Фоторепортаж во всероссийских общественно-политических газетах и глянцевых журналах (на примере изданий «Комсомольская правда», «Новая г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявить различия в особенностях применения фотографии на страницах всероссийских общественно-политических газет и глянцевых журналов.
В число задач дипломной работы входит:
1. Раскрыть содержание понятия «фоторепортаж»;
2. Выявить место фоторепортажа в системе жанров фотографий;
3. Выявить основные черты и особенности журнального фоторепортажа;
4. Обозначить особенности газетного фоторепортажа

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. История возникновения и развития фоторепортажа…………….
§ 1. Особенности фоторепортажа в системе жанров………………………
§ 2. Особенности газетного фоторепортажа………………………………...
§3. Особенности журнального фоторепортажа…………………………….
§4. Свадебная фотография. Особенности жанра……………………………
Глава 2. Роль и функции фоторепортажа как способа подачи информации в общественно-политических газетах и глянцевых журналах………………………………………………………………………
§ 1. Анализ фоторепортажа на страницах газет «Комсомольская правда» и «Новая газета»……………………………………………………………..
§ 2. Анализ фоторепортажа на страницах журналов «Esquire» и «Elle»…………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом последний.docx

— 73.47 Кб (Скачать файл)

Первый же в мире фоторепортаж появляется в период Крымской войны. О` Саливан со своим легендарным снимком «Урожай смерти» изменил все каноны репортажного жанра в фотографии. Знаменитый фотограф показал на снимках собирательный образ, который рассказал о смерти, ужасе и горе войны.

Во второй половине 19 века активно развивается тема городских  фоторепортажей. В России в этом направлении работают многие фотографы. Один из них – П. Павлов совершил большой труд – сделал широкомасштабную съемку Москвы, при этом запечатлена была и красота большого города, и сама жизнь людей в нём.

С 1980 годов появляется техническая  возможность тиражировать фотографии в газетах и журналах. Фотожурналистика начинает стремительно развиваться. Появляется отдельный тип в развитии фотоиллюстраций — фотожурналистика. За кадры важных событий в редакциях платят большие гонорары. Техника тоже претерпевает значительные изменения — камеры становятся намного легче.

В 21 веке фотография помимо сопроводительной функции иллюстрирования  журналистских текстов приобрела  самостоятельное значение. Зачастую фотография выступает как автономный журналистский материал, с минимумом  подписей к снимкам. Значение информации, которую читатель получает из фотоиллюстрации вполне сопоставимо со значением текстовой информации.

Цель репортажа по сравнению  с другими публицистическими  жанрами усложняется. Репортеру необходимо  как можно быстрее и эффективнее показать читателю картину произошедшего на всех этапах его развития — от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Предмет репортажа — событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие.15 Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Можно уже после случившегося побывать на месте событий, задавать вопросы свидетелям и приблизительно реконструировать ход событий. Так же можно даже почитать что-то близкое к теме. Но в результате для читателя обязательно должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Для создания «эффекта присутствия» автор должен поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.16 Как утверждает  С.М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором».16

В то же время репортаж может быть практически на любую тему, что подтверждается утверждением С.М.Гуревича: «в зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее».17

На сегодняшний день съемка любой фотографии, а тем более репортажа, требует от фотографа не только хорошей камеры и быстрой реакции, а скорее большого опыта и понимания важности самого события. «Сделать снимок тонкого момента или сцены, не внося своего присутствия – это сложная задача для фотографа».18

Однако М.И.Шостак, автор ряда  работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что «участие автора в событии очень желательно».19 Так или иначе, журналист на свое усмотрение выбирает наиболее важные, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Иными словами, фоторепортаж – это жанр, который даёт наглядное изображение события через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.

Как упоминалось нами ранее, основу репортажа составляет метод  наблюдения, и, таким образом, присутствие фоторепортёра на месте события является непременным. По сути дела, фоторепортаж – это поэтапное фиксирование фотографом итогов своего наблюдения. Фоторепортёр должен следить за тем, как развивалось событие, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события, определять ключевые моменты. Следовательно, основу фоторепортажа должны составлять следующие признаки: наглядность, динамичность и информативность.

