Административная школа управления: истоки, сущность и ее значение для современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятий, форм реализации системного подхода в управлении.
Для реализации цели мною поставлены следующие задачи:
– изучить теорию природы систем;
– рассмотреть место системного подхода в эволюции управления как научной дисциплины;
– рассмотреть системное видение организации;
– рассмотреть формы реализации системного подхода.

Файлы: 1 файл

Системный подход в управлении.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Конечно, такая картина  близка к идеалистической, на практике всегда существует погрешность. Но приблизиться к такому решению вполне возможно.    

Для этого потребуется  уйти на глубинный уровень системы  и поискать решение уже там (рис. 1). Как это сделать? Проще всего  с помощью банального вопроса  «почему?».

После того, как определены ключевые проблемы на поверхностном уровне, мы начинаем углубляться в суть этой проблемы. Например, мы считаем, что одной из ключевых проблем является низкая результативность встреч с представителями проектных организаций. Тогда  мы задаем вопрос: 

- Почему результативность низкая? 

- Потому, что наши продавцы  не умеют вести переговоры  с сотрудниками проектной организации.

- Почему они не умеют  вести переговоры с сотрудниками  проектной организации?

- Потому, что продавцы  не видят ключевых выгод  сотрудников проектных организаций.

- А почему они не  видят ключевых выгод?

- Потому, что не знают,  как работает проектная организация  и недостаточно осведомлены о  тех услугах нашей компании, которая  может помочь в работе проектировщикам.

И так далее, пока не докапаетесь  до самой глубинной сути вопроса.

Вот теперь можно разработать  наименее затратное мероприятие, затрагивающее  систему или надсистему (в зависимости  от типа проблемы), повышающее эффективность  работы сотрудников отдела продаж не менее, а может быть, даже более, чем  какие-либо модные дорогостоящие мероприятия.

По сути, системный  подход - есть постепенное движение от общего к частному, при котором  можно найти некие критические  элеменьты системы, расположенные  в глубинных уровнях и воздействуя  на которые, возможно произвести серьезный экономический эффект на поверхностном уровне. Здесь можно провести аналогию с нанотехнологиями, когда изменения на молекулярном уровне приводят к достижению эффектов на видимом уровне, недоступных при применении «обычных» технологий.

А теперь давайте подумаем - а если решать проблему сразу на поверхностном уровне? Тогда придется «заваливать проблему ресурсами», к тому же со спорной эффективностью. Примеров в современном бизнесе - хоть отбавляй, в том числе, в транснациональных корпорациях. Не секрет, что огромные бюджеты совсем нередко тратятся впустую, многие проекты сворачиваются, еще толком не развернувшись.  

 И последний вопрос, который хотелось затронуть - а что же делать, если даже  рассматривая ключевую проблему  на несколько уровней вглубь мы не находим ответа? В этом случае мы ставим себе задачу и решаем ее, желательно с применением уже имеющихся ресурсов. Помните - «Эх сани! Везите меня сами», то есть пытаемся с минимальными затратами реализовать ИКР. Для этого в ТРИЗ разработаны специальные решательные механизмы, но рассказ о них не входит в задачи данной статьи, так как потребует слишком много времени.

ТРИЗ - довольно молодая  эвристическая дисциплина, которая  в настоящее время активно  развивается и совершенствуется. ТРИЗ может применяться не только для решения технических задач, но также в менеджменте - как видно из материала данной статьи, политических технологиях, продажах (автор статьи является соразработчиком технологии и учебного курса по применению инструментов ТРИЗ в продажах сложных технических решений) и в ряде других направлений деятельности человека. 

1946. Ученый из Баку Генрих Саулович Альтшуллер (1926 - 1998) начинает работу по созданию научной технологии творчества, которая со временем получила название "теория решения изобретательских задач" (ТРИЗ).

1956. В журнале "Вопросы психологии" появилась первая публикация о ТРИЗ. 

1989. Образована Международная Ассоциация ТРИЗ. Впервые появляется программный продукт "Изобретающая Машина", который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать их профессиональные проблемы. 1995 - 1997. Программный продукт, переведенный на английский язык, приобретают такие известные фирмы, как "Ford", "Caterpillar", "Procter & Gamble", IВМ, а "Motorola" заключает специальный долгосрочный контракт на поставку 1000 копий системы для своих предприятий. Заключение аналогичного контракта обсуждается и в южнокорейской фирме "Samsung". 

Услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. В США появился и первый сетевой журнал по ТРИЗ, который знакомит с содержанием этих книг. Теорию по ним изучают не только американцы, но и европейцы. 

1999. В январе в Австрии проходит первый европейский ТРИЗ-конгресс. Вузы ряда европейских стран, США и Японии вводят курс теории решения изобретательских задач в свои программы обучения.  
2000. В начале мая проходит II Международная конференция Института Альтшуллера. В конференции принимают участие представители 11 стран. Участвуют компании: "Boeing", "Kodak", "Colgate-Palmolive", "Ford" и многие другие. В конце года создана Европейская ассоциация ТРИЗ - ETRIA (European TRIZ Association). Ассоциация быстро превратилась в глобальную, членами которой стали представители трех континентов. 

