Психологические проблемы современной журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:59, контрольная работа

Описание работы

Современная журналистика оказывает влияние на все сферы жизни современного общества. Не зря ее называют четвертой властью, ведь благодаря журналистам мы узнаем события, происходящие в различных государствах и странах мира.
«В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая. Основной проблемой психологии журналистики является тот факт, что информационные технологии развиваются быстрее, нежели процессы формирования массового сознания. А именно от массового сознания зависит, будет ли информация создаваться, приниматься, передаваться и распространяться.» (Пронин Е.И. «Психология журналистики» http://evartist.narod.ru/text7/39.htm)

Файлы: 1 файл

Психологияжурналистики1.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

ПСИХОЛОГИЯ  ЖУРНАЛИСТИКИ.

 

Психологические проблемы современной журналистики

Современная журналистика оказывает  влияние на все сферы жизни  современного общества. Не зря ее называют четвертой властью, ведь благодаря  журналистам мы узнаем события, происходящие в различных государствах и странах мира.

 

«В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая. Основной проблемой психологии журналистики является тот факт, что информационные технологии развиваются быстрее, нежели процессы формирования массового сознания. А именно от массового сознания зависит, будет ли информация создаваться, приниматься, передаваться и распространяться.» (Пронин Е.И. «Психология журналистики» http://evartist.narod.ru/text7/39.htm)

 

Т.е. иными словами, технический  прогресс идет гораздо большими шагами, чем человеческое  сознание и  мироощущение, но так как журналист  сам является человеком, т.е. не технической  единицей, а живым организмом, он не может полноценно передать ту самую информацию, которую он плохо понимает  и воспринимает.

 

Современный журналистский  текст опирается, прежде всего, на базовые  ценности среднестатистического человека. Но одну и ту же информацию, каждый человек может принять по-своему, тем самым может вызвать интерес и активность какой-то страты населения, а в следствии, эффект резонанса.

Т.е. иными словами, восприятие человека у каждого индивидуально  и отличается от всех других, так  же как и мнения, предпочтения и т.п. А так как я уже говорила, что журналист такой же человек как и остальные, какие-то факты он интерпретирует по-своему, а если же абсолютно объективно, то личности , читающие и воспринимающие информацию, которую до них доносят понимают по-другому, иными словами по-своему.

 

«Но в современной массовой коммуникации тенденция к сращению журналистики и психологии очевидна. На ТВ и в газетах применяются чисто психологические методики организации материала практически в качестве новых жанров: фокусированное интервью; очерк на основе глубинного тестирования; обозрение с психоаналитической проработкой символики и т.п. Со своей стороны, новейшая практическая психология, используя журналистские методы, расширяет свое воздействие до уровня массовой коммуникации.»

(Пронин Е.И. «Психология журналистики»  http://evartist.narod.ru/text7/39.htm)

Т.е., можно сделать  вывод, что такая наука как психология и журналистская деятельность тесно связаны между собой и в связи с этим появляются так называемые новые жанры с различными психологическими методами, такими как глубокое познание личности, через интервью, его персональный портрет и т.п.

 

Так же проблемой  современной журналистики является проблема правды и лжи в текстах и манипулирование сознанием аудитории. Проблема интерпретации событий является очень важной, поскольку именно под влиянием СМИ в сознании людей происходят изменения, которые не всегда правдивы.

Т.е., СМИ можно назвать средством формирования общественного мнения, тем более, как было сказано выше, человеческое мироощущение и мировосприятие отстает от многих процессов в мире.

 

 

2.Методы психологических исследований  в журналистике.

Знание психологических  законов позволяет журналисту моделировать восприятия читательской аудитории, найти ресурсы для повышения уровня внимания и способы воздействия на аудиторию. Методы психологии, используемые в журналистике, направлены на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами. Нередко в своем творчестве журналист использует метод прогнозирования, который относится к числу эффективных способов изучения действительности. Он способствует созданию целостного представления о времени, где присутствует прошлое, настоящее и будущее. В данном случае прогнозируется развитие явлений путем условного продолжения в будущее тенденций этого развития в прошлом и настоящем. Метод прогнозирования в журналистике предполагает вероятностное описание возможного и желательного. Метод используется, чтобы сформулировать 1) предположение о причине явления, о его свойствах, о бывшем или будущем состоянии; 2) для обозначения самого процесса, ведущего к построению этого предположения и его проверке. Метод проявляется в виде предположения, догадки, домысла. На ТВ и в газетах применяются чисто психологические методики организации материала практически в качестве новых жанров: фокусированное интервью; очерк на основе глубинного тестирования; обозрение с психоаналитической проработкой символики и т.п. Со своей стороны, новейшая практическая психология, используя журналистские методы, расширяет свое воздействие до уровня массовой коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

Психология помогает журналисту глубже разглядеть психологическое  в человеке (его психическую организацию и изменения психики под воздействием внешнего мира и внутренних напряжений души, помочь сделать не столько диагностику устойчивых личных черт, сколько выявить динамически обусловленные особенности сознания (мотивы, смыслы, установки, эмоциональное отношение к тем или иным объектам).

 

 

3.Особенности личности журналиста.

В формировании личности журналиста , большое значение имеют такие факторы как направленность, способности, характер и самоконтроль.

