1.Общие принципы международных стандартов 2.Актив и пассив счета. 3.Двойная запись на счетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Финансовая отчетность составляется и представляется для внешних пользователей многими компаниями во всем мире. Несмотря на то, что финансовые отчетности могут показаться одинаковыми в разных странах, между ними существуют различия, вызванные, вероятно, разными социальными, экономическими и юридическими условиями. Кроме того, в разных странах при установлении национальных стандартов ориентируются на разных пользователей финансовой отчетности. Эти различия привели к возникновению и использованию разных определений элементов финансовой отчетности, таких как активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Это также привело к использованию различных критериев для признания статей в финансовой отчетности в предпочтении, отдаваемом различным системам измерения.

Файлы: 1 файл

контрольная по бух.учету.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Определение пассива баланса прямопротивоположно  его активу. В состав пассива входит:

  • Капитал и резервы (собственный капитал) – средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, с их помощью финансируется часть активов;
  • Заемный капитал (краткосрочные и долгосрочные обязательства) – средства, которые привлекаются организацией для осуществления деятельности с обязательным возвратом.

Пассив  в бухгалтерии записывается с  правой стороны и равен сумме  актива. Иными словами, понятие пассива бухгалтерского баланса – это сумма собственных, заемных и привлеченных средств, которые направляются на увеличение активов для осуществления основной деятельности. Итоговая величина актива и пассива всегда равна.

 

Все хозяйственные  средства, находящиеся в распоряжении организации, учитываются на активных счетах. Понятие и назначение активного  счета можно проиллюстрировать счетом №50 «Касса». Так, поступление денежных средств записывается по дебету, а их расход – по кредиту.

Сальдо  активного счета носит дебетовый  характер, поэтому отражается в левой колонке, как и сальдо на конец периода, и не может быть меньше нуля. Сальдо – величина всегда положительная. Это становится возможным благодаря системе двойной записи.

В качестве инструмента, который позволит понять, пассивный или активный счет, определение отношения к хозяйственным операциям можно применить. Активный счет содержит информацию о хозяйственных средствах, пассивный – об источниках их формирования.

Порядок записи на активном счете  следующий:

  • Сначала отражается сальдо начальное, если оно есть;
  • Последовательно записываются все проведенные операции;
  • Подсчитываются обороты по проведенным операциям по дебету и кредиту;
  • Отражается сальдо конечное.

Список  активных счетов бух учета разнообразен, но на одном предприятии используется его незначительная часть. Безусловно, есть счета, которые применяются везде, например, тот же счет №50 «Касса».

Характеристика  активного счета бухгалтерского учета довольно проста: на счетах отражается движение ценностей, увеличивающих  материальную базу предприятия, не уменьшающих ее (обязательства, убытки, списание в пользу чего-нибудь).

 

 

Пассивные счета нужны для учета источников формирования материальных ценностей  предприятия. Начальное и конечное сальдо по пассивному счету всегда отражается по кредиту. В этой же колонке указывается сумма, на которую произошло увеличение хозяйственных средств. По дебету проходят операции, за счет которых уменьшилась имущественная база предприятия. Например, счет №70 «Расчеты с персоналом на оплату труда» является пассивным, выданные удержанные (на уплату налогов) суммы и указываются по дебету, а начисленные – по кредиту.

Характеристика пассивных счетов бухгалтерского учета:

  • Сальдо кредитовое;
  • Обороты по кредиту всегда выше;
  • Суммы отражают не сами хозяйственные средства, а источники их образования.

В определение  и строение пассивного счета входит единая структура, которая применяется  для всех типов счетов.

 

 

К активно-пассивным  счетам относятся те, на которых  могут одновременно отображаться материальные ценности и источники их формирования. Специалистам необходимо знать, что понятие и строение активно пассивных счетов может быть различным, в зависимости от цели их применения. И нет единого правила отражения сальдо: оно записывается и по дебету, и по кредиту. Поэтому при внесении записи в счет необходимо понять, какого характера эта операция.

Чаще всего к таким счетам относятся:

  • №60 «Расчеты с поставщиками»;
  • №62 «Расчеты с покупателями»;
  • №76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие.

Характеристика активно-пассивных  счетов в бухгалтерском учете:

  • На них одновременно отражаются записи хозяйственных средств и источники их формирования;
  • Активно-пассивные счета сальдо могут быть как дебетовыми, так и кредитовыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двойная запись на счетах.

 

Далекий от бухгалтерии  человек в понятие и сущность двойной записи на счетах вкладывает способ ухода организацией от налогов. На самом деле, всё намного прозаичнее, и такая форма ведения учета применяется во всем мире. Основное значение и суть двойной записи состоит в том, что все материальные ценности организации не возникают ни откуда, и не исчезают бесследно. Иными словами, если по одной статье сумма увеличилась, то по другой она, соответственно уменьшилась. И ровно на такую же величину.

В правило двойной  записи входит принцип взаимности, предполагающий взаимозачет материальных ресурсов. Проведение сложных операций невозможно без корреспонденции (т.е. определенной взаимосвязи) между счетами. Лучше всего принцип двойной записи рассмотреть на примере.

Запись операций на предприятии  оптовой торговли:

  • Отображается сумма НДС по принятым товарам: дебет 19, кредит 60.
  • НДС принимается к налоговому вычету: дебет 68, кредит 19. Таким образом, порядок двойной записи отражает, что:
  • Дебет равен кредиту;
  • Актив равен пассиву.

При использовании  сложных проводок (методов записи на счетах) значительно упрощается метод бухгалтерского учета, двойная запись при этом, а точнее корреспонденции, также становится проще. С помощью специально созданных для бухгалтерии программ расчеты проводятся быстро и точно, отпадает необходимость использования журналов для записи. В последних версиях применяются обновленные функции, чтобы максимально автоматизировать бух учет, система двойной записи при этом остается основным принципом записи на счетах. Благодаря техническим возможностям использовать автоматические средства учета на предприятии стало намного удобнее.