2001-2002. Прошли две международные конференции организованные международной ассоциацией ETRIA. На второй присутствовало более 70 человек из стран Европы, Азии и Америки. Представители компаний исследовательских центров и учебных заведений.

1.2. Понятие системного подхода, его основные черты и признаки

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых  фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Системный подход как  общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи (об этом упоминалось выше). Определим черты системного подхода:

• Системный подход - форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

• Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень.

• Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

С учётом сказанного определим  понятие системного подхода:

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход - это такое  направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

Далее рассмотрим основные признаки системного подхода:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернети- ческих, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Таким образом, на основании  изложенного выше можно сделать  определенные выводы, а точнее отличие  системного и традиционного       (аналитического) подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы реализации  системного подхода

2.1 Системное  видение организации

Можно использовать системные  идеи различными путями для достижения целей управления. Среди наиболее распространенных целей такого рода можно выделить следующие:

1) Использование системных моделей для лучшего осознания работы организации как системы.

2) Использование системных моделей в качестве средств предсказания будущего развития организации, помогающих менеджерам оценивать и применять альтернативные стратегии.

3) Концептуализация организации как субсистемы более крупной конструкции, которая позволяет менеджеру оценивать условия среды.

4) Развитие операционных систем, которое помогает в общем управлении организацией

Эти методы имеют широкую  сферу применения. Например, менеджер может применять свое понимание концепции жизненных циклов и концепции постоянных потоков проектов для облегчения процесса принятия решений по уровню и характеру управленческих и технических ресурсов, которые будут распределяться по очередности проектов в определенные моменты времени. Он будет учитывать, что любые действия по проекту начинаются с идеи или концепции, далее переходят к определению и производству и заканчиваются конкретным продуктом или услугой на выходе (так же возможен такой результата, когда проект потеряет поддержку клиентов и уступит место в потоке другим проектам). В  течение  каждой фазы  жизненного  цикла  необходимо  производить определенные действия, а в зависимости от этих действий должны привлекаться по необходимости различные виды людских и других ресурсов. Кроме этого, менеджер должен оценивать прогресс каждого проекта с точки зрения стоимости, требуемого времени, производительности и любых других параметров, которые имеют отношение к данному конкретному проекту (при этом ранжировать по значимости измеряемые параметры должен сам менеджер).

Организация, будучи сложной  системой, в свою очередь, сама является компонентом более крупной системы, являющейся ее окружающей средой. Часто  элементы окружающей среды, конкурирующие с организацией, - будь то конкуренция за средства из федерального или муниципального бюджета, за ограниченные ресурсы, и т. д. -рассматриваются в качестве отдельной субсистемы внешней среды организации.

Таким образом, мышление, мировоззрение, рассматривающее организационный мир, организационное окружение как совокупность взаимодействующих систем, необходимо менеджеру для стратегического анализа положения своей организации в меняющемся окружении. Системно ориентированное мышление менеджера рассматривает взаимосвязь и взаимозависимости следующих систем, связь между которыми графически представлена на рисунке 1.1:

Рисунок 1.1. Модель организационной системы и связанных с ней систем

1) конкурентная система, 2) система внешней среды, 3) внутренняя система организации. Эти термины хорошо подходят к описанию деловой фирмы в виде системы, но, кроме того, они могут быть использованы для системного представления других организаций. Рассмотрим последовательно их содержание.

Конкурентная система  фирмы - это совокупность фирм, соревнующихся с данной за распределение ограниченных ресурсов в конкретной окружающей среде. Так как ресурсов для всех никогда не хватает, каждая организация должна соперничать со многими другими в конкурентной системе. В этом случае ресурсы понимаются предельно широко: это не только ограниченные финансовые ресурсы на рынке заимствования или квалифицированные кадры, но и ограниченное число потребителей продукции фирмы, и даже такой ресурс, как покровительство муниципальных властей.

Однако существование  конкурентной среды - прерогатива не только коммерческих организаций, но и  любых других. Так, например, на первый взгляд можно подумать, что, система  государственных школ не является конкурентной системой. Тем не менее, если принять мысль о том, что школьная система служит основным средством выработки и передачи знаний и содействия процессу обучения, то тогда действительно, другие организации часто неформальные, также оказывают воздействие на процесс обучения, но косвенно. Например, ребенок из неблагополучной семьи скорее всего, приобретет гораздо больше опыта и знаний на улице, в неформальных организациях, чем в школе. Рассматривая этот вопрос, следует так же обратить внимание на «обучение», происходящее в следующих субсистемах среды: досуговые организации (кинотеатры, дискотеки, клубы и пр.), спортивные секции, церковь, секты, телевидение, кино и многие другие подобные организации. Такие сообщества, находятся в явной открытой конкуренции с системой государственных школ.

Система внешней среды организации - это экономическая, политическая, социальная, технологическая подсистемы, в которой работает организация. Каждая из подсистем имеет достаточно сложную структуру, причем некоторые элементы такой структуры могут иметь решающее значение для планирования деятельности организации. Например, такие элементы экономической подсистемы, как процентные ставки или уровень безработицы, могут рассматриваться как первостепенные по важности. Другие, например, динамика мировых цен на рынках металлов, рассматриваться как второстепенные.

Информация о работе Административная школа управления: истоки, сущность и ее значение для современного менеджмента