 

Направленность — это система интересов, идеалов, установок личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью – неоценимые качества для журналиста. (т.е. что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться)

 Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) особое значение приобретают такие качества как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый "репортерский нюх" на интересную информацию, широкая информированность, выносливость и мужество, креативность.(т.е. способности это не умения и навыки, которые приобретает человек на протяжении всей жизни, а врожденные, развивающиеся на протяжении жизни,  благодаря какой-либо деятельности, направленной на из развитие)

 

Характер— совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.( Т.е. можно сделать вывод, что В зависимости от черт характера – избрать себе специализацию. Если вы честный человек – вам будет сложно работать в сфере рекламы. Если скромный – затруднительно брать интервью. Решительность и настойчивость хороша для поиска материала для работы, но в области аналитики публицистики – не самые важные черты. Во всех сферах и специализациях профессии важным является –порядочность.)

 

Самоконтроль – очень важная профессиональная черта. Это умение подчинить эмоции собственному разуму. От самоконтроля журналиста зависит отношение общества к событию. В критических ситуациях журналисту ни в коем случае нельзя впадать в панику, что бы не показывать негативный пример. Журналист должен считаться с критикой в его адрес, и мнениями коллег о его работе.

 

С позиций психологических  особенностей понятия, профессионал —  это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, соответствующие требованиям этой деятельности.

 Т.е., мы можем прийти к выводу, что журналист это не просто профессия, деятельность которой может заниматься абсолютно любой, каждый человек. Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активный, честный перед собой, окружающими себя , беспристрастный, талантливый -вот настоящий  профессионал.

 

 

4. Предмет  и объект в психологии журналистике.

Предметом в психологии журналистике являются: особенности и

закономерности восприятия информации, психологические и социально-психологические эффекты СМИ, специфика творческого мышления и личность журналиста, психология профессионального общения, а также психологические закономерности, лежащие в основе феноменов массового воздействия и индивидуального творчества, т.е. некие психологические процессы. Следовательно, предмет психологии журналистики ограничен поведением и психическими процессами в психике человека,  вовлечённого в деятельность по созданию, распространению и потреблению продукции масс-медиа — массовой информации.

Объектом  психологии журналистики являются: журналист и аудитория, а также медиа-продукция, (т.е. материал (в прессе, тв, радио), который создает журналист), которая потенциально может оказывать на потребителя психологическое воздействие.

 

В современной массовой коммуникации тенденция к сращиванию журналистики и психологии очевидна. Психология для СМИ является правой рукой для воздействия и регулирования аудиторий.

 

 

5. Факторы и признаки достоверности  журналистского продукта

В журналистике информация понимается как общественное благо, это означает, что журналист  несет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед  теми, кто контролирует средства массовой информации, но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием. Стоит отметить, что раньше во времена СССР сотрудники СМИ, помимо конечного читателя, несли ответственность еще и перед партийными органами. Сейчас ситуация в корне изменилась.

 

На первый план выходит ответственность журналиста перед учредителем (владельцем) издания, радиостанции или телеканала. Что касается ответственности перед читателями, то здесь прослеживается вполне логичная связь – от мнения потребителей информационных услуг, их откликов зависит известность, имидж, место журналиста и его роль в редакции, а в конечном итоге и заработок.

 

Важнейшей составляющей работы журналиста является деятельность по сбору и проверке фактов, которые  в последствии станут основой публицистического произведения. Журналист собирает данные из различных источников: беседа с информатором, просмотр периодики или специальной литературы, навигация во Всемирной сети, поиски в архивах и проч. Особую сложность составляет проблема проверки достоверности информации. Факты часто противоречат друг другу.

 

Но не одна лишь проверка фактов является признаком  профессионализма. Журналист обязан быть психологом и аналитиком, а также: «объективным интерпретатором фактов, человеком, хорошо разбирающимся в жизненных процессах»[11]. Долг журналиста при оценке информации, полученной из разных источников, состоит в том, чтобы определить степень полноты отражения ими реальных событий. Необходимо дойти до истоков противоречивости.

 

Оценивая сведения, работник пера должен разделить информацию на своеобразные блоки: достоверная, вызывающая сомнения и не достоверная. Здесь  важно многое: связь источника с событием, компетентность источника, степень его объективности, отношение к характеризуемому лицу или событию (например, присутствие личных мотивов), и т.д. Журналист обязан проверять не только факты, но и документы. Работа с документальными источниками требует кропотливости и повышенной внимательности. Поиски в архивах тех или иных сведений могут занять целую жизнь. Но разве достоверная, правдивая информация не стоит всей жизни? Вопрос риторический.

 

Каковы же методы проверки достоверности? Во-первых, сбор дополнительной устной или документальной информации. Чаще всего это расширяет кругозор и глубже погружает исследователя в проблему. Во-вторых, сопоставление сомнительного факта с другими, достоверность которых бесспорна. В журналистике бытует «правило трех источников» – когда совпадение сведений не менее, чем из трех источников, с высокой степенью уверенности может свидетельствовать о достоверности факта. Одним из методов проверки достоверности является так называемое «проигрывание» ситуации в воображении или в аналогичных обстоятельствах. Подобное восстановление событий нередко помогает четко разделить правду от вымысла.

 

Озадачивает высказывание, встречающееся в последнее время  довольно часто о том, что «что журналистика – это власть без ответственности». Причина появления такого выражения – безответственность и безнаказанность некоторых журналистов, ложное понимание ими своей общественной роли, своих прав и обязанностей.

 

 

 

 

6.Определения  и примеры в журналистской  практике понятий ПРАВДА, ЛОЖЬ И ОБМАН

Информация о работе Психологические проблемы современной журналистики