 

При осуществлении  хозяйственной деятельности происходят изменения в составе хозяйственных  средств и их источников. Все хозяйственные  операции, которые совершаются в организациях, оформляются документально.

Изменения, вызываемые хозяйственными операциями, носят двойственный характер и происходят, как правило, в двух взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета.

Каждая хозяйственная  операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды (методом двойной записи): по дебету одного и кредиту другого счета.

В каждом бухгалтерском  счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом  порядке.

Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов. Она выражается записью хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета.

Двойная запись своей внутренней логикой помогает раскрыть принципы противоположного построения структуры активных и пассивных счетов, связывая их с двусторонним построением баланса, где слева (у счетов — дебет) отражаются остатки хозяйственных средств, а справа (на счетах — кредит) отражаются остатки источников средств. И по этой формальной связи счетов с балансом остатки средств заносятся на левую (как в балансе), т.е. дебетовую, сторону счета, а остатки источников средств — на правую (как в балансе), т.е. кредитовую, сторону счета.

Таким образом, построение активных и пассивных  счетов предопределено построением самого баланса. Двустороннее построение баланса диктует двустороннее построение счетов. Счета дополняют баланс, образуя связанную с ним двойной записью единую и цельную бухгалтерскую систему.

Функции в этой системе поделены между балансом и счетами. Баланс периодически воссоздает обобщенную картину состояния имущества организации, а счета обобщают движение (как увеличение и уменьшение) объектов бухгалтерского учета. Непосредственно с балансом счета связаны остатками средств на дебетовой стороне активных счетов и остатками источников средств на кредитовой стороне пассивных счетов. Двусторонность построения счетов, предопределенная балансом, используется для группировки изменений в виде увеличений и уменьшений, происходящих с активными и пассивными объектами бухгалтерского учета.

Двойная запись характеризуется тремя принципами:

  1. отражается дважды;
  2. отражается по дебету одного и кредиту другого счета;
  3. на обоих взаимосвязанных счетах отражается в одной и той же сумме.

Регистрация хозяйственных операций в учетном процессе дублируется в целях контроля и отражается первый раз как свершившийся факт, в хронологической регистрации с документальным подтверждением, а второй раз — в системной регистрации в виде разноски суммы операции по дебетуемым и кредитуемым синтетическим и аналитическим счетам.

Бухгалтерский учет благодаря двойной записи становится системным, текущим и непрерывным, в котором ни одна запись не отражается без документального подтверждения, и разнообразная совокупность имущества  обобщается в едином денежном измерении. В системном, текущем и непрерывно осуществляемом бухгалтерском учете однородные, документированные факты хозяйственной деятельности обобщаются в различные экономические показатели финансовой отчетности, которые формируются на дебете и кредите бухгалтерских счетов с помощью двойной систематической записи в виде остатков и оборотов.

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все  принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке.

Один из ее этапов — запись корреспондирующих  счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах (т.е. составление бухгалтерских  проводок) называется котировкой, а  текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, — бухгалтерской проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью).

Бухгалтерские проводки составляют на самом документе, которым оформляется хозяйственная  операция, в ведомости или журнале, куда записывается операция, или на отдельном специальном бланке (мемориальных ордерах).

Для облегчения записей каждому счету присваивается  определенный номер (шифр), поэтому  при составлении бухгалтерских  проводок указывают не наименование счетов, а их номера (№ 50 — счет «Касса», № 51 — счет «Расчетный счет»).

Для правильного  отражения в учете хозяйственных  операций необходимо понять, что каждая хозяйственная операция по экономическому содержанию является двойной и всегда вызывает изменения на двух счетах, но в одной и той же сумме.

Пример 1. Произошла хозяйственная операция: от поставщика поступили на склад организации материалы на сумму 42 500 руб. В результате этой операции на складе организации остатки материалов увеличились на 42 500 руб., но одновременно у организации возникает задолженность поставщику за эти материалы также в сумме 42 500 руб. Для составления бухгалтерской записи (проводки) рассуждают следующим образом (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Отражение операции на счетах учета

Последовательность  рассуждений 

Первый счет

Второй счет

1. Указанная хозяйственная  операция вызвала изменения в  двух счетах (называем шифры и  наименование этих счетов)

№ 10 «Материалы» 

№ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 

2. К средствам или источникам относятся эти счета?

Средства 

Источники средств 

3. Какие это счета  по отношению к балансу? 

Активный 

Активно-пассивный 

4. Какие изменения  (увеличение или уменьшение) вызвала  данная операция в этих счетах?

Увеличение (поступили материалы)

Увеличение (возникла задолженность  поставщику за материалы)

5. На какой стороне  каждого счета (дебете или кредите)  следует отразить эти изменения? 

На дебете (так как  увеличение средств в активных счетах записывается на дебетовой стороне)

На кредите (так как  увеличение источников в пассивных  счетах записывается на кредитовой стороне)


Правильность  рассуждений можно дополнительно  проверить, определив, к какому типу изменений относится операция и  не нарушается ли равенство. Рассмотренная  операция относится к III типу, так как произошло увеличение актива и пассива баланса (в активе увеличилась статья «Материалы», в пассиве увеличилась статья «Расчеты с поставщиками») на одну и ту же сумму — 42 500 руб. В результате итоги актива и пассива увеличились на эту же сумму, и равенство их не нарушилось.

Информация о работе 1.Общие принципы международных стандартов 2.Актив и пассив счета. 3.Двойная запись на счетах