Программы для детей и юношества на современном телевидении. Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить типологические и другие особенности детских и подростковых программ на каналах «Первый» и «Россия». Для достижения поставленной цели, необходимо выделить ключевые моменты (например, история телевидения, его роль и функции, типологические особенности телевидения, доля и содержание детских и подростковых передач в эфире «Первого канала» и «России», а также особенности этих каналов, социальная ответственность телевидения и т.д.) и, исходя из этого, сделать конкретные выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………..2-5 стр.
Теоретические основы исследования.
1.1 История становления и развития телевидения.....................6-10 стр.
1.2 Задачи и функции телевидения в современном мире …...11-14 стр.
Практические основы исследования.
2.1«Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания.......................................... 15-18 стр.
2.2 Анализ контента телеканалов «Первый канал» и «Россия»...............................................................................................................19-22 стр.
2.3 Структура программ для детей и юношества на «Первом канале» и «России»……………………………………………………..…….23-26 стр.
Заключение…………………………………………………………………..…27-29 стр.
Библиографический список…………………………………….........................30-32 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2014.docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

 

 

        

        Останкинский институт телевидения и радиовещания.

 

 

 

 

 

 

 

                                Курсовая работа

По теме: Программы для детей и юношества на современном телевидении. Сравнительный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

                                                                         Студента 4-го курса очно-заочного

отделения Ковалева В.Г.

 

 

                                                2014 г.

                                               Москва

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….………..2-5 стр.

  1. Теоретические основы исследования.

1.1 История становления и развития телевидения.....................6-10 стр.

1.2 Задачи и функции телевидения в современном мире …...11-14 стр.

  1. Практические основы исследования.                                                                                                                                                                
             2.1«Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания.......................................... 15-18 стр.                                              

          2.2 Анализ контента телеканалов «Первый канал» и «Россия»...............................................................................................................19-22 стр.

          2.3 Структура  программ для детей и юношества на «Первом канале» и «России»……………………………………………………..…….23-26 стр.

Заключение…………………………………………………………………..…27-29 стр.

Библиографический список…………………………………….........................30-32 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Наш мир переживает очередную революцию, переход от индустриальной цивилизации, к постиндустриальной или информационной. Если охарактеризовать происходящие изменения коротко, то смысл их состоит в том, что раньше власть принадлежала тем, кто владел промышленностью и производством, а сегодня власть принадлежит тем, кто владеет информацией и может управлять информационными потоками.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом.

Ранние исследования, посвященные телевидению, рассматривали его как техническую новинку, изобретение, которое произвело революцию в технике. Здесь же речь пойдет о культурном и социальном аспектах телевидения, о том, как оно способно изменить общество. Мы выросли с мыслью о том, что телевидение это норма жизни, мы привыкли получать информацию с экрана, доверяем ей и считаем ее достоверной.

Доступность информации, знаний и дешевизна телевидения – это его положительные стороны, однако есть и отрицательные, ведь оно доступно и тем, для кого может сыграть совсем иную роль. Речь идет о детях, подростках и молодых людях – самой открытой и восприимчивой части человечества. Для них существуют специальные познавательные и развлекательные передачи, для них работают целые каналы, однако, если сравнивать объем детского вещания с общим телевизионным фоном в России, его количество покажется ничтожно малым (не более 3-4% от общего времени, при норме 7-10%). Такое положение дел заставляет задуматься не только руководителей телеканалов, педагогов и родителей, порой сами дети и подростки высказывают свою озабоченность и недовольство недостаточным количеством передач для них.

 Главная идея телевидения  состояла и состоит в том, чтобы  транслировать нужную информацию  на максимальные расстояния, сделать  ее доступной для большего  количества людей. К моменту появления  первых телеканалов было распространено  и популярно радио, однако, оно  имело большой недостаток –  отсутствие картинки. Как известно, электромагнитные волны, используемые  для радио- и телевещания, модулируются  сигналами передаваемых программ. При радиовещании эти сигналы  состоят из звуков, а при телевещании  — из звуков и изображений. Телевидение этот недостаток  радио устранило, у зрителей появилась  возможность слышать и видеть  транслируемые передачи, а у государственных  мужей и владельцев каналов  появилась практически неограниченная  возможность для формирования  мнений, правильной подачи информации  и даже воспитания детей. Современное  телевидение имеет одну весьма  примечательную характеристику  – на формирование мнений и  воспитание работают очень многие  передачи, причем так, что нужная  информация оказывается «вшитой»  в основную линию художественных  и документальных фильмов так, что оказывается их неотъемлемой  частью и воспринимается зрителем  как нечто естественное. Таким  образом, содержанию и особенностям  телевизионных передач необходимо  уделять особое внимание, заниматься  их исследованием,  обосновывать  необходимость той или иной  передачи и отслеживать воздействие  на аудиторию, которое она оказывает.

Особенно актуальны вопросы детского телевидения. Первые детские передачи появились вскоре после того, как телевидение стало доступным для широких масс (так, например, первый сеанс телевещания со звуком в СССР прошел в 1936 году, а уже в 1940 году была показана первая детская передача – новогодний спектакль «Зайкин дом»). Поначалу это были телевизионные спектакли и мультипликационные фильмы, постепенно перечень передач расширялся и становился разнообразней.

Сегодня детские программы занимают определенную долю ( не более 3-4% на федеральных каналах) в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей и подростков одновременно.

Здесь следует обратить внимание и на другую сторону телевизионной доступности – это бесконтрольное потребление детьми и подростками информации не предназначенной или даже противопоказанной для них. Насилие, сексуальное поведение, нездоровый образ жизни, цинизм и антисоциальный образ жизни многих героев современной молодежи просто ужасают. Стоит заметить, для многих детей телевидение является основным источником информации, главным путеводителем во взрослой жизни. Именно через телевидение они узнают как нужно вести себя в той или иной ситуации, телевизионные герои навязывают им свои стереотипы поведения, моральные нормы и принципы. Надо ли говорить, насколько далеки они могут быть от тех норм, которые прививают детям родители и учителя.

Российские телеканалы – это кривое зеркало, которое отражает социальное состояние общества в искаженном, гиперболизированном виде. Проблемы, существующие в реальной жизни, находят свое отражение и в телевидении. Огромное количество низкопробных сериалов, криминальных хроник и расследований, развлекательных взрослых программ и практически полное отсутствие детских проектов, говорит о том, что детству и воспитанию мы не уделяем должного внимания.

В своей работе я попытаюсь наиболее полно раскрыть вопросы детского телевидения и, возможно, предложить возможные решения и меры для обеспечения детей чистой, здоровой и полезной интеллектуальной и информационной пищей. Для этого необходимо проанализировать историю развития телевидения, обратить внимание на то, когда появились первые детские передачи, какими они были и как развивались.

Итак,Объект исследования – российское телевидение. Несмотря на огромную социальную значимость, телевидение остается одним из малоизученных явлений в современном мире. Чаще всего оно рассматривается как коммерческий инструмент, однако, его социальная роль и значение должны быть на первом плане. Российское телевидение имеет свои специфические особенности, так как развивается в особых условиях, сложных, непредсказуемых и, в тоже время, жестко регулируемых. Этим объясняются очень многие процессы, происходящие в российском телевидении, в том числе и огромный недостаток детского передач.

Предмет исследования – детские и подростковые программы на каналах «Первый канал» и «Россия». Телевидение – очень широкое поле для исследований, так как охватывает все сферы человеческой жизни. По сути, это своеобразное отражение реальной жизни, масштабная социальная модель, изучить которую в рамках одного исследования невозможно. Детские передачи особенно важны, так как оказывают влияние на взгляды, суждения и мировоззрение подрастающего поколения.

Цель исследования – выявить типологические и другие особенности детских и подростковых программ на каналах «Первый» и «Россия». Для достижения поставленной цели, необходимо выделить ключевые моменты (например, история телевидения, его роль и функции, типологические особенности телевидения, доля и содержание детских и подростковых передач в эфире «Первого канала» и «России», а также особенности этих каналов, социальная ответственность телевидения и т.д.) и, исходя из этого, сделать конкретные выводы.

 

Степень разработанности проблемы. Телевидение как культурный феномен первым рассмотрел М. Маклюэн в своей книге «Гутенбергова галактика» (1962). Он утверждал, что на смену власти книгопечатанья, культуре, основанной на чтении книг, приходит «Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация, в которой главным средством передачи информации и манипулирования сознанием стало телевидение. Его взгляд на телевидение стал, по сути, революционным и, в значительной степени, пророческим.

Кроме того, значительное влияние на осмысление сущности, значения и влияния телевидения на культуру и социум оказал Г. Маркузе. В книге «Одномерный человек» (1967) он характеризовал телевидение как один из главных инструментов манипуляций со стороны государства, превращения его в «одномерного человека», а всего общества — в «одномерное общество». Позже некоторые культурологи назвали Маркузе и Маклюэна глашатаями «новой мировой революции».

Более поздней, но не менее значимой работой, посвященной телевидению, мы считаем концепцию Р. Вильямса, предложенную им в книге «Телевидение. Технология и структурная форма» (1974). Он обосновал телевидение, как поток, разрушающий существующие устои общества, жанровые и другие ограничители.

Среди наиболее интересных отечественных авторов, хотелось бы отметить Рохлина А.М., Горюнову Н.Л., Егорова В.К., Кузнецова Г.В., Свитича Л.Г. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы исследования.

1.1 История становления  и развития телевидения

История нашей цивилизации имеет несколько примеров знаковых событий, которые, если не вносили кардинальных изменений в нашу жизнь, то очень сильно корректировали ее. Такими событиями можно считать появление огня, изобретение колеса, телефона и, наконец, телевидения. Телевидение изменило представления человека об информации, о способах ее передачи. Телевидение изменило цивилизацию, направило ее развитие в новое русло и нам с вами пришлось привыкнуть к этому.

Мысль о возможности передачи изображения на расстояние была подсказана людям самой природой, такими оптическими явлениями, как отражение предметов в воде, миражи в пустынях и т.д. Наши предки стали задумываться о возможности передаче изображения на расстояние, в результате появились легенды и сказки о магах и волшебниках, которые якобы обладают даром видеть сквозь годы и расстояния, о яблочках и тарелочках, хрустальных шарах и подобных приспособлениях. Самые серьезные научные идеи, реализованные в современном мире, вначале были осмыслены или подсказаны художественными средствами.

Прототипы телевизора не раз встречаются в произведениях Пушкина, например, в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» (1834 г.): «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи?». Или в другой, не менее популярной сказке «Аленький цветочек». Почти во всех ее вариантах встречается тема передачи изображения на расстояние.

 Бернард Шоу, Рей Брэдбери, Илья  Варшавский и другие писали  о том, что оптическое изображение  можно будет превращать в биотоки  и таким образом приемником  телевизионных сигналов станет  сам зритель. Он сможет не только  видеть изображение и слышать  звук, но и воспринимать запахи, вкус, ощущать предметы, находящиеся  на большом удалении от него.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что идеи, рожденные воображением людей далеких от науки, и в наши дни представляют определенный интерес. Они продолжают подталкивать исследователей к новым открытиями и разработкам. Теперь же стоит поговорить о технической истории телевидения.

Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов прошлого столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества больших и не очень открытий.

Впервые влияние света на электричество (это явление называется фотоэффект – вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом) обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году. Он подробно описал свои наблюдения, но объяснить это явление так и не сумел. В феврале 1888, русский ученый Александр Столетов провел опыт, наглядно демонстрирующий влияние света на электричество. Столетову удалось выявить несколько закономерностей этого явления. Им же был и разработан прообраз современных фотоэлементов, так называемый «электрический глаз». Но полностью объяснить природу фотоэффекта смог лишь Альберт Эйнштейн в 1905 году.

 Главные же принципы работы  телевидения были созданы французским  ученым Морисом Лебланом. Независимо  от него, подобные труды создает  и американский ученый Е. Сойер. Они описали принцип, согласно  которому для передачи изображения  требуется его быстрое покадровое  сканирование, с дальнейшим превращением  его в электрический сигнал. Ну  а так как радио тогда уже  существовало и успешно использовалось, то вопрос с передачей электрического  сигнала решился сам собой.

Информация о работе Программы для детей и юношества на современном телевидении. Сравнительный анализ