Борьба за лидерство в постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 07:39, реферат

Описание работы

В настоящее время центральным направлением во внешнеполитических приоритетах России являются страны СНГ, или ближнего зарубежья. Все постсоветское пространство составляет зону её жизненно важных интересов в области экономики, обороны, национальной безопасности и т.д.
Произвольно установленные в советский период границы между бывшими республикам и бывшего СССР в наши дни стали потенциальным источником разнообразных конфликтов. Например, единая в прошлом этнокультурная территория Ферганской долины была поделена между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. К этому прибавились территориальные изменения, произведенные во времена советской власти. В итоге в настоящее время в Центральной Азии насчитывается свыше 10 спорных территориальных проблем, которые подогревают межгосударственные и этнические конфликты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………... стр. 3
Постсоветское пространство оплот стратегического влияния России в мире…………………………………………………………… стр. 4
Предпосылки к объединению……………………………….. стр. 5
Новый этап развития отношений в СНГ…………………..... стр. 8
Заключение………………………………………………………. стр. 12
Список литературы……………………………………………… стр. 13

Файлы: 1 файл

Борьба за лидерство на постсоветском пространстве.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

3). «Южное подбрюшье»  России, или геополитическое положение  на юге СНГ. Существование государств этого региона пронизано глубокими противоречиями: территориальные споры, экономическое соперничество, взаимная подозрительность и плохо скрываемая национальная и культурная неприязнь (например, между Арменией и Азербайджаном, Узбекистаном и Таджикистаном). Сюда можно отнести и вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией в августе 2008 года. Это не позволяет России свернуть свое присутствие на Кавказе и в Центральной Азии и просто уйти оттуда, отстраниться от конфликтов и тем более от участия в их урегулировании в силу многих причин.

Однако военное присутствие, сам факт пребывания российских воинских подразделений за пределами своей страны не обеспечивает России ожидаемого политического и экономического влияния в «ближнем зарубежье». Её воинские и пограничные контингенты в зонах конфликтов, сделав «грязную» работу по прекращению кровопролития, стали средством манипуляции для политиков противоборствующих сторон конфликтов. Также политиков объединяет стремление решить свои проблемы за счет России, на которую они продолжают привычно возлагать ответственность за экономическую разруху, этнические конфликты и политическую нестабильность.

Поэтому не случайно, что  Казахстан, используя свои энергоресурсы, стремится стать лидером всего  постсоветского пространства. «Пользуясь тем, что он обладает серьёзными запасами углеводородов, с одной стороны, готов поставлять их на новые рынки, в том числе и в СНГ. С другой стороны, используя страхи элит новых независимых государств перед так называемым «энергетическим империализмом» России, Астана выстраивает широкую систему политико-экономических отношений. Происходит активная инвестиция казахстанских ресурсов в страны Закавказья, теперь в качестве нового направления обсуждается ещё и Украина с Молдавией. Причём эти инвестиции политически желательны для местных элит, так как они видят в Казахстане альтернативу России»6, - утверждает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

По мнению Данилина, Казахстан  пытается сформулировать некую новую  модель политических отношений, в которой  центром на постсоветском пространстве станет именно он. «Казахстан позиционирует  себя в качестве более демократического игрока по сравнению с Россией, который может быть главной силой свободного интеграционного объединения, которое играло бы на пользу всех других стран. Это концепция получила условное название «СНГ-2», причём очень важным представляется то, что она была заявлена не только внутриполитических кулуарных дискуссий в Казахстане, но и на мероприятиях самого СНГ: в 2007 году эту идею предложил сам Нурсултан Назарбаев, пусть и в весьма завуалированной форме. И эта тенденция, как представляется, получит дальнейшее распространение и развитие»7, - подвёл итог Иван Данилин.

