Физическая культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Содержание работы

1.Введение……………………..2
2. Понятие физической культуры личности…………………………3
3.Спорт…………………………….6
4.Ценности физической культуры…………………………7
5.физическое совершенство………………………………………10
6.Заключение…………………………..11
7.Список использованной литературы……………………..13

Файлы: 1 файл

физ-ра2.docx

— 34.68 Кб (Скачать файл)

План:

1.Введение……………………..2 
2. Понятие физической культуры личности…………………………3

3.Спорт…………………………….6

4.Ценности физической культуры…………………………7

5.физическое совершенство………………………………………10

6.Заключение…………………………..11

7.Список использованной литературы……………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно  связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Наш век — век значительных социальных, технических и биологических  преобразований. Научно-техническая  революция внесла в образ жизни  человека наряду с прогрессивными явлениями  и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию  и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального  и бытового характера. Все это  приводит к нарушению обмена веществ  в организме, предрасположению к  сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных  факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и  объемно, что внутренние защитные функции  организма не в состоянии с  ними справиться. Опыт десятков тысяч  людей, испытавших на себе воздействие  такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими  упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации  организма к условиям внешней  среды.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а  выполняет и другие социальные функции  общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием  духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность  к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических  условиях профессиональной деятельности.

Физическая культура выступает  как составная часть общей  и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного  развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей.

Индивидуальная физическая культура является результатом личностного  осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, "программ поведения". В ней интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

 

Физическая культура прямо и  опосредованно охватывает такие  свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться  в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого  действия, чувств и общения, физического  и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь  и труд, создает ей психический  комфорт.

 

Таким образом, феномен физической культуры личности студента позволяет  представить ее как интегральное качество личности, как условие и  предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста  и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования.

2.Понятие  физической культуры личности

 Физическая культура – это  вид культуры, содержанием которой  является оптимальная двигательная  деятельность, построенная на основе  материальных и духовных ценностей,  специально созданных в обществе  для физического совершенствования  человек.

Физическая культура личности - это  социально-детерминированная область  общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно - спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом  здоровье.[1]

Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом  в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации  физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим  развитием на основе рационализации и эффективного использования его  собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными  ценностями.[2]

Физическая культура – это часть  культуры общества, которая представляет  собой интеграцию различных видов  человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных  норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и  заключающаяся в формировании тех  потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.

В технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов

В данной структуре физическая культура личности является сложным системным  образованием. Все представленные в  ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности  определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов  деятельности; мотивы характеризуют  направленность личности, стимулируют  и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений  личности к физической культуре в  жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю  щей и актуализирующей силой  поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического  развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности  в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое  развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную  активность личности.

Физическая культура реализуется  в таких формах (компонентах), как  физическое воспитание (связанное с  освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них  является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного  компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого  компонента физической культуры, где  преобладающим моментом будет служить  одухотворенность физического.

Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического  воспитания.

Физическое воспитание – это  педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически  и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.

Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается  в обучении двигательным актам и  управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека[3]. Однако, на наш взгляд, это определение  не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает  только его деятельностный компонент, в то время как в нем существенными  являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.

Ж.К.Холодов, рассматривая понятие "физическое воспитание", отмечает, что это  процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися  специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности  в занятиях физическими упражнениями[4].

Наиболее точное и всеобъемлющее  определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым[5]. Он отмечает, что  физическое воспитание – это педагогически  упорядоченный процесс направленного  использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которых  формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств  и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств  личности.

Таким образом, современные представления  о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и  долголетие. Именно такое понимание  физического воспитания дает возможность  ставить в этом процессе ведущей  и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.

Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.

Эмоционально-целостное отношение  к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается личностью  в процессе самой деятельности и  эффективно развивается с освоением  знаний и творческого опыта, с  проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе.

Выносливость, сила, быстрота, высокий  уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности  могут быть приобретены только путем  использования эффекта целенаправленного  организационного процесса адаптации  организма к физическим нагрузкам  определенного содержания, объема и  достаточной (разумной) интенсивности.

 

3.Спорт

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную  подготовку к ней, а также межчеловеческие  отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической  формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и  сопоставлять человеческие возможности  на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава  действий (вес снаряда, соперника, дистанция  и т.д.), условий их выполнения и  способов оценки достижений по установленным  правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

В качестве продукта общественного  развития спорт составляет органическую часть культуры общества и в зависимости  от конкретных социальных условий приобретает  различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализу¬мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных  соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт  в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической  формой которой является система  соревнований, исторически сложившаяся  в области физической культуры как  специальная сфера выявления  и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить  только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью  и назначением спорта в нашем  обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере  многообразных межчеловеческих  контактов, которые складываются между  тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в широком  понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную  подготовку к ней, а также специфические  отношения, нормы и достижения в  сфере этой деятельности.

Информация о работе Физическая культура личности