Льготы по налогам и сборам как инструмент налоговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности налоговой льготы их природы налоговой льготы и значения для формирования налоговой политики государства.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- исследована сущность налоговых льгот;
- произведена их классификация по различным классификационным признакам;
- исследован порядок применения налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации;
- изучен зарубежный опыт применения налоговых льгот;
- определены принципы рационального использования налоговых льгот

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность налоговых льгот………………………………5
2. Классификация налоговых льгот………………………………………...10
Роль налоговых льгот в стимулировании развития малого предпринимательства…………………………………………………….15
4. Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах……………..18
5. Основные направления рационального использования налоговых
льгот……………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_lgoty_18_05_ispr.docx

— 88.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт управления финансами и налогового администрирования

Кафедра налоговой политики и налогообложения

Специальность: «Налоги и налогообложение» - 080107

Форма обучения: очная

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

«Налоговая политика государства»

Тема: «Льготы по налогам и сборам как инструмент налоговой политики государства»

Исполнитель: студент(ка)

очной формы обучения

специальности «Налоги и налогообложение»

3 курса 2 группы     ________   Федотова Л.В.

   (подпись)               (инициалы, фамилия)

 

Руководитель работы

Д.э.н. Проф    _________   Шмелев Ю.Д.

(ученая степень, звание)       (подпись)                (инициалы, фамилия)

 

Москва 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Экономическая сущность налоговых льгот………………………………5

2. Классификация налоговых  льгот………………………………………...10

  1. Роль налоговых льгот в стимулировании развития малого предпринимательства…………………………………………………….15

4.  Роль и значение  налоговых льгот в зарубежных  странах……………..18

5. Основные направления  рационального использования налоговых

льгот……………………………………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………...24

Список использованной литературы……………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исторический опыт развития любого государства представляет последовательный поиск наиболее оптимальных способов и форм воздействия на экономический сектор страны. Наиболее приемлемым инструментом осуществления такого воздействия выступает налоговая система. Развитие общества вызывает совершенствование и налогового законодательства, однако, для обеспечения стабильности необходимо предоставлять и определенные гарантии участникам налоговых правоотношений.

Одним из важнейших этапов проведения реформы стало принятие Налогового кодекса РФ, который объединил в себе многочисленные запутанные законы, регламентирующие отношения в сфере налогообложения. Одной из черт принятого документа стало сокращение налоговых льгот, что было вызвано их чрезмерным количеством и необоснованностью. Однако, зачастую можно заметить некоторую подмену понятий – сокращение налоговых льгот сопровождается другими формами налоговых послаблений: установлением нулевой налоговой ставки, необлагаемых минимумов, налоговых вычетов и т.д. Таким образом, в современном налоговом законодательстве параллельно взаимосуществуют разные явления, которые устанавливают некоторые преимущества для налогоплательщиков, в связи с чем становится актуальным приведение их в  соответствие с формами и содержанием, а также выделение из общего массива налоговых льгот.

Целью курсовой работы является определение сущности налоговой льготы их природы налоговой льготы и значения для формирования налоговой политики государства.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

- исследована сущность  налоговых льгот;

- произведена их классификация  по различным классификационным  признакам;

- исследован порядок применения  налоговых льгот в налоговой  системе Российской Федерации;

- изучен зарубежный опыт  применения налоговых льгот;

- определены принципы  рационального использования налоговых  льгот.

Поставленные цели предопределили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей в себя четыре параграфа,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность налоговых льгот

 

Несмотря на то, что налоговые льготы достаточно широко используются в теории и практике научно взвешенного понятия "налоговые льготы", до сих пор нет.

Налоговые льготы выполняют одновременно две функции, с одной стороны, они являются элементом налогообложения, с другой стороны, выступают важнейшим инструментом налоговой политики, позволяющей регулировать экономику государства.

Налоговые льготы представляют собой форму практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и системой налоговых трансфертов применение налоговых льгот является одним из главных инструментов проведения различных типов налоговой политики и методов государственного регулирования [4, с. 14].