К тому же 1 января 2010 года Казахстан стал страной-председателем  ОБСЕ. В официальных комментариях из Бишкека, Душанбе и Ашхабада подчеркивалось, что Казахстан первым из постсоветских стран и первым из государств Центральной Азии удостоился чести возглавить столь авторитетную организацию, что отражает признание международным сообществом успехов новых независимых государств региона в своем становлении и развитии. Отмечалось также, что Киргизия, Таджикистан и Туркмения связывают с председательством Казахстана в ОБСЕ определенные надежды на усиление внимания к проблемам Центральной Азии. Так, в частности, ряд официальных таджикских представителей говорили о желании Душанбе вынести на трибуну ОБСЕ вопросы, связанные с энергетическими проблемами региона, и о своих надеждах на содействие Казахстана в этой области.

А вот какой-либо официальной  реакции из Ташкента пока не последовало. По мнению обозревателей, успех соседей  явно не понравился Исламу Каримову. Ведь президенты Казахстана и Узбекистана вот уже почти двадцать лет ведут негласную борьбу за лидерство в Центральной Азии8.

 

Заключение.

Итак, любая великая держава нуждается в собственной зоне влияния, на которую проецируются ее национальные интересы. Для России это постсоветское пространство, где она является локомотивом интеграционных процессов. Здесь расположен естественный буфер, свободный от политического и военно-стратегического доминирования Запада.

В экономическом плане прилежащие страны – отправная точка для выхода российского бизнеса на мировые рынки, а также форпост и испытательный полигон (в лучшем смысле этих слов) успешности стратегий российских компаний за рубежом. Рублю не стать мировой резервной валютой, если он не приживется в государствах СНГ.

Безопасность Российской Федерации неразрывно связана с  постсоветским пространством. И  дело не только в военной инфраструктуре и военных объектах, расположенных  на территории некоторых стран. Сам  статус России как одной из великих держав неотделим от постсоветского пространства. Оно является оплотом реального стратегического влияния Москвы в мире, единственным живым остатком некогда могущественного СССР и, в конце концов, шансом России на мировое возрождение. Потому и в Концепции национальной безопасности РФ территория Содружества определена как зона стратегических национальных интересов.

 

Список литературы:

    1. Ашенкампф, Н.Н., Погорельская, С.В. Современная геополитика / Н.Н. Ашенкампф, С.В. Погорельская. – М.: Академический Проект, 2005. – 208с.;
    2. Данилин И. Казахстан стремится к лидерству на постсоветском пространстве // Российская газета. – 2010. – 18 апреля;
    3. Елисеев С.  Элиты и геополитические размежевания на постсоветском пространстве // Социс. - 2010. - №3. С. 25 - 29.;
    4. Калишевский М. Центральная Азия: Борьба за региональное лидерство // Фергана.РУ;
    5. современный мир и Россия // Международная жизнь. – 2007. - №1-2. – С. 50-94;
    6. Эркомаишвили Д. Россия на постсоветском пространстве // Эхо планеты. – 2010. - № 17. – С. 5-7.

 

 

 

 

 

 

1 Эркомаишвили Д. Россия на постсоветском пространстве // Эхо планеты. - 2010. - № 17. - С. 5-6.

2 Современный мир и Россия // Международная жизнь. – 2007. - №1-2. – С. 78.

3 По: Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Современная геополитика. – М., 2005. – С.74.

4 Елисеев С.  Элиты и геополитические размежевания на постсоветском пространстве // Социс. - 2010. - №3. С. 27.

5 По: Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Современная геополитика. – М., 2005. – С. 80-81.

6 Данилин И. Казахстан стремится к лидерству на постсоветском пространстве // Российская газета. – 2010. – 18 апреля.

7 Данилин И. Казахстан стремится к лидерству на постсоветском пространстве // Российская газета. – 2010. – 18 апреля.

8 Калишевский М. Центральная Азия: Борьба за региональное лидерство // Фергана.РУ




Информация о работе Борьба за лидерство в постсоветском пространстве