Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика направлена на создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности и экономики в целом.
В своей работе я постаралась рассмотреть понятие антимонопольной политики, цели и методы демонополизации экономики, её особенности в условиях рыночной экономики, а также осветить процесс становления антимонопольной политики в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1.Монополия: понятия, виды ……………………….……………………..………….4
1.1 Основные цели антимонопольной политики…………………………………….7
1.2 Направления антимонопольной политики……………………………………….9
2. Причины возникновения и сущность монополий ………………………………10
3.Особенности антимонопольной политики в России………….…….……………. 13
4.Становление антимонопольной политики в России………………………..…..…15
Заключение……………………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

курсач бизнес.docx

— 43.15 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

   Введение……………………………………………………………………...3

1.Монополия: понятия, виды ……………………….……………………..………….4

1.1 Основные  цели антимонопольной политики…………………………………….7

1.2 Направления  антимонопольной политики……………………………………….9

2. Причины  возникновения и  сущность  монополий ………………………………10

3.Особенности  антимонопольной политики в России………….…….……………. 13

4.Становление антимонопольной политики в России………………………..…..…15

Заключение……………………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………………….20

 

 

                                       Введение

 

 

     Антимонопольная  политика направлена  на создание условий добросовестной   конкуренции и предотвращения монополизации рынка. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности и экономики в целом.

      В своей работе я постаралась рассмотреть понятие антимонопольной политики, цели и методы демонополизации экономики, её особенности в условиях рыночной экономики, а также осветить процесс становления антимонопольной политики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

  1. Монополия: понятия, виды.

           В настоящее время существует большое количество определений термина "монополия", ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1. С точки зрения рыночной структуры

2. С точки зрения рыночного поведения

3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта . Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Монополия – это такое явление, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы  фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

монопольно высокими ценами

ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Кроме этого, можно привести следующие  признаки монополии:

1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2. Производимая продукция является  уникальной (то есть отсутствуют  товары-заменители).

3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к  примеру фирмы, обслуживающие систему  телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так  и к закрытой монополии (так как  присутствуют юридические барьеры  для конкуренции).

Фактически все монополии могут  считаться открытыми, так как  легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут  быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут  быть сведены на нет изменениями  в технологии.

                     

 

    1. Основные цели антимонопольной политики.

Можно выделить следующие основные цели, достижение которых позволяет  идентифицировать эффективность рыночной системы:

  1. Рациональное использование ресурсов для выпуска продукции и ее соответствия количественным и качественным требованиям потребителей.
  2. Деятельность субъектов рынка, относящихся к любой стадии воспроизводственного цикла, должна быть прогрессивной и оптимальной, должна использовать преимущества науки и техники.
  3. Распределение доходов должно быть справедливым и не должно превышать уровня, необходимого для возмещения затрат.
  4. Достижение социальной и экономической стабильности в обществе.

В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Достижение  этих целей предполагает:

  1. проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
  2. обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
  3. снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
  4. активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
  5. упорядочение оказания государственной помощи;
  6. организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
  7. пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Экономические цели антимонопольной  политики

 

 

    1. Направления антимонопольной политики.

 

Практика антимонопольной деятельности осуществляется в значительной мере по четырем важнейшим, традиционным направлениям:

  1. ограничение монополизации рынка;
  2. запрещение слияния конкурирующих компаний;
  3. запрещение установления монопольных цен;
  4. сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Современная практика ориентируется на развитие двух важнейших форм совершенной и несовершенной конкуренции:

  1. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта, которая предполагает разделение различных видов продукции и услуг на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. Она позволяет учитывать как особенности различных производственных структур, так и различие условий реализации продукции. Это своеобразная достаточно эффективная форма сочетания совершенной и несовершенной конкуренции.

 

  1. Достаточно эффективной формой сочетания совершенной и несовершенной конкуренции является олигополия, базирующаяся на господстве небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. Например, крупнейшие автомобильные гиганты США - "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер", с одной стороны, монополизировали рынок автомобилей в США, с другой - ориентируют потребителей на качество, предпочтительность каждой торговой марки. При этом "возможности кошелька" позволяют наиболее состоятельным покупателям приобретать уникальные, порой произведенные в единственном экземпляре товары высокого качества по высоким рыночным ценам. При установлении такого рода высоких цен монополии ориентируются не на ценовую, а на неценовую конкуренцию. Соперничество ведется на базе технического nревосходства, высокого качества, надёжности изделий.

Относительно слабые компании, не выдерживающие конкуренции, теряют позиции на рынке, как правило, поглощаются крупным бизнесом, или могут сотрудничать с ним в качестве вспомогательных структур.

Важным аспектом антимонопольного законодательства является запрещение слияния конкурирующих компаний. При этом правительства многих стран контролируют и противодействуют не только открытым, но и "тайным" объединениям и сговорам. Отмеченное обстоятельство явилось основной причиной "антикартельной" политики, поскольку многие картельные объединения по мере развития все более переходили от открытых к тайным "джентльменским" соглашениям, что также противоречит антимонопольной политике.

Чрезвычайно важное направление антимонопольной политики - цены. Обеспечивавший длительное время монопольно высокие прибыли механизм монопольных цен, маневрировавший монопольно высокими и монопольно низкими ценами, корректируется антимонопольным законодательством.

С помощью антимонопольного законодательства правительства многих стран проводят активную "антидемпинговую" политику, направленную против устранения крупным бизнесом более слабых соперников, запрещая снижение цен реализации товаров ниже издержек их производства, тем самым стимулируют жизнедеятельность более слабых конкурирующих структур.

 

       2. Причины возникновения и сущность монополий.

 

        Рынок и рыночная экономика имеют как позитивные, так и негативные стороны. К числу негативных относится порождение рынком монополий и монополистических тенденций в экономической системе.

Отдельные формы и признаки проявления монополизма  отмечаются даже в тех экономических  системах, где монополии не занимают господствующего положения.

Несмотря  на то, что рынок и отдельные признаки монополизма в ряде стран существовали в течение нескольких тысячелетий (с IV тысячелетия до н. э. до последней трети XIX в.), монополистические тенденции в экономике становятся господствующими только в конце XIX в. Возникает вопрос: какие же причины обусловили возникновение монополий?

Эти причины  связаны, прежде всего, с изменениями  в технологическом способе производства. Предпосылкой таких изменений была промышленная революция конца XVIII —  начала XIX в., возникновение новых  отраслей промышленности и быстрое  развитие производства во многих из них, прежде всего, в легкой промышленности вследствие появления важных технических  изобретений.

Изменения в технологическом способе производства привели к концентрации производства, наряду с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала.

Каждый  из этих процессов развивается по своим законам. Так, концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые·  и существенные связи между развитием  производительных сил и процессом  концентрации, вследствие действия которых  происходит растущее сосредоточение факторов производства (вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития капитализма, движущая сила которого — конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели  вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При  этом из массы мелких и средних  предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных.

Информация о работе Антимонопольная политика