Виды инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущества предприятия. К имуществу предприятия, как правило, относятся: основные средства; нематериальные активы, прочие запасы, денежные средства, финансовые обязательства, отраженных в бухгалтерском учете некоммерческой организации (кредиторская задолженность, займы, кредиты банков, резервы); имущество, не принадлежащее некоммерческой организации, но числящееся в бухгалтерском учете (например, находящиеся на ответственном хранении одежда, обувь, продукты питания и т. д., предназначенные для раздачи малоимущим, арендованные основные средства).

Файлы: 1 файл

1.docx

— 18.45 Кб (Скачать файл)

1. Виды инвентаризации

Инвентаризация – это  проверка фактического наличия имущества  предприятия. К имуществу предприятия, как правило, относятся: основные средства; нематериальные активы, прочие запасы, денежные средства, финансовые обязательства, отраженных в бухгалтерском учете некоммерческой организации (кредиторская задолженность, займы, кредиты банков, резервы); имущество, не принадлежащее некоммерческой организации, но числящееся в бухгалтерском учете (например, находящиеся на ответственном хранении одежда, обувь, продукты питания и т. д., предназначенные для раздачи малоимущим, арендованные основные средства).

Инвентаризация по охвату имущества делится на полную и частичную, а по основаниям проведения – на плановую и внеплановую (внезапную). В соответствии с Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности РФ плановая инвентаризация осуществляется по установленному графику (перед составлением годового отчета), а внеплановая (внезапная) – по мере необходимости (при смене материально ответственных лиц на день приемки-передачи дел, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ).

Инвентаризация перед  составлением годовой отчетности проводится обычно в конце года (в октябре-ноябре) – с тем, чтобы к концу года ее можно было завершить и сделать  по ее результатам все необходимые  проводки.

Кроме того, руководитель организации  может распорядиться о проведении дополнительной инвентаризации. В этом случае издается распоряжение или приказ о ее проведении с указанием даты, порядка проведения, перечня проверяемых  имущества и обязательств.

Фактическое наличие имущества  сверяется с данными бухгалтерского учета. Кроме того, контролируется сохранность  имущества, выявляется имущество, потерявшее свое первоначальное качество, залежавшееся и ненужное организации. Проверяется  также полнота отражения в  учете обязательств.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно  действующая инвентаризационная комиссия. Председателем комиссии является руководитель некоммерческой организации или  его заместитель, в составе членов комиссии должен быть главный бухгалтер. В составе инвентаризационной комиссии должно быть не менее 3 человек. Верхнего количественного предела не существует, единственное условие, которое должно соблюдаться, – нечетное количество членов инвентаризационной комиссии.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для  признания результатов инвентаризации недействительными. Поэтому в случае невозможности участия хотя бы одного из заранее утвержденных членов комиссии следует произвести замену, оформив это приказом руководителя.

Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации  приказом или распоряжением.

 

 

Основания проведения инвентаризации:

 

1) передача имущества в  аренду, выкуп, продажа, преобразование  унитарного предприятия;

 

2) составление годовой  бухгалтерской отчетности;

 

3) смена материальноответственных лиц;

 

4) выявление фактов хищения,  злоупотребления или порчи имущества;

 

5) стихийное бедствие, пожар,  другие чрезвычайные ситуации;

 

6) реорганизация или ликвидация  предприятия.

 

2.Требования к проведению  инвентаризации: 1) для проведения  инвентаризации должна быть создана  постоянно действующая инвентаризационная  комиссия;

 

2) персональный состав  инвентаризационных комиссий утверждает  руководитель организации. В состав  инвентаризационной комиссии включаются  представители администрации организации,  работники бухгалтерской службы, работники независимых аудиторских  организаций;

 

 

3) отсутствие хотя бы  одного члена комиссии служит  основанием для признания результатов  инвентаризации недействительными;

 

4) до начала инвентаризации  комиссии надлежит получить последние  приходные и расходные документы  или отчеты о движении материальных  ценностей и денежных средств;

 

5) комиссия обеспечивает  полноту и точность внесения  в описи данных о фактических  остатках основных средств, запасов,  товаров, денежных средств и  финансовых обязательств, правильность  и своевременность оформления  материалов инвентаризации;

 

6) фактическое наличие  имущества при инвентаризации  определяют путем обязательного  подсчета, взвешивания, обмера;

 

7) проверка фактического  наличия имущества производится  при обязательном участии материально  ответственных лиц;

 

8) инвентаризационные описи  могут быть заполнены с использованием  средств вычислительной техники  и ручным способом;

 

9) описи подписывают все  члены инвентаризационной комиссии  и материальноответственные лица. В конце описи материальноответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение;

 

10) на имущество, находящееся  на ответственном хранении, арендованное  или полученное для переработки,  составляются отдельные описи;

 

11) если инвентаризация  имущества проводится в течение  нескольких дней, то помещения,  где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной  комиссии должны быть опечатаны;

 

12) когда материальноответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии, после чего инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке;

 

13) для оформления инвентаризации  необходимо применять формы первичной  учетной документации по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств;

 

14) по окончании инвентаризации  могут проводиться контрольные  проверки правильности проведения  инвентаризации. Их следует проводить  с участием членов инвентаризационных  комиссий и материальноответственных лиц;

 

15) в межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

 

Выявленные при проведении инвентаризации расхождения фактического наличия материальных ценностей  и данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке.

 

Обнаруженные излишки  материальных ценностей по рыночной стоимости приходуются и зачисляются  на финансовые результаты предприятия  с последующим установлением  причин возникновения излишка и  виновных лиц.

 

Выявленные недостачи  материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списываются  на издержки производства и обращения. В таком случае нормы убыли  применяются только при выявлении  фактических недостач. Если отсутствуют  данные нормы, утвержденные законодательством  РФ, то убыль рассматривается как  недостача сверх норм.

 

Недостачи и порча материальных ценностей, превышающие нормы естественной убыли, относят на виновных лиц.

 

Для обобщения информации о всех видах расчетов с работником организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами, предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». В дебет этого счета суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 98 «Доходы будущих периодов», 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции). В бухгалтерском учете данная хозяйственная операция отражается проводками.

 

 

 

Функции бухгалтерского учета:

1) контрольная – позволяет определить достижение организацией своих действий, осуществляется с помощью установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов, проведения корректировки.

Различают следующие виды контроля:

– предварительный – проводится до совершения хозяйственной операции;

– текущий – проводится во время осуществления хозяйственной операции;

– последующий – проводится после завершения хозяйственной операции;

2) информационная – помогает фиксировать и накапливать всестороннюю обобщающую и детализированную информацию о состоянии и движении имущества, источнике его образования, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности. Бухгалтерская информация используется в оперативно-техническом и статистическом учете для планирования и прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности;

3) обратной связи –  позволяет контролировать выполнение  плановых показателей, стандартов, нормативов и смет, устанавливать  различные недостатки, выявлять  резервы производства, степень их  мобилизации и использования.  Функцию обратной связи выполняет  находящаяся на различных носителях  информация, поступающая, как правило,  из первичных документов;

4) обеспечение сохранности  собственности – позволяет вскрывать  растраты и хищения, выявлять  деятельность различных коррумпированных  группировок, а также предупреждать  их деятельность. Инструментом для  реализации данной функции является  инвентаризация имущества;

5) аналитическая – обеспечивает осуществление анализа по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе анализ использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен.


Информация о работе Виды инвентаризации