Политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 00:06, реферат

Описание работы

политической мысли в Древнем мире. Мифологические представления о божественном происхождении власти и политики в трудах мыслителей Древнего Востока: Хаммурапи, Заратустры, Конфуция и др. Политические воззрения в древней Греции и древнем Риме.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Определение и функции СМИ…………………………………………..4
2. Субъекты воздействия на СМИ………………………………………....5
3. Влияние СМИ на политику государства……………………………...5-6
4. Взаимосвязь и взаимовлияние политики государства и СМИ………...6
a) Использование СМИ в ходе избирательной компании……….6-7
b) Выявление общественного мнения……………………………..7-8
c) Пропаганда………………………………………………………….8
5. Информационное манипулирование…………………………………...8-9
6. Компьютерные технологии и СМИ…………………………………...9-10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

Политология!!!.docx

— 34.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Государственный Университет  Управления

 

 

Институт заочного обучения

 

Институт __________________________________________

(название института)

 

Кафедра __________________________________________

(название кафедры)

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

по дисциплине _____________Политология_________________________

 

вариант (тема)    Средства массовой информации как орудие политики

 

Выполнил(а) студент(ка)

заочной формы обучения

специальности бухгалтерский учет, анализ и аудит

специализации _____________

I курса    БУиА-4-10/1 группы

№ студенческого билета

(зачетной книжки) 10-0737      ____________               Мамаева А.В.

                                                       (подпись)              (инициалы, фамилия)

Проверил преподаватель

 

___________________            ______________           __________________

        (ученая степень, звание)          (подпись)    (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  - 2011

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………….. 3

  1. Определение и функции СМИ…………………………………………..4
  2. Субъекты воздействия на СМИ………………………………………....5
  3. Влияние СМИ на политику государства……………………………...5-6
  4. Взаимосвязь и взаимовлияние политики государства и СМИ………...6
    1. Использование СМИ в ходе избирательной компании……….6-7
    2. Выявление общественного мнения……………………………..7-8
    3. Пропаганда………………………………………………………….8
  5. Информационное манипулирование…………………………………...8-9
  6. Компьютерные технологии и СМИ…………………………………...9-10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Неотъемлемой  составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в  большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных  средствах информационного обмена, в установлении и поддержании  постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика в принципе может функционировать на основе рыночного саморегулирования при  ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег  и государственного принуждения. Непосредственными  носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. СМИ представляют собой учреждения, созданные для  открытой, публичной передачи с помощью  специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Отличительными  чертами СМИ являются:

  • публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;
  • наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации;
  • непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;
  • непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

К СМИ относятся  пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, Интернет.

  1. Определение и функции СМИ.

 

Нынешние СМИ  в России – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко-  и видеозаписей.

СМИ и связанные  с ними новейшие информационные и  компьютерные технологии (в том числе  и все более внедряющийся в  быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального  участия самых широких слоев  населения в политическом процессе.

СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими  с точки зрения государственной  власти. При этом сам процесс «ввода»  информации направлен на формирование у различных групп граждан  хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступает  в качестве наиболее эффективного инструмента  познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и  полная информация о самых различных  сторонах политической жизни общества является условием совершенствования  политической культуры.

Функции СМИ состоят  в:

  • Информировании граждан;
  • Содействии их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;
  • Возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле (и критике) органов власти;
  • Мобилизации и формировании общественного мнения.

 

 

 

 

 

  1. Субъекты воздействия на СМИ.

 

Главным субъектом  воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство  через различные институты власти и управления определяет статус и  нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления  правительства, Указы  Президента. Этими  актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего  конституционного строя и т.д.  То есть  СМИ не могут выступать  против основных целей и интересов  государственной политики. Государство  влияет на приобретение собственности  средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или  финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может  оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.

СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики:

    • Политических партий;
    • Общественных организаций;
    • Отдельных политических группировок внутри правящей элиты;
    • Органов военного управления.

Они стремятся  использовать СМИ для реализации своих интересов.

 

3. Влияние  СМИ на политику государства.

 

С другой  стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё  обратное влияние. В современных  условиях это влияние настолько  велико, что СМИ характеризуются  не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня не возможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.

 

4. Взаимосвязь  и взаимовлияние политики и  СМИ по некоторым направлениям  общественно – политической жизни.

 

  1. Использование СМИ в ходе избирательных компаний.

 

Начнем с того момента, когда идет формирование органов  власти, изменение их персонального  состава в ходе избирательной  компании. В странах Запада, а  теперь и в России, ни одни президентские  или парламентские выборы не обходятся  без самого широкого использования  СМИ. Различные социально – политические, экономические, финансово – промышленные группировки, делая ставку на того или  иного кандидата в президенты,  депутаты, губернаторы, задолго до дня  выборов разрабатывают детальный  план избирательной технологии. Главным  содержанием этих технологий является создание привлекательных для избирателей  образов кандидатов. Здесь основное средство – телевидение. Профессионалы  – имиджмейкеры представляют на экраны телевизоров претендентов на государственные посты в самой современной одежде, диктуют им манеру поведения перед потенциальными избирателями, содержание их выступлений тщательно отрабатывается в предвыборных штабах кандидатов. Все это преследует цель – создать у избирателей положительный образ будущего политического лидера.

Организаторов избирательных  компаний, да и некоторых самих  кандидатов не всегда беспокоит, есть ли материальные и иные средства для  выполнения их предвыборных обещаний. Главное – создать у избирателей  нужное представление о данном политике, завоевать их голоса. Денежных средств  на рекламу, как правило, никто не жалеет. Сегодня значительная часть  расходов на проведение избирательных  кампаний составляют расходы на СМИ. Особое значение придается телевизионным  дебатам между конкурирующими кандидатами  на высшие должности. Они стали на Западе и в нашей стране инструментом предвыборной борьбы. К ним соперников готовят самым тщательнейшим  образом, и не только в плане содержания их «разговорной» части, но прежде всего готовят их внешний вид, «тренируют» умению вести себя на широкой публике. Зрелищность, театральность нередко здесь доминируют над содержательностью.

 

b) Выявление общественного мнения.

 

Но вот органы власти избраны. Они начинают управлять  обществом. Во взаимодействии политики и СМИ открывается новое направление  – СМИ доступными им методами изучают  общественное мнение по отношению к  новому персональному составу органов  власти, рейтинг высших должностных  лиц в государстве, в целом  состояние политических отношений  в обществе.

Одним из главных  методов выявления общественного  мнения по тому или иному вопросу  является опрос. Эта проблема может  ставиться перед СМИ политическим руководством как «социальный» заказ, но предмет опроса может инициироваться и самими СМИ (телеканалом, радиокомпанией, газетой). Опросы общественного мнения являются средством политической разведки, выявление позиций какой-то группы населения по проблемам политического  характера, а также по вопросам экономики, социальной, культурно – духовной жизни. Они выявляют, какого мнения граждане придерживаются о том или  ином политическом руководителе, какие  конкретные вопросы жизни их волнуют и какие решения по ним люди ожидают.

Результаты опросов  общественного мнения политически ангажированные СМИ не редко превращают в инструмент предания этому мнению определенной направленности на решения властей по политическим и иным вопросам, на поддержку внутри – или внешнеполитических акций руководства страны. Здесь наиболее ярко проявляется взаимосвязь политики и СМИ. В целом же опросы дают правительству реальную картину состояния умонастроений населения, его отдельных групп, особенно настроений отрицательных, пока они не проявились в поведении, в нежелательных, разрушительных действиях людей. Умное руководство страны учитывает общественное мнение при планировании тех или иных общегосударственных мероприятий. Оно нередко вносит соответствующие коррективы в свои позиции, изменяет тактику действий, дабы не вызвать отрицательную реакцию на них населения.

 

c) Пропаганда.

 

И еще одно важное направление, на котором тесно взаимодействуют  политика и СМИ. Это пропаганда через  печать, телевидение, радио решений  высшего политического руководства  страны, разъяснение народу, что  даст выполнение данных решений каждому  гражданину или отдельным социальным группам. Особенно важной задачей СМИ  является обоснование, раскрытие перед  людьми необходимости так называемых «непопулярных» мер (повышение цен  на товары и услуги, «замораживание»  на какой - то период заработной платы  или пенсий и т. д.).

 

5. Информационное  манипулирование.

Информация о работе Политология