Понятие налоговой льготы дано в ст. 56 НК РФ. Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством было категорически запрещено установление льгот, носящих индивидуальный характер, то в Налоговом кодексе предусматривается такая возможность правда в исключительных случаях.

НК РФ не приводит также полного перечня видов налоговых льгот, а в их состав не включены такие как вычеты и скидки, что напрямую противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Кроме того, в соответствии с положениями Кодекса к льготам не относятся предоставление отсрочек и  рассрочек по налогам, ни инвестиционный налоговый кредит, которые трактуются как способы изменения срока исполнения налогового обязательства.

Существует также и неоднозначное мнение по поводу необходимости налоговых льгот в налоговом законодательстве. Различное отношение по отношению к налоговым льготам присутствует по следующим основаниям:

- безадресности;

- множественности;

- факту их наличия [8, с. 18].

Отрицательное отношение к предоставлению налоговых льгот связывается с тем, что они представляют собой прямой вычет из налога, который подлежит уплате в государственный бюджет, тем самым льготы напрямую являются недополученными доходами государства. На это основании льготы рассматриваются как негативное явление, масштабы и результат действия которого следует минимизировать. Западные экономисты зачастую рассматривают налоговые льготы как механизм государственного субсидирования, предоставляемый в виде более льготных условий налогообложения для отдельных категорий плательщиков. Такого подхода придерживаются многие страны, если налоговые льготы все-таки предоставляются, то они должны быть обоснованы и установлены законом. Так, например, в Конституции Бельгии в ч.2 ст. 170 определено, что закон может устанавливать только такие исключения из налогообложения, необходимость которых обоснована. А в ст. 101 Конституции Люксембурга вообще установлен прямой запрет на применение налоговых льгот (не могут быть установлены никакие привилегии в области налогообложения).

Другая сторона говорит о необходимости установления налоговых льгот, поскольку они выполняют стимулирующую функцию налогов, обеспечивают необходимые благоприятные условия для развития некоторых отраслей и позволяют снизить налоговую нагрузку на социально незащищенные слои населения. По этому основанию льготы являются положительным моментом, т.к. они исправляют экономическое и социальное неравенство в обществе.

В российском законодательстве сочетаются обе эти позиции. Сочетание обеспечиваются путем законодательного ограничения количества вводимых налоговых льгот, а также введением большого объема преференций , которые хотя и не являются льготами, однако, фактически ими являются.

Исходя из определения выделим признаки налоговых льгот (рис. 1).

 

 


 


 


 


 


 

 

 

Рис. 1.

 

Рис. 1. Основные признаки налоговых льгот  [22, с. 47]

 

Рассмотрим их более подробно.

  1. Законность установления. Применение налоговых льгот регламентируется следующими нормативно-правовыми документами: по федеральным налогам и сборам – ст. 56 НК РФ, по региональным налогам – законами субъектов РФ, по местным налогам – нормативно-правовыми актами, приминаемыми органами местного самоуправления;
  2. Отсутствие срочности – в соответствии с Налоговым кодексом не могут устанавливаться сроки, в течение которых налогоплательщик может воспользоваться налоговой льготой. Однако, если обратить внимание на налоговую систему,  сформированную в 1991 году, то можно заметить, что такой признак не соблюдался, например, освобождались от уплаты налога на прибыль организаций в течение первых двух лет работы предприятия малого бизнеса, занимающиеся определенными видами деятельности, в течение 3 и 4 года работы им предоставлялась льготы в виде пониженной ставки налога. В настоящее время также еще в системе налогообложения сохраняется в некоторых моментах такие ограничения, например, по налогу на прибыль организаций – предприятие может уменьшить сумму прибыли, подлежащей налогообложению на величину убытков, полученных в предыдущие годы, но не более, чем за 10 лет – это может быть истрактовано как налоговый вычет при исчислении налога, хотя формально льгот по налогу на прибыль законодательством не предусмотрено;
  3. Добровольность применения – у налогоплательщика есть право выбора использовать налоговую льготу или отказаться от ее использования. Однако на основании ст. 56 НК РФ такое право используется не как согласие, а в форме отрицания. Налогоплательщики имеют право отказаться от полного использования налоговой льготы или приостановить ее предоставление на несколько налоговых периодов, за исключением случаев, специально оговоренных в Налоговом кодексе. Таким образом, о желании использовать налоговую льготы оповещать налоговый орган налогоплательщику не нужно, а если  он от нее отказывается, то необходимо этот отказ обозначить. Обозначение отказа необходимо для того, чтобы в следующие налоговые периоды налогоплательщик не мог заявить о возврате переплаченных сумм налога в связи с предоставлением ему налоговых льгот. Однако, все-таки следует учитывать что наличие возможности использования налоговой льготы является правом налогоплательщика, а не его обязанностью, Если у него есть основания для применения такой льготы, то ему не нужно получать разрешение налогового органа для ее применения. Если налоговый орган не согласен с использованием налоговой льготы налогоплательщиком, то он может потребовать у него документы и пояснения, которые подтверждают правильность исчисления налогов на основании ст. 31 НК РФ [2];
  4. Недискриминационный порядок установления – на основании ст.3 НК РФ в России запрещается устанавливать элементы налога по дискриминационным основаниям – полу, расовой принадлежности, вероисповеданию, форме собственности;
  5. Недопустимость индивидуального характера – это положение определено в ст. 56 НК РФ в соответствии с которой нормы законодательства о налогах и сборах, регламентирующие порядок их исчисления и уплаты не могут носить индивидуального характера.
  6. Создание налоговых преимуществ – это одно из важнейших свойств льгот. В соответствии с этим признаком налоговые льготы могут трактоваться гораздо шире, чем это предусмотрено налоговым законодательством. При исследовании налоговых льгот, многими экономистами подчеркивается их двойственный характер. С одной стороны, под налоговыми льготами понимают только те, которые непосредственно установлены в Налоговом кодексе как элемент налогообложения. В этом случае льготы выделены лишь в нескольких главах НК, например, по государственной пошлине в ст.333.35 – 333.39, по земельному налогу в ст. 395. С другой стороны, если рассматривать их более широко как любые предоставляемые преимущества. В этом случае в составе льгот будут отнесены не только полные или частичные  освобождения от налога, но и нулевые и пониженные ставки налогов, применение системы налоговых вычетов и необлагаемых минимумов, использование механизмов отсрочки и рассрочки по уплате налогов, освобождение от обязанностей по уплате [17, с.14].

Такой расширительный порядок трактовки налоговых льгот представляется более приемлемым, поскольку он позволяет более точно оценить потери, которые несет государство от использования механизмов применения налоговых льгот, в то время как более узкая трактовка потребует дополнительной аналитической работы по оценке потерь бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  налоговых льгот

 

Классификация льгот зависит от подхода к режиму их предоставления. В соответствии с вышесказанным – будем рассматривать расширенную трактовку налоговых льгот. Классификация налоговых льгот имеет теоретическое и прикладное значение. С теоретических позиций она позволяет упорядочить систему применяемых государством налоговых преференций. С практической точки она позволяет облегчить анализ  налоговой системы на вопрос перегруженности льготами, дает возможность оценить влияние тех или иных льгот на показатели социально-экономического развития. Произведем классификацию налоговых льгот по с признакам, представленным на рис. 2.

Рис. 2. Классификационные признаки льгот

 

1) В соответствии с  элементами налогообложения выделяют  две основные группы льгот:

- имеющие привязку –  т.е. создание конкретных преимуществ при определении какого-то конкретного элемента налога, например, к налогоплательщику, налоговой базе, объекту налогообложения, ставкам налога, срокам уплате, более подробно эти льготы будут рассмотрены в следующих классификациях [18, с. 32];

- не имеющие привязки  – к ним относятся применение  льготных налоговых режимов. В  Российской Федерации под льготными  налоговыми режимами, прежде всего, понимают специальные налоговые режимы, к которым относится система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения, система налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

2) В соответствии с  формой предоставления выделяют  льготные режимы налогообложения, освобождения, изъятия, вычеты, скидки, отсрочки, рассрочки, кредиты.

Под льготными налоговыми режимами понимают такие режимы, которые создают благоприятные условия налогообложения для отдельных групп налогоплательщиков, удовлетворяющих определенным критериям, осуществляющим определенные виды деятельности либо расположенные на конкретной территории. К таким режимам можно отнести специальные режимы налогообложения и режимы свободных и особых экономических зон. Вне зависимости от того, что как правило, порядок формирования таких зон и режимов устанавливается не налоговым, а иным законодательством, безусловно их можно отнести к льготам. Что же касается специальных налоговых режимов, то отсутствует единое мнение -  считать их льготными или нет. Тем не менее, поскольку они предусматривают уменьшение налоговой нагрузки и обеспечивается добровольный порядок перехода на эти режимы, на наш взгляд, это соответствует в полной мере понятию льготы [19, с. 43].

Применение определенных критериев для применения специальных налоговых режимов позволяет ограничить возможности их использования, что ведет к повышению целевой направленности их использования. Как правило, в число таких показателей относят легко измеримые: численность работающих, размер дохода, имущества и т.д.

Освобождения – это вид налоговых льгот, которые выводят из-под налогообложения отдельные группы налогоплательщиков. Такие освобождения основываются на законодательном установлении категории лиц в отношении которых они применяются. Например, установление льгот для участников Великой Отечественной войны, что является признанием их заслуг перед государством. Выделяют такую разновидность налоговых освобождений как налоговый иммунитет. Эта форма имеет глубокие исторические корни, когда от налогообложения освобождались привилегированные слои населения, например, духовенство, дворянство. В настоящее время такое режим применяется в отношении дипломатических представительств. К некоторых странах таким иммунитетом пользуются научные учреждения, музеи, благотворительные фонды.

Освобождения по критериям основаны на определении параметров, которым должен соответствовать налогоплательщик для получения льготы, например, установление требования для получения освобождения от уплаты НДС в случае, если сумма выручки за любые три последовательные месяца не превысит 2 млн. руб.

Изъятия – вид налоговой льготы, которая выводит из-под налогообложения определенные части объекта. Причем, некоторые изъятия нельзя отнести к налоговой льготе, другие –можно, а при этом они устанавливаются одной статьей НК РФ. Например, освобождение от уплаты НДС доходов, полученных организаций в сфере игорного бизнеса – нельзя считать льготой, в то время как освобождение от уплаты налога доходов от реализации жилых домов, квартир – явно можно и нужно [5, с. 48].

Вычеты – этот вид налоговых льгот позволяет исключить из облагаемого оборота определенную часть налоговой базы. Вычеты могут быть основаны на документально подтвержденных расходах, как например, социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц, а также иметь заранее оговоренный размер, который подтверждать не нужно, например, стандартные вычеты. Кроме этого, они могут быть лимитированными и нелимитированными. К лимитированным вычетам также относятся социальные вычеты, например, ограничена сумма на обучение детей – не более 50 тыс. руб. в совокупности на двух родителей, имущественные налоговые вычеты – при приобретении жилья – не более 2 млн. руб. Нелимитированные вычеты – вычеты по дорогостоящему лечению, вычеты по реализации жилых домов, квартир, находящихся в собственности более трех лет. Вычеты могут предоставляться как только на один налоговый период, так и переносится на будущее, так, например, можно уменьшать сумму налоговой базы по налогу на прибыль организаций на величину полученного убытка. Однако, не все вычеты могут считаться налоговой льготой, так, например, профессиональный налоговый вычет, представляемый индивидуальным предпринимателям, в виде расходов понесенных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Информация о работе Льготы по налогам и сборам как инструмент налоговой политики государства