Уточним, что фоторепортаж имеет свои виды, то есть направления, сложившиеся внутри жанра. Согласно трудам И.Бальтерманца, Г.Розова и В.Борева можно вывести общую классификацию видов фоторепортажа.

1) «политический фоторепортаж;

2)  производственный фоторепортаж;

3) сельскохозяйственный фоторепортаж;

4) научный фоторепортаж;

5) спортивный фоторепортаж;

6) криминальный фоторепортаж;

7) экологический фоторепортаж;

8) культурный фоторепортаж;

9) событийный фоторепортаж».20

Конечно, далеко не все виды фоторепортажа можно найти на страницах общественно-политических газет и глянцевых журналов. Учитывая их рекреационную направленность, аудитория, само собой, не встретит, например, в глянцевом издании политический, производственный или научный репортаж. Однако она может рассчитывать, к примеру, на культурный или спортивный фоторепортаж.

Фоторепортаж располагает  двумя методами съёмки – репортажным  и постановочным. «При репортажном  методе фотограф не пытается влиять на ход происходящих событий, он лишь фиксирует  момент подлинного события, которое  происходит независимо от того, фотографируют  его или нет. При репортажном  методе съёмки далеко не безразлична  фаза запечатленного события. Поэтому  фотограф фиксирует наиболее выразительные  моменты, делая разнообразные дубли. Просматривая затем отснятый материал, он выбирает наиболее удачные кадры».21

Постановочный же метод включает в себя предварительное создание сюжета с целью фотосъёмки. Как утверждает Борев В.Ю., «происходит фиксация заранее подготовленного эпизода. Это близко к особенностям съёмки кинофильма, съёмки в театре, в фотостудии».22 Такой метод съёмки является более художественным, чем репортажный, кроме того, он требует более тщательной подготовки.

Мы уже отмечали тот  факт, что глянцевые и общественно-политические издания активно используют иллюстрации на своих страницах. Пожалуй, вы не найдёте ни одной полосы в подобной печатной прессе, на которой отсутствовала бы изобразительная часть. И это не удивительно, ведь ориентируясь на стремление аудитории легко получать несложную информацию, издатели пытаются максимально облегчить её декодируемость. Фотография обладает рядом уникальных функций, которые текст не может предложить читателю. «Лёгкая декодируемость – крайне важное свойство фотографии. Психологически изображение воспринимается гораздо более удобно, не требует искусственного создания образов, снимает (при необходимости) речевой барьер. Последние социологические исследования говорят нам о том, что большая часть читателей сегодня даже не акцентирует внимания на тексте, если он не снабжён хотя бы какой-нибудь изобразительной информацией».23

Любая фотография на страницах  печатного издания обладает набором  определённых характеристик. Размер фотографии выбирается исходя из пространственных задач. «В большинстве случаев размер фотографии продиктован свободной  площадью на полосе издания. В репортажной  композиции обычно участвуют несколько  фотографий. Иногда они разного размера, но чаще всего дизайнеры стремятся  придать нескольким снимкам единый размер. При этом текстовым подписям отводится минимальная роль: они  лаконичны и предельно чётки».24

«Форма репортажной фотографии почти всегда является прямоугольной. Такая форма фотоснимка выглядит «устойчивой», не бросается в глаза, оттягивая на себя внимание зрителя».25  Тем не менее, в целях привлечения внимания, фотографии могут придать нестандартную форму.

Следует несколько слов сказать  и о чёрно-белых фотоснимках  в глянцевых изданиях и общественно-политических газетах. На страницах иллюстрированных журналов «Esquire» и «Elle», а также на страницах газет «Комсомольская правда» и «Новая газета» такая фотография встречается не так часто, как цветные снимки. Связано это отчасти с «законами жанра» данных газет и журналов, в которых всё должно быть ярким и пёстрым, привлекать внимание; отчасти со стремлением фотографов передать настоящие цвета, ведь в жизни человек не видит мир в ахроматических тонах. Между тем, чёрно-белый кадр способен решать художественные задачи: например, он может подчеркнуть определённую стильность изображённого объекта, или создать грустное настроение, а иногда и передать некую атмосферу старины, снимков-ретро. Кроме того, в данных полноцветных изданиях чёрно-белая фотография может стать источником первичного внимания читателя, отсутствие цвета выделит её из числа прочих снимков.

Таким образом,  мы сделали  вывод, что фоторепортаж – это вид репортажа, производство фотографических снимков с места какого-либо актуального события для публикации в прессе. Фотография помогает даже самый самодостаточный текст сделать ещё более доступным, оригинальным и ярким. Мы также сделали заключение, что «репортаж» как журналистский жанр содержит в себе много художественно-публицистических черт, в первую очередь – ярко выраженное авторское целеполагание. Фоторепортаж содержит много авторского – от выбора темы до выбора ракурса, кадрирования и т.п. Между тем фоторепортаж, в отличие от репортажа имеет, несомненно, меньше способов выражения авторской позиции. В нём доминирует информационная составляющая – событие, новая информация, которую фотограф должен донести до аудитории. 

Мы пришли к заключению, что классический фоторепортаж включает в себя три фотоснимка с кратким  комментарием. При этом фотографии обладают набором определённых характеристик: форма, размер, цвет. Каждая из характеристик определённым образом воздействует на восприятие аудитории. 

Итак, фотография в современной теории и практике журналистики играет решающую роль. Это обуславливается особенностями современной культуры, которая тяготеет к визуализации информации. Подтверждают это ряд исследователей, например, В.Смеюха, Г. Розов и другие.

 

 

§ 2 Особенности  газетного фоторепортажа

В процессе развития общества в нем возникали и до сих  пор функционируют масса всевозможных институтов – политических, экономических, правозащитных, образовательных и  так далее. С течением времени  возник  и такой общественный институт, как средства массовой информации. Первой появилась, как мы знаем, газета. Как пишет С.М.Гуревич в своей книге «Газета вчера, сегодня завтра»: «Газета – первое, старейшее средство массовой информации».26 Газета обладает и своей ролью, предназначением. «Она возникла как средство удовлетворения потребности людей в общении. Это межличностное – индивидуальное и коллективное – общение».27Помимо коммуникативной функции, главная особенность газеты - ее оперативность. Она быстро откликается на все события в жизни людей и отражает их в статьях с фоторепортажами. Самые важные статьи и фоторепортажи, как правило, помещаются на первой странице или полосе. Особенность журнала в другом. Это не скорость подачи информации, а ее основательность. Журнальные статьи и фоторепортажи более подробны, в них дается оценка событий.

Так что же собой представляет фоторепортаж на страницах газет  и журналов? Прежде всего, газетный фоторепортаж имеет свои особенности.

Так как фоторепортаж –  это зримая информация, то он включает в себя снимки только информационные и снимки, представляющие законченные  художественные произведения. Тематика таких фотоиллюстраций весьма разнообразна.

Во-первых, фоторепортаж в  газете может быть на тему многих областей: народного хозяйства, науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д.

Такие снимки можно разделить  на два вида - событийный и обычный  репортаж.

К первым относятся фотографии в газетах различных выставок, открытия новых учреждений, магазинов, фото встреч знаменитостей, презентаций, театральных и кинопремьер и  многих других важных и интересных для общества событий.

Ко вторым относятся фотографии, которые представляют простых людей  в ежедневном творческом труде, за общественной работой, в семье, во время учебы  или занятий спортом, на отдыхе и  т. д.

Вторая особенность газетного  фоторепортажа заключается в  том, что хороший фоторепортер должен иметь одновременно несколько качеств  журналиста. Он должен хорошо разбираться  в области газетной информации, и  обладать качествами фотографа, в совершенстве владеющего техникой своего дела. Тогда  и его фоторепортажи будут  удачны и всегда к месту.

Вся сила репортажного снимка заключается в его документальной убедительности, в показе истины, как  она есть. Эта третья особенность  относится не только к газетному  фоторепортажу, но и к репортажу  в целом.

Информация о работе Фоторепортаж во всероссийских общественно-политических газетах и глянцевых журналах (на примере изданий «Комсомольская правда», «Новая г