преимуществами для производителей и потребителей;
    2. фирмы размещаются так, что территория полностью используется;
    3. существует равенство цен и издержек (нет избыточного дохода);
    4. все рыночные зоны имеют минимальный размер (в форме шестиугольника);
    5. границы рыночных арен проходят по линиям безразличия (изолиниям), что обеспечивает устойчивость найденного равновесия.

Основной метод А.Леша — это абстрактно-теоретический анализ в его математической форме. Различие метода А.Леша и большинства экономистов можно показать на примере объяснения такого важного феномена в пространственной экономике, как территориальное (или пространственное) разделение труда.

Для каждого вида производства существует свой рациональный предел концентрации (экономии на масштабе), превышение которого перекрывается ростом транспортных затрат. Очевидно, что для разных видов производств сочетания указанных двух факторов дают разные оптимальные решения. И уже поэтому возникают разные концентрации разных производств по территории, т.е. территориальное разделение труда.

 

В заключении хочется сказать, что развитие рассмотренных выше теорий непосредственно сказалось на размещения производственных сил в сегодняшние дни.

К основным факторам размещения производственных сил относятся:

    • природные условия и характеристики производственной деятельности фирмы (добыча полезных ископаемых или выращивание сельскохозяйственных культур, производство промежуточных или конечных продуктов, предоставление услуг);
    • относительные затраты на производство на различных территориях, скорректированные с учетом сбытовых затрат, а также транспортных расходов при доведении продукции до потребителей как основа создания относительных преимуществ перед остальными конкурентами.

Сегодня при размещении производства опираются на теории, предложенные региональными научными исследователями  в этой области.

Благодаря этим исследованиям  мы сегодня можем наиболее рационально  разместить производственные силы нашей  страны, с наибольшими для нас  выгодами, как для развития экономики страны, регионов, так и для потребителей.

 

  1. Машиностроительный комплекс России

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

    1. создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
    2. является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
    3. обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
    4. выступает как районообразующий фактор;
    5. является отражением степени развития производительных сил в регионе;
    6. дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

    1. Машиностроительный комплекс - основа НТП и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Главным направлением инновационной  и научно-технической деятельности предприятий и организаций машиностроения в 1997 г. оставалась в основном реализация заданий федеральных научно-технических, инновационных и инвестиционных программ, сформированных в рамках федеральной программы структурной перестройки экономики России. По 4-м федеральным целевым программам, включенным на предварительном рассмотрении в Минэкономики в перечень программ, подлежащих финансированию в 1997 г., госзаказчиком является Роскоммаш. К реализации программ привлечено более 300 ведущих предприятий и научных организаций.

Среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность в народном хозяйстве, основную роль играют монетарные: завышенные кредитные ставки, высокий уровень инфляции и, что особенно характерно для общего машиностроения, неплатежеспособность заказчиков. Новые технологии, и особенно энергосберегающие, внедрялись только на трети предприятий. Что касается автоматизации процессов производства, то доля предприятий, где ведутся такие работы, составляет пока 11%. При этом внедрение новых технологий наиболее активно осуществляется на крупных предприятиях.

Таким образом, предприятия  общего машиностроения оказались наиболее зависимы в области нововведений от влияния экономической конъюнктуры.

Учитывая критическую  ситуацию с положением отраслевой науки  и принимая во внимание, что объектом государственной поддержки должен стать российский научно-технический потенциал, на правительственном уровне были разработаны необходимые меры по созданию необходимых условий для развития исследовательской деятельности в области машиностроения.

Сегодня машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства.

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью  в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Машиностроение создает  машины и оборудование, применяемые  повсеместно. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники.

За последние десятилетия  возник ряд новых отраслей, связанных  с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое  назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

    1. Особенности размещения и территориальная структура машиностроительного комплекса Росии

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым  рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности  в продукции, квалифицированных  трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести: наукоемкость; металлоёмкость; трудоёмкость; близость к потребителю.

Информация о работе Дальневосточный